Жены израильских премьеров: Мирьям Эшколь

На модерации Отложенный

Супруга третьего главы правительства Леви Эшколя родилась в румынском городе Бакэу под фамилией Зеликович, и в годовалом возрасте родители привезли ее в Эрец-Исраэль. Это было в 1930 году. Сначала они поселились в Рамат-Гане, потом в Тель-Авиве.

До создания государства Мирьям была среди бойцов «Хаганы» и воевала в Войне за Независимость, после чего пошла учиться в Еврейский университет: она получила первую степень по истории и английской литературе, и вторую – по истории со специализацией на Средневековье. Ее оставили ассистентом на истфаке, где она проработала до 1956 года, после чего получила работу в библиотеке кнессета.

Но с Эшколем они встретились не там. Как ни мрачно это прозвучит, Мирьям впервые увидела будущего мужа... у постели его умиравшей жены, которую она навещала. После смерти жены Эшколь начал новый роман: ей было 30, ему – 64, он был уже дважды женат и за ним тянулся длинный шлейф сердцееда и дамского угодника или, в переводе на народный иврит – бабника.

Они поженились в 1964 году, и Мирьям Эшколь стала самой молодой супругой главы правительства Израиля.

Их бракосочетание было вполне в духе характера Эшколя, любившего жизнь и ее радости во всей простоте и избегавшего любой показухи и пускания пыли в глаза. Похоже, третья женитьба стала единственным экстравагантным событием в его жизни. Чтобы газетчики не пронюхали, он решил устроить свадьбу тайно и быстро.

3 марта в 13:00 в канцелярии Эшколя проходило важное совещание по вопросам безопасности, когда глава правительства неожиданно встал, извинился перед ошарашенными коллегами, безо всяких объяснений сказал, что у него срочное дело и вышел из комнаты. Поскольку в его рабочем дневнике ничего не было записано, члены правительства пребывали в полном неведении относительно того, где был премьер-министр с 13:05 до 16:30.

А Эшколь поехал к себе домой, где его ждала невеста и главный раввин Иерусалима Элияху Пардес, который за 20 минут провел церемонию «хупы» по всем правилам ортодоксального обряда. Невеста в обычной одежде и  наброшенном на голову белом шарфе и жених в черном костюме и в цилиндре напоминали отца с дочерью, которых по ошибке поженили. Разбив стакан мощным ударом ноги и поцеловав новобрачную, премьер еще успел вздремнуть, после чего вернулся в канцелярию, чтобы продолжить совещание.

В то же время новобрачная села в маршрутку и поехала в Тель-Авив, чтобы сообщить родителям новости. Много лет спустя это событие было описано в одной из местных газет под заголовком «Тайная свадьба главы правительства и библиотекарши».

По просьбе Эшколя его свадьба не афишировалась до такой степени, что ни министры, ни народ Израиля не имели о ней ни малейшего понятия. Но уж когда об этом стало известно, консервативное еврейское население шумело и гудело не хуже восточного базара: подумать только, ей – 34, ему – 68!

А он – под «хупу»! Излишне добавлять, что до Леви Эшколя эти глупости не доходили, а Мирьям понадобились четыре года замужества, чтобы привыкнуть к сплетням и пересудам.

Интересно, что именно с помощью молодой жены образ старого премьера претерпел приятные перемены, особенно в свете победоносной Шестидневной войны, которая в корне изменила ошибочное представление народа о том, кто руководил государством.

Мирьям Эшколь не проводила целые дни в официальной резиденции, командуя штатом прислуги, а продолжала работать в библиотеке. При этом она выполняла и государственные обязанности, сопровождая мужа в официальных визитах. Высказывая свое мнение по разным вопросам, Мирьям внесла новый стиль в повседневную жизнь главы правительства и быстро заняла ключевые позиции в его окружении до такой степени, что ее прозвали «гендиректор государства».

Одновременно она активно занималась общественной работой и, в частности, взяла под свое покровительство первую организацию новых репатриантов из Советского Союза.

Леви Эшколь скончался от инфаркта в 1969 году, став первым действующим главой правительства Израиля, который умер на посту.

Но его вдова не захотела провести остаток жизни взаперти. Делом ее жизни стало увековечение памяти Леви Эшколя, чему она посвятила почти полвека. Связи и решительность Мирьям помогли ей добиться того, что уже 23 марта 1969 года правительство утвердило необходимый бюджет для создания Института Леви Эшколя, где под ее профессиональным руководством трое сотрудников начали разбирать архив покойного мужа.

По мнению Мирьям, история несправедливо обошлась с Леви Эшколем, выдвинув на первый план и сделав победителями Шестидневной войны Даяна и Рабина и оставив в забвении того, кто ими руководил.

В 1974 году она обратилась к правительству с просьбой передать в руководимый ею институт протоколы и стенограммы правительственных заседаний по вопросам безопасности в период с 1964 по 1969 год. Ее просьба была выполнена в обмен на письменное обязательство о неразглашении государственных тайн и передаче в чужие руки документов с грифом «Совершенно секретно». В дальнейшем она обеспечила доступ к документам историкам и журналистам, что не раз приводило к конфликтам с госархивом, который хотел получить все имевшиеся у нее материалы.

При столь интенсивной архивной работе энергии Мирьям Эшколь хватало на то, чтобы заниматься активной общественной работой: она была президентом Ассоциации по развитию науки и медицинских исследований, а также президентом Общества друзей «Дома искусств» в Иерусалиме и членом совета Музея изящных искусств в Тель-Авиве.

Мирьям Эшколь скончалась в 2016 году в возрасте 87 лет и похоронена рядом с мужем на горе Герцля по соседству с другими главами правительства Израиля.