Мизрахим - евреи Ближнего Востока и Северной Африки

На модерации Отложенный

Мизрахим - евреи Ближнего Востока и Северной АфрикиМизрахи – наиболее раздробленная подгруппа евреев, насчитывающая порядка 4 млн. человек, и в исторические времена проживавшая, в основном, в странах, исповедовавших ислам. В настоящее время мизрахи в силу известных причин мигрировали из стран проживания в Израиль (3-3,2 млн.), Францию и Америку, в которых сейчас находятся порядка 650 тысяч человек. Их незначительное число, от нескольких десятков тысяч до нескольких сот и даже просто десятков человек, остались проживать на прежнем месте. В связи с тем, что мизрахи являлись относительно небольшими общинами в тех странах, у них не сложился собственный язык общения, как это произошло у ашкеназов и сефардов. Даже там, где у них сохранялся еврейский язык, он довольно сильно разбавлялся местными словами, а в ряде случаев даже полностью заменялся местной речью. Само наименование «мизрахи» имеет арабские корни и происходит от слова «Mashriqiyyun» (Машрик) – так в арабском мире обозначались жители Восточной Африки и Ближнего Востока. Сейчас так именуются все евреи, имеющие корни в арабских государствах, на Кавказе, в Средней Азии и Индии. Широкую популярность этот термин получил относительно недавно, в начале 1990-х годов, благодаря усилиям активистов, проживающих в Израиле. Правда, далеко не все евреи приняли данное наименование. Многие из них предпочитают по старинке обозначать себя исключительно по стране прежнего проживания: тунисскими, персидскими, иракскими и т.д.

Формирование общности ближневосточных евреев происходило совершенно иначе, чем у сефардов и ашкеназов. Иногда это было простое расселение еще в период существования Древнего Израиля. Часть из них причисляет себя к одному из пропавших колен Израилевых. А одна из иудейских общин, проживавшая в Индии, поддерживает легенду о том, что их предки некогда спаслись в кораблекрушении. Случалось даже так, что в местные общины вливались представители сефардов, изгнанных после 1492 года с Пиренейского полуострова. Правда, чаще они сосуществовали параллельно, сохраняя определенную обособленность друг от друга.

Довольно длительный период времени евреям Востока удавалось относительно мирно сосуществовать с мусульманами. Не имея собственной земли, им приходилось проявлять максимально гибкую политику, и в ряде случаев представители иудейских общин даже добивались значительных должностей при местных правителях. Ситуация резко изменилась в ХХ веке, особенно во второй его половине, когда было образовано Государство Израиль.

В абсолютном большинстве стран исламского мира в отношении евреев начались репрессии и всевозможные ограничения в правах, отчего их общины стали быстро уменьшаться в размерах. Сейчас только несколько исламских государств могут «похвастать» наличием общины, превышающей 10 тысяч человек.

Персидские евреи

Как ни парадоксально, но на первом месте по численности стоит община персидских (иранских) евреев. Несмотря на то, что Иран к Израилю относится крайне недружелюбно, отношение к местным иудеям там вполне терпимое. Мало того, представители есть в Меджлисе, парламенте страны. Некогда эта община распространяла свое влияние на Афганистан, Среднюю Азию и даже Восточный Кавказ. Однако в начале XVI века в силу ряда причин начался ее распад на несколько отдельных анклавов, полностью завершившись в XVIII столетии. Приход в XIX веке в Среднюю Азию России политически оформил данный процесс. Сейчас распределение персидских евреев по странам мира: Израиль – свыше 75000; США – 45000; Иран – 3000-4000 человек.

Бухарские евреи

Они представляют собой обособившийся фрагмент евреев персидских. Скорее всего, они начали появляться в Средней Азии, начиная с конца IV века, в период правления династии Сасанидов. Тогда шахиншах Персии Йездегерд I, увлекавшийся иудаизмом, женившийся на еврейке, происходящей из рода царя Давида, отправил наместником в Хорасан своего младшего сына Насрэ. Вслед за ним в Среднюю Азию потянулись и персидские евреи. В XVIII столетии они уже проживали во всех среднеазиатских ханствах и эмиратах. Иудеи Хивинского ханства, насильно обращенные в мусульманство, постепенно растворились среди местного населения. Бухарские, Самаркандские и Кокандские евреи сумели сохранить свою идентичность. В ХХ веке, в период Советского Союза, у них не имелось отдельного определения.

Горские евреи

Их предки пришли на Кавказ из Персии предположительно в V веке. Уже в середине VI столетии были замечены в Восточном и Северо-восточном Закавказье. Они быстро освоились в регионе, хотя для этого им пришлось перейти на местный татский язык. Постепенно из горских иудеев сформировался целый пояс поселений вокруг Дербента. Относительно спокойные времена для них закончились в 1700-х годах, когда персидские правители попытались их исламизировать. Лишь приход России на Кавказ спас от насильственной смены веры. До конца ХХ столетия горские евреи оставались верны своему региону, проживая, на территории Азербайджана, а также на сопредельной территории Северного Кавказа, в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ставрополье.

