Белорусы устали бунтовать?
На модерации
Отложенный
Есть первые признаки того, что протесты в Минске ослабевают, хотя прекращать их явно не собираются. Но главное, что само общество уже качественно изменилось и не будет прежним.
Выходные дни в Белоруссии прошли как обычно: противники все еще действующего президента ходили колоннами по центру Минска и провинциальных городов, требуя смены власти, а силовики сгоняли бронетранспортеры и задерживали тех, кого удавалось. Удавалось довольно много: в субботу на женском марше «скрутили» 415 манифестанток, на следующий день число задержанных также исчислялось сотнями.
В воскресенье и в Минске, и в областных центрах порой происходили довольно серьезные стычки митингующих с милицией, звучали выстрелы в воздух, президентский дворец вновь был окружен спецназом и БТРами. Но люди тоже были настроены отстаивать свой выбор, сделанный 9 августа.
«Мне все предлагают уехать — мама, тетя, подруги на работе. Так получилось, что я знаю чешский язык, три года жила и работала в Праге. И мне теперь говорят: что ты теряешь время, едь в Чехию, пока молодая, тут ничего не будет, тут болото станет еще хуже, чем было, — рассказывает 26-летняя Анна, преподавательница компьютерной графики. — Но я не хочу уезжать. Да, многие из моих знакомых вещи собирают. Кто-то хочет до новогодних праздников уехать, кто-то — вообще до 5 ноября, когда Лукашенко станет нелегитимным. А я не понимаю, почему это я должна уезжать из своей страны. Почему я, а не они, которые проиграли выборы, а потому били, калечили людей! Пусть они уедут, это моя страна!»
В самом деле, очень многие в Белоруссии сейчас буквально «сидят на чемоданах», а тысячи уже уехали за последние несколько недель. Литва и Польша сначала облегчили для белорусов визовый режим, а потом и вовсе начали принимать белорусов как политических беженцев. Но большинство тех, кто бежит из страны, все же едут на Украину (что стало главной неожиданностью в этой волне эмиграции). Киев буквально наполнился переехавшими белорусами еще в августе, в конце месяца украинские власти, сославшись на Covid-19, закрыли границу для всех иностранцев, но почти сразу ввели исключение для белорусов, которые заявляют, что нуждаются в защите. И поток возобновился.
Впрочем, многие из числа уехавших на Украину, по свидетельству представителей белорусской диаспоры, надолго там оставаться не намерены. Кто-то рассчитывает вернуться на родину «после победы революции», кто-то — в скором времени перебраться в Польшу. Среди тех, кто пока остался дома, очень много людей, которые боятся, что после того, как Лукашенко утратит легитимность (это произойдет 5 ноября), Белоруссия попадет под международные санкции и жизнь в ней станет намного тяжелее.
«Смотрите, весь наш валютный экспорт — в дальнее зарубежье. Калийная соль, нефтепродукты, лес, металл, азотные удобрения — на Запад или в Индию, Бразилию. В СНГ — трактора, молочка, МАЗы, — то, что валюты не приносит, — объясняет группе студентов хорошо одетый мужчина лет 50-ти на минской улице, пока колонна с бело-красно-белыми флагами медленно движется по проспекту Независимости. — Сейчас из-за Лукашенко потеряем весь валютный экспорт, никто с нами торговать не будет.
Айтишников уже потеряли, они сразу из страны рванули. Что останется? Горбатиться на русских? Что, мало при совке на них горбатились? Мы получили возможность стать хозяевами в своей стране — так надо ею воспользоваться, дожать эту власть, заставить проигравших уйти».
В воскресенье могло показаться, что протест понемногу выдыхается — «на глазок» на улицах Минска было меньше людей, чем в прошлые уик-энды. Однако, во-первых, довольно мощные протесты прошли в периферийных городах. Во-вторых, протестующие несколько сменили тактику, и не сосредотачивались в центре, как прежде, а ходили несколькими большими колоннами, каждую из которых можно было принять за «главную». Наконец, сказались многочисленные аресты накануне, а также превентивные задержания активистов перед воскресным маршем. Собеседники «Росбалта» в Минске также категорически не согласны с тем, что «протест выдыхается». Вместе с тем, они указывают на некоторые другие, не всегда очевидные, вещи.
«Произошла принципиальная перемена в сознании наших граждан. Городские белорусы всегда были очень атомизированными людьми, горизонтальная социальная активность была им чужда. А теперь за несколько недель все поменялось. Я почти десять лет живу в своей многоэтажке, но знал только соседей по лестничной клетке, в лицо и по именам, — рассказывает Сергей, мужчина лет 30-ти, инженер по автомобильной электрике. — В августе, после выборов, после начала протестов, перезнакомились всем двором — наш дом и соседние. Все, поголовно! Создали в „Вайбере“ чат квартала, все теперь знают, кто что делает. Кто флаги шьет, чтобы из окон вывешивать, кто врач-педиатр — может прибежать ночью в соседний подъезд, если ребенок заболел, кто домашними закатками с дачи со всем домом делится, кто-то кому-то устроиться на работу помогает. А откуда все? Все вместе, прямо своей небольшой колонной на марши по выходным ходим, вот и перезнакомились в два счета».
Все собеседники «Росбалта» в Минске сходятся на том, что затухания антилукашенковских выступлений ожидать не приходится, даже если на улице сильно похолодает. Для сотен тысяч людей (безо всякого преувеличения) регулярный выход на марши протеста стал обязательным действием каждые выходные. Кто-то, конечно, «отвалился», но большинство наоборот — обзавелись достаточно прочными связями, и выходят на улицы сразу целыми образовавшимися «кланами».
Знакомые из Минска рассказали трогательную историю, которая началась 11 августа. Тогда группа молодых людей после кровавой (в прямом смысле слова) стычки с ОМОНом на улице Притыцкого уходила ночными дворами от милицейской облавы, но попала в ловушку — другая цепь силовиков двигалась дворами им навстречу. Местные жители, наблюдавшие за происходящим из окон, открыли дверь подъезда и впустили ребят укрыться, быстро распределили их по квартирам. Несколько парней оказались в квартире пожилой преподавательницы музыки, которая жила с 22-летней дочерью. Утром ребята ушли, но… Говорят, скоро свадьба будет!
Комментарии
Как говаривали в ЭссЭре - "враг продолжал трусливо наступать".
Вот уже и советы переселанцам из Белоруссии...
Эмигрировать из Беларуси будет проще всего молодым людям, только окончившим школу, и желающим получить отличное европейское образование. Белорусским дарованиям всегда и везде будут рады. Единственный минус – это необходимость иметь родителей, которые в состоянии оплатить жизнь и учебу своему ребенку за границей.
Хороший минус : плати за все, что имели бесплатно в своей Белоруссии.
Остается только выбрать — куда поехать. Белорус, поступивший в учебное заведение, в дальнейшем имеет право устроиться на работу и получить постоянное место жительства. Но такой способ эмиграции потребует определенной суммы денег, которую нельзя назвать маленькой. Плюс ко всему надо владеть языком выбранного государства.
Везде деньги. В любой стране без денег - ты никто !
Так революция не делают.