Выборы – командный бой

На модерации Отложенный

Председатель ЦИК РФ Элла Памфилова назвала нынешнюю избирательную кампанию лучшей за время своей работы в ЦИК. С Эллой Александровной категорически не согласны общественники движения «Голос». Их вывод, сделанный по итогам общественного наблюдения в единый, растянутый в три раза день голосования, – выборы-2020 прошли «при наихудшем нормативно-правовом регулировании избирательного процесса за последние 25 лет».

По мнению экспертов «Голоса», выборы показали две тенденции, которые входят в серьезный конфликт друг с другом. Так, становится все более очевидным изменение электоральных предпочтений граждан: на выборах в региональные и местные представительные органы довольно большое число избирателей проголосовали либо за «новые лица», либо за кандидатов и партии, ранее не пользовавшиеся столь ощутимой поддержкой. Ярким примером этому стал Новосибирск, где состав горсовета обновился более чем на 50%, причем свои позиции на треть сократили как «Единая Россия», так и КПРФ. Партия власти и вовсе потеряла большинство, получив 22 места вместо 33. А 14 освободившихся мест займут самовыдвиженцы, из которых четверо – представители оппозиционной коалиции «Новосибирск 2020», в том числе и глава местного штаба Алексея Навального Сергей Бойко. 

Уже известно, что в следующих выборах в Госдуму без сбора подписей смогут участвовать уже не 13, а 16 политических партий. В региональные парламенты прошли три новые политические силы, зарегистрированные в 2020 году: «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива».

«В этой ситуации нынешние администраторы выборов предпринимают все больше усилий для удержания власти: «отфильтровывают» на стадии регистрации даже считавшихся ранее «системными» политиков; создают собственные имитационные структуры, призванные подменить как гражданское общество, так и некоторых политических игроков; стимулируют силовой прессинг кандидатов и гражданских активистов; вводят и расширяют применение непрозрачных и неконтролируемых процедур; осложняют доступ к итогам голосования и идут на прямые и массовые фальсификации», – отмечает «Голос».

Что касается технологий, если эффективность «умного голосования», в ряде регионов обеспечившего места представителям оппозиции, далеко не бесспорна, то проверенные годами способы до сих пор срабатывают на ура. Если обратиться к опыту КПРФ, серьезный рывок вперед смогли сделать, например, коммунисты Фрязинского городского отделения. В наукограде, расположенном на северо-востоке Московской области, представители КПРФ на выборах в Совет депутатов городского округа забрали 14 мандатов из 20, «Единая Россия» получила всего лишь 3 места! Одержать победу удалось, несмотря на жесткое сопротивление оппонентов и разнообразные нарушения, которые начались с того, что решение ТИК о трехдневном голосовании обошли молчанием на сайте и в СМИ, а на участках в первый день отсутствовали даже надлежащим образом оформленные бюллетени и урны.

Продолжилось все голосованием на ветру и холоде в пляжных палатках, из-за чего на одном из УИКов ветром повалило урну, которая в падении развалилась, и бюллетени развеяло по ветру (как отметили во Фрязинском ГК КПРФ, «осталось только разжечь костер, чтобы согреться»), и их пришлось аннулировать. Завершающим же аккордом стала работа «счетчиков», собиравших у проголосовавших календарики с фамилиями кандидатов от «Единой России», которые по закону даже не могли быть напечатаны… Однако на этот раз не помогла ни привычная «ловкость рук», ни новые технологии фальсифицирования – сказалась колоссальная работа, проделанная фрязинскими штабами за год. 

По словам первого секретаря городского отделения Валентины Сергеевой, готовиться к выборам начали еще с прошлой осени: в отличие от оппонентов ходили по домам, работали с общественными организациями, проводили встречи и раз за разом рассказывали избирателям о своей программе, о кандидатах, об основных технических моментах голосования. «Команда работала слаженно, так, как и должна», – отмечает Валентина Николаевна.

Особое внимание было уделено выработке командного духа и тщательному обучению наблюдателей. Кандидатов собирали каждую неделю, с наблюдателями проходили все спорные моменты, которые обычно возникают на участках. Валентина Сергеева уверена, что именно правильно организованный контроль – второй фактор, обеспечивший победу коммунистам: «Чтобы контролировать, нужно четко знать закон. А чтобы знали, нужно обучать».

Усиленный контроль позволил провести чистые выборы. Все вышеперечисленное на фоне отвратительной работы администрации, вылившейся в протестное голосование жителей, позволило КПРФ даже в условиях низкой явки победить в итоге с большим отрывом.

«Новой политической реальностью» называют и итоги томской выборной кампании, завершившейся сокрушительным поражением «Единой России». На выборах в городскую думу по партийным спискам партия власти получила в регионе двукратную убыль по голосам: за нее проголосовали 24,46% вместо 50% пятилетней давности. По мажоритарным округам прошло менее трети единороссов – лишь 8 из 27. А вот коммунисты результатами довольны: за КПРФ победа на шести одномандатных округах, еще два кандидата прошли по партийному списку. Это означает, что в думе города Томска появится полноценная фракция КПРФ. 

Наталья Барышникова, первый секретарь Томского областного отделения КПРФ, лидер партийного списка на выборах в думу города Томска, прокомментировала успешные результаты следующим образом: «Прошлые выборы проходили в 2015 году, когда еще был силен патриотический подъем от Крымской весны. Люди были настроены более оптимистично. А 13 сентября 2020 года на избирательные участки пришли люди, до предела разозленные пенсионной реформой, поднятием всевозможных налогов и тарифов. Очень свежим в памяти томичей остается период весенней самоизоляции, когда они были просто брошены на произвол судьбы. Поэтому голосование было по-настоящему протестным. Также сыграл свою роль тот факт, что в силу ограничений из-за коронавируса в Томске и области запрещены массовые мероприятия. Мы не могли проводить встречи с избирателями в прежнем формате. Поэтому многие кандидаты агитировали «от двери к двери». Да, это потребовало колоссального напряжения сил, но эффект оправдал все трудозатраты».

Что касается «умного голосования», лидер томских коммунистов подчеркивает: успехи кандидатов от КПРФ – исключительно результат работы партии и самих кандидатов, не связанный с поддержкой иных политических сил. 

Стоит отметить, что явка на этих выборах оказалась крайне низкой не только в Московской области, но и по всей стране (самая низкая на выборах глав регионов – в Иркутской области (15,94%), на выборах в законодательные собрания субъектов РФ – в Костромской (16,11%), что, впрочем, ничуть не смущает ЦИК: «У нас нет никакой заданности и никакой оценки, высокая или невысокая явка. Она должна быть реальной и естественной – вот самый главный критерий. Естественная, реальная явка – то, что не подвергает сомнению достоверность голосования. И то, что люди действительно приходили и голосовали так, как они считают нужным, – вот это самое главное», – заявила глава ЦИК в одном из интервью. 

Дико слышать такое от человека, стоящего у руля избирательной системы страны. Испокон веков как раз высокая явка служила доказательством легитимности существующей системы, того, что именно большинство граждан определили важнейшие стратегии развития для страны, региона или конкретного населенного пункта. Да, в российском законодательстве такого фактора, как порог явки, при котором выборы признаются состоявшимися, с 2006 года больше нет. И в том числе эта отмена привела, с одной стороны, к кризису доверия населения к власти, а с другой – к отсутствию у последней заинтересованности в подготовке и проведении выборов. И действительно, зачем стараться-то, ведь и так хоть кто-то да придет... Хотелось бы поинтересоваться у Эллы Александровны: а если на очередные выборы явятся всего три человека, их все равно признают состоявшимися? Скорее всего, да – ведь для партии власти это даже выгодно: при минимуме активных участников с собственными политическими предпочтениями, зачастую находящимися в оппозиции к партии власти, стоит согнать энное количество бюджетников, военнослужащих и прочих подневольных категорий – и вуаля, очередная победа какого-нибудь врио в кармане! И при нижайшем уровне активности граждан выборы признают состоявшимися. Например, даже если допустить, что эти выборы в той же Иркутской области прошли кристально честно, свои предпочтения относительно руководителя региона обозначила примерно одна шестая часть всех избирателей, и лишь чуть больше двух третьих из них сделали выбор в пользу победителя. С 11 по 13 сентября больше половины жителей на выборах глав субъектов РФ проголосовало только в ЕАО и в Татарстане. Таким образом, решение важнейших политических вопросов прошло с участием минимального количества граждан. Мнение большинства россиян осталось неизвестной частью уравнения.

Юлия ЖУМАКБАЕВА

специальный корреспондент газеты "Советская Россия"