Плата за безделье

На модерации Отложенный

 

 

Генри Форд, как известно, был большим выдумщиком и инноватором по части повышения эффективности производства. Большевики одной рукой проклинали его систему, обзывая ее «потогонной» — а другой рукой скорее внедряли на советских заводах.

Ровно 100 лет назад, в 1919 году, на одном из автомобильных заводов Генри Форда был проведен любопытный эксперимент, который сегодня — во времена засилья профсоюзов и общественного движения за постоянное повышение минимальной зарплаты — всё больше привлекает внимание.

Эксперименту предшествовала постоянная вражда Форда с собственными ремонтниками, Последние работали чрезвычайно медленно, хотя и получали $10 в день (примерно $240 по сегодняшним меркам). Уволить лентяев и нанять других Генри не мог, так как починка станков была крайне специфическим занятием. Если нужной детали не оказывалось, ремонтники часто применяли смекалку. Вместо железа использовали дерево, а вместо резины — тряпки.

Строгих требований к починке тогда не существовало и зачастую ремонтники запускали огромный станок, сняв с пояса ремень и гармонично вписав его в сложную механическую конструкцию. Форд, естественно, потом оплачивал каждый пожертвованный на общее благо предмет.

Однажды два десятка фордовских ремонтников пришли на работу и увидели необычный автономный офис посреди цеха. У него были большие стеклянные окна с занавесками. Внутри работали охлаждающие воздух вентиляторы. Вместо типичных складных стульев стояли мягкие диваны и кресла. На столах лежали стопки газет, журналов и настольных игр. В уголке стоял столик с разнообразными снеками, чаем, кофе, холодной водой и кипятильником. Атмосфера откровенно располагала к отдыху.

Генри пригласил ремонтников в комнату, огляделся, а потом включил радио. В будке заиграл джаз. Рабочие подумали, что большой босс демонстрирует им свой новый кабинет.

Форд объяснил, что теперь в комфортном кабинете будут «работать» ремонтники. Стандартная смена в те времена длилась 12 часов, хотя впоследствии именно Форд ввёл 8-часовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю.

«Вы приходите в 6 утра или в 6 вечера — не важно, — сказал великий бизнесмен. — Сразу падаете на диван и наслаждаетесь покоем. Отныне зарплата вам будет платиться только за безделье».

Потом Форд указал изумлённым ремонтникам на две лампочки на стене. Зелёная горела, когда все станки работали в привычном режиме. Красная — когда что-нибудь на заводе ломалось. Рядом с лампочками находились электрические часы. Они включались с началом каждой смены и отсчитывали рабочее время/зарплату.

Однако стоило включиться красной лампочке — часы мгновенно останавливались. Зарплата переставала начисляться.

Вначале ремонтники не до конца поняли задумку Форда и разлеглись на диванах. На протяжении четырёх суток на заводе не произошло ни одной поломки. Рабочие в будке гоняли чаи, играли в карты, спали, обсуждали новости, травили анекдоты и слушали радио. Они имели самую лёгкую и комфортную работу в США с очень солидной зарплатой. Некоторые даже обратились к Форду с просьбой перевести их на график 24/7. То есть, на 168-часовую рабочую неделю.

Однажды в рабочий полдень загорелась красная лампочка и электричество в будке вырубилось. Недовольные ремонтники вылезли из своего офиса и услышали от дежурного о выходе из строя сразу семи станков. Медленно они принялись за ремонт, который затянулся на 40 часов. В последующие дни произошло ещё несколько поломок. В результате сумма в 2-недельных чеках оказалась значительно ниже привычной.

Ремонтники пришли к Форду и попросили вернуться к классической форме оплаты труда. Генри обрадовался и сказал, что комфортной чудо-будки при этом не будет — ее с нетерпением ждут на другом заводе. Рабочие не хотели возвращаться в шумный цех. Они слишком привыкли к звукам радио и диванам. Эксперимент остался в силе.

В последующие дни ремонтники начали спорить друг с другом. Если раньше их объединяла халатность, медлительность и безответственность, то теперь они искали способ ускорить проведение ремонтных работ. Одного они обвинили в постоянном отсутствии под рукой нужных инструментов. Второго — в курении перед ремонтом. Третий оказался большим любителем потрепаться с механиками в разгар рабочего дня.

Не прошло и месяца, как скорость выполнения ремонтных работ на заводе Форда выросла более чем в десять раз. Обитатели будки выработали самый быстрый алгоритм работы. Они трудились слаженно и без лишних движений. Как только на стене загоралась красная лампочка, дверь открывалась со скоростью молнии и бригада ремонтников мчалась к станкам.

«Быстрее, Джо, в этом месяце я должен заработать на первый взнос в ипотеку», — кричал один.

«Билли, если ты будешь работать как черепаха, мы пойдём к мистеру Форду и добьёмся твоего увольнения!» — грозился другой.

«Закрути болты получше, Генри, чтобы чёртов станок не сломался через три дня», — добавлял третий.

Быстрые починки оборудования значительно увеличили производство автомобилей и запчастей. Как результат, выросла прибыль всего завода. Форд, следивший за работой ремонтников из своего офиса, расположенного на самом верху огромного цеха, смеялся и аплодировал.