Алжирские евреи

Мизрахи Алжира, сильно разбавленные сефардами, до некоторого времени представляли собой значительный контингент населения страны. К 1870 году их насчитывалось порядка 140000 человек. После того как было образовано Государство Израиль, часть местных мигрировала туда. Вторым ударом для общины оказалась война за независимость Алжира от французского владычества.

Спасаясь от военных действий, их значительное число отправилось во Францию. После событий 1960-х годов в Алжире оставалось около 10 тысяч. Однако в 1990-х большая часть диаспоры покинула страну.

Ливийские евреи

На момент начала ХХ века община в Ливии составляла примерно 21 тысячу человек. За прошедшее столетия ее представители полностью покинули эту страну, мигрировав в Италию, США и Израиль. Последним в Ливии была женщина преклонных лет, о которой ничего не известно после 2002 года.

Тунисские евреи

Почти аналогичная ситуация сложилась и в Тунисе. К середине ХХ столетия евреев в стране насчитывалось 105 тысяч человек. Спустя 20 лет большая часть из них мигрировала в Израиль и Францию. К 2004 в Тунисе существовала полуторатысячная община, сконцентрированная в основном на острове Джерба.

Марокканские евреи

До некоторого времени также составляли значительную часть населения страны. Сейчас абсолютное большинство из них (250000) находятся в Израиле. В самом Марокко на данный момент сохранилась община, насчитывающая 8000 человек, сосредоточенная в Касабланке, Фесе и Марракеше.

Египетские евреи

История евреев в Египте насчитывает тысячелетия. Их община в стране то увеличивалась до миллионных показателей, то падала до нуля. На момент начала ХХ века в Египте проживало порядка 100000 иудеев. Полстолетия спустя их уже было 65 тысяч, а еще через 50 лет их количество колебалось в пределах сотни человек преимущественно пожилого возраста.

Сирийские евреи

Община Сирии также насчитывает историю, исчисляющуюся несколькими тысячами лет. Там издавна проживала группа евреев, пережившая распад Израиля и уничтожение Иудеи. В XV веке к ним присоединились сефарды из Испании. Начиная с ХХ столетия, сирийские иудеи начали массово мигрировать за океан, в Британию и Палестину. К 1947 их численность упала до 15 тысяч человек. К 2000-му году осталось лишь около сотни человек, находящихся в весьма пожилом возрасте.

Курдистанские евреи

Сейчас лахлухов насчитывается порядка 100 тысяч человек, в основном проживающих в Израиле. До этого они были разбросаны по территориям сразу 4 государств: Ирана, Ирака, Турции и Сирии. Крайне незначительное их количество находилось в СССР. Еще и сейчас некоторое число семей лахлухов проживают в Грузии и Казахстане.

Ливанские евреи

Небольшая община в несколько тысяч человек до некоторого времени существовала и в Ливане. К 1951 году она даже несколько увеличилась в размерах, однако спустя 20 лет, к 1979 году, ее численность упала до 1500. К 2006 году в Ливане насчитывалось всего 40 иудеев.

Иракские евреи

Они являются наследниками диаспоры, появившейся еще в VI веке до н.э. Максимально большое число иудеев, зарегистрированных здесь в ХХ веке, составляло цифру в 150 тысяч человек, зафиксированную в 1948. С тех пор их число в стране неуклонно уменьшалось, причем наиболее массовый исход произошел в период 1948-1951 годов, когда в Израиль из Ирака выехало 123 тысяч человек. В 2003 в стране осталось только 34 человека, и то 23 человека из них вскоре репатриировались в Израиль.

Йеменские евреи

Данная группа сильно отличается от остальных. У них несколько иная одежда, произношение древнееврейского языка, проведение религиозных обрядов. В 1948 в Йемене проживало 63 тысячи евреев. За следующие полвека их количество упало почти до нуля. К 2001 году в стране осталось около 200 человек этого этноса.

Оманские евреи

Небольшая община, существовавшая там со средних веков, практически полностью исчезла к 1900 году.

Евреи Индии

Эта община не представляла собой единой группы. Она состояла из нескольких обособленных племенных образований, крайне слабо связанных между собой. В 1948 евреев в Индии насчитывалось свыше 30000 человек: кочинские, багдадские, мигрировавшие из Ирака, Бней-Исраэль (только недавно ученые подтвердили их генетическое сходство с евреями), Бней-Менаше (по их утверждению, являются потомками колена Манассиева), Бней-Эфраим. Последняя группа обратилась к иудаизму относительно недавно, в 1981 году. Только благодаря созданию государства Израиль иудеи со всего мира приобрели возможность вернуться на Родину своих предков.