Юродивый пророк. Правда что ль?
На модерации
Отложенный
Иван Корейша: почему смоленского сумасшедшего считают святым и пророком
Блаженный Иван Корейша считается одним из самых почитаемых юродивых на русской земле. И хотя официально канонизирован Православной церковью он не был, в народе Корейшу, который свои прорицания вещал из стен сумасшедшего дома, считают по-настоящему святым.
Особое отношение к умалишенным в крови у русского народа. Например, Василий Блаженный был официально причислен к лику святых, а инокиня Досифея и Иван Коробочкин святыми считаются в народе без официального подтверждения своего статуса. Личность же Ивана Корейши до сих пор остается для историков загадкой.
Сумасшедший или шарлатан
Споры насчет Ивана Яковлевича Корейши ведутся историками до сих пор. С одной стороны, существует масса архивных доказательств его святости — и жизнь в страданиях провел, и пророчества точные делал, и людей даже исцелял.
Другая же сторона медали не совсем лицеприятная — мужчина вел себя иногда не совсем адекватно, предсказывал совсем нечленораздельно, но зато бранился четко, чем совсем не походил на праведного православного верующего.
У Корейши до сих пор есть масса поклонников и противников. Первые уверяют, что сумасшедшим тот стал не просто так, а из-за особого духовного просветления.
Скептики же твердят, что играть в «больного» мужчина начал тогда, когда просчитал все возможные выгоды от подобного образа.
Прославленный отшельник
Что точно известно о жизни Ивана Корейши, так это его страсть к отшельничеству. Он с самого детства старался отделиться от общества и уйти «в тень», чтобы не привлекать к себе особого внимания. Во время обучения в семинарии парень старался не участвовать в общих собраниях, углубляясь в чтение молитв и богословских трудов.
Духовный сан Иван Яковлевич в итоге так и не принял, а решил работать школьным учителем. Но и в обществе детей он не нашел успокоения. Однажды ушел прямо посреди урока, решив отправиться в длительное паломничество. Вернулся домой, в родной Смоленск, Корейша через три года. О нем уже гуляла слава как об отшельнике-пророке, защищающем бедняков.
Возвращение домой стало для Корейши стрессом — количество посетителей, которые желали пообщаться с ним с пользой для себя, увеличивалось с каждым днем все больше. Причем зачастую беседы заканчивались достаточно бытовыми просьбами — пророка просили «увидеть», кто украл поросенка, где потеряно кольцо, стоит ли идти замуж и подобное.
Огромная популярность, которую приобрел пророк, внесла в его жизнь немного вальяжности. Он начал кричать на посетителей, браниться, а иногда откровенно пугать, ведь внезапно мог начать по-детские лепетать, ковырять землю палкой, танцевать, петь и вести себя прямо неадекватно.
При этом остановить поток зрителей даже своим поведением Корейша не мог. Жители Смоленска и округи были готовы даже выполнить особое условие ради общения с пророком — вползти в его хижину на коленях.
Горе от ума
Сумасшествие считается наказанием и откупом для тех, кто в православной истории был наделен даром провидения.
Корейша таким даром якобы обладал, и потому был юродивым, что совсем не удивляло общество.
Предсказана им была война 1812 года, во время которой юродивый вел себя вполне серьезно, так как не отказывал в пище и крове разорившимся от войны столичным жителям, да и французов жалел, в особенности, когда те отступали.
Многие уверены, что предсказания Корейши были попросту грамотно сформулированы — эрудиция и знания по человеческой психологии помогали «сумасшедшему» манипулировать людьми.
В психиатрической больнице мужчина оказался не просто так. По данным историков, в свое время юродивый неаккуратно перешел дорогу влиятельным людям, которые и упекли его в лечебницу. По одной из версий, Корейша публично раскрыл обман столичного инспектора, который пытался соблазнить бедную девушку. По другой, пророк узнал о краже 150 тысяч смоленскими чиновниками, которые выделенные государством деньги оставили себе, а не пустили на восстановление Смоленска после войны.
Длительное время сумасшедшего пытались излечить в смоленской больнице, после чего перевели в столичную. За время лечения «святой» прошел немало мучений — его пытали морально и физически, приковывали к полу, кидали в карцер. Свобода Корейше даже не светила, так как диагноз стоял «неизлечимое слабоумие». Медики предполагали, что мужчина сошел с ума из-за большого количества прочитанных священных книг.
Несмотря на пережитое, после выписки из больницы перед самой смертью Корейша покидать палату не согласился. Этот факт немного удивляет скептиков, которые готовы поспорить на тему святости юродивого. Возможно, оставаться в больнице мужчине было попросту выгодно?
Отказ от жизненных благ и радостей
Корейша до попадания в больницу жил в глуши, не стремясь к комфорту даже во время своей популярности. Он обустроил под дом заброшенную баню на краю села в лесу, и считал ее своей обителью. После был больничный карцер, а после комфортная больничная палата, в которой Иван Яковлевич поспешил занять только один угол, из которого после не выходил. Отказ от благ считают так же, как и отшельничество, главным доказательством настоящей святости сумасшедшего. Если бы он трудился для своей выгоды, то в чем именно при подобном уровне жизни была его выгода?
Зарабатывать на имени Корейши спешили медики, которые за определенную плату пускали в палату к юродивому многочисленных посетителей. В год доход Корейши составлял до тысячи рублей, что считалось огромными деньгами. Но пользовался ли сам больной своими средствами? Многие считают, что деньги и не доходили до больного, оседая в карманах врачей и санитаров. Корейша же принимал гостей всегда грязным и неухоженным, в песке и мусоре, которые были в палате.
К слову, вопрос о канонизации смоленского юродивого Православной церковью поднимался не раз. Но спорность вопроса пока не позволяет принять окончательное решение на данный счет, ведь понять, святым или далеко не святым был сумасшедший, у общества так и не получилось.
Комментарии