Захват власти Верховным судом несет величайшую угрозу израильской демократии

На модерации Отложенный

Кэролайн Глик: захват власти Верховным судом-самая большая угроза израильской демократии

Председатель Верховного суда Израиля судья Эстер Хают председательствует, когда суд рассматривает петиции против коалиционного соглашения, 3 мая 2020 года. (Flash90/Орен Бен Хакун)

Наконец-то у Израиля есть премьер-министр, готовый предпринять необходимые действия, чтобы положить конец захвату власти Верховным Судом и таким образом победить самую серьезную угрозу, с которой сталкивается Израиль как еврейское и демократическое государство.

В течение последних нескольких недель израильтяне были прикованы к новой криминальной драме под названием "маньяк” или "крыса", центральным персонажем которой является следователь полицейского следственного отдела Министерства юстиции, обвиняемый в расследовании мошеннических действий полицейских. Сюжет окружает потрясающее открытие главного героя о глубоко укоренившейся коррупции на всех уровнях полиции и прокуратуры.

Если бы шоу вышло в эфир 15 лет назад, оно, вероятно, провалилось бы. Но за последние несколько лет общественное доверие к правовой системе резко упало. В ноябре прошлого года газета Globes опубликовала опрос, показавший, что 72 процента израильтян считают, что полиция и государственные прокуроры занимаются избирательным правоприменением. В этом климате успех “маньяка " был почти гарантирован.

Почти каждый день происходят события, которые укрепляют общественное мнение о том, что правосудие в Израиле не слепо. Еще хуже то, что в политизированной системе правосудия Израиля судьи, прокуроры и полицейские следователи обладают неограниченными полномочиями, подобными которым не обладала ни одна правовая система в любой другой демократии.

Вспомните события последних недель.

 

В Августе. 27, Верховный суд вынес два постановления. В первом случае председатель Верховного суда Эстер Хают и ее заместитель Иегуда Мельцер отдают приказ об уничтожении в течение трех лет общины Мицпе Крамим в районе Бенджамина в Иудее. Это решение ошеломляет, потому что с самого начала Мицпе Крамим был создан под пристальным надзором Министерства юстиции. Жители ничего не делали без одобрения Министерства юстиции.

Тем не менее, хают и Мельцер постановили, что права собственности жителей Мицпе Крамима должны быть аннулированы, поскольку, по их утверждению, в одном или двух случаях за последние 11 лет государственный чиновник читал карту или документ несправедливым образом, по мнению Хаута и Мельцера.

За две недели до решения Мицпе Крамим их коллеги, судьи Мени Мазуз и Джордж Кара, запретили ИДФ выполнять законный военный приказ об уничтожении дома террориста, убившего солдата ИДФ сержанта Амита Бен-Игаля. Разрушение дома повлечет за собой “большой ущерб ряду основных прав, включая ущерб правам собственности и человеческому достоинству”, постановили они. Их главная претензия заключалась в том, что они не хотели причинить вред семье убийцы, которая не убила Бен-Игаля.

Другими словами, Суд постановил, что имущественные права сотен израильтян, действовавших добросовестно и не нарушавших никаких законов, должны быть отвергнуты из-за того, что клерк неправильно истолковал карту, а имущественные права членов семьи человека, убившего солдата ИДФ, должны быть поддержаны и защищены, поскольку они невиновны в его преступлении.

Суд проигнорировал масштабное мошенничество с голосованием

В своем втором решении от Августа. 27 октября суд отклонил ходатайство "Ликуда" о публикации протоколов Центральной избирательной комиссии с недавних выборов в связи с масштабными обвинениями в фальсификации результатов голосования. Поскольку ЦИК возглавляет судья Верховного Суда, можно было бы ожидать, что судьи ошибутся в сторону прозрачности. Но тогда зачем им это делать?

Как сообщил МК "Ликуд" Шломо Карей сайту MIDA после вынесения решения, суд даже не будет предписывать публикацию протоколов выборов в тех случаях, когда подозрение в мошенничестве было подавляющим. В качестве примера Карей привел случай с 7000 бюллетенями, якобы поданными израильскими арабскими студентами. Израиль запрещает заочное голосование, и получается, что студенты “отдают” свои голоса, находясь в Иордании. Но что касается Верховного суда, то никто не имеет права подвергать сомнению их избирательные бюллетени.

Непроверенные государственные обвинители Израиля также были в новостях—как обычно. Здесь также были примечательны две истории, потому что обе дают представление о глубине одержимости государственных обвинителей “добычей” Нетаньяху и его сторонников.

Одно из преступлений, за которое Нетаньяху сейчас предстанет перед судом, - это взяточничество. Прокуроры утверждают, что Нетаньяху получил положительное освещение от новостного сайта Walla, от его владельцев Шауля и Айрис Алович, и что в обмен он предоставил регуляторные льготы телекоммуникационной компании Bezeq, которой владеют Аловичи.

В июле адвокаты Аловичей утверждали, что прокуроры не предоставили им точных протоколов следственных действий. В частности, их адвокаты утверждали, что прокуроры предоставили им искаженный протокол разговора между следователем полиции и их сыном, или Аловичем. Во время беседы следователь убеждал сына убедить отца уволить своего адвоката Жака Чена и нанять адвоката, который заставит его выступить в качестве государственного свидетеля против Нетаньяху. Если действие имело место, а оно, по-видимому, имело место, то следователь действовал незаконно и запятнал следствие. Однако в протоколе беседы, который обвинение передало адвокату Аловича, этот обмен, как ни странно, отсутствовал.

24 июля прокурор Нетаньяху Лиат Бен Ари представила в окружной суд Иерусалима аффидевит, в котором говорилось, что обвинение предоставило адвокатам защиты все материалы расследования. Она утверждала, что меморандум, о котором идет речь, не имеет никакого значения, поскольку обвинение предоставило адвокату Аловичей записи этого разговора.

на cSept. 1, обвинение изменило свой ответ и признало, что оно не предоставило Аловичам полный протокол беседы.

В Августе. 26, заместитель государственного прокурора Нурит Литман дал указания относительно преследования демонстрантов. Она сказала прокурорам не предъявлять обвинения демонстрантам, даже если во время своих протестов они блокируют дороги и игнорируют приказы полиции.

 

Руководство Литман относительно отказа от преследования демонстрантов спорно, потому что в настоящее время хорошо организованные левые протесты регулярно совершают незаконные действия, подобные тем, которые она приказала прокурорам не наказывать в своих еженедельных демонстрациях против Нетаньяху в центре Иерусалима. Они блокируют движение, игнорируют и нападают на полицию.

Когда "Ликуд" обвинил Литман в ее явной предвзятости, она беззаботно ответила, что время ее переезда было совершенно случайным. Ничего общего с протестами против Нетаньяху.

Публика не глупа. Израильтяне знают, что государственные обвинители были совершенно счастливы приказать арестовать и привлечь к ответственности израильтян-инвалидов, когда они вели кампанию протеста в 2017 году, и израильтян из Эфиопии, которые вели протесты в 2019 году.

Израильтяне справа хорошо помнят, как в преддверии изгнания и уничтожения израильских общин в Газе в 2005 году под руководством тогдашнего генерального прокурора, а ныне судьи Мени Мазуза прокуратура вела кампанию политических репрессий против противников этой политики. Протестующие, в том числе девочки и мальчики в возрасте 13 лет, были арестованы и содержались без предъявления обвинений в течение нескольких месяцев или были удалены из домов своих родителей из-за политических взглядов их родителей.

Чтобы подорвать протесты, Мазуз приказал полиции перехватывать автобусы, направляющиеся на законные акции протеста. Вместо того чтобы быть уволенным за свои усилия, он был назначен в Верховный суд, а его заместители продвинулись по служебной лестнице в прокуратуре.

Законодатели бездействуют

За последние 25 лет были написаны горы статей и исследований, в которых подробно показано, как бесконтрольные полномочия правовой системы создали монстра, пожирающего израильскую демократию, делающего результаты выборов неуместными и создающего двухуровневую систему правосудия, где правоохранительные решения принимаются на основе политических взглядов человека.

Однако эти статьи и исследования ничего не изменили. Потому что единственным учреждением в Израиле, способным проверять судей, прокуроров и полицию, является Кнессет. А Кнессет ничего не предпринял. Если бы израильские законодатели захотели, они бы обуздали невозмутимых судей и адвокатов и восстановили израильскую демократию.

Для проверки деятельности суда Кнессет примет закон, запрещающий судьям отменять законно принятые законы, и еще один закон, запрещающий судам вмешиваться в исполнительные действия, включая военные приказы и операции. Как это имеет место в Соединенных Штатах и других демократических странах, судебные решения о законности исполнительных действий будут приниматься после того, как это произойдет.

Чтобы быть ясным, нынешняя власть суда отменять законы и блокировать действия правительства никогда не предоставлялась ему законом. Судьи присвоили себе эти полномочия, а политики не смогли призвать их к действию.

Чтобы проверить обвинение, Кнессет должен принять законы, переупорядочивающие и ограничивающие полномочия и обязанности генерального прокурора. Сегодня генеральный прокурор отвечает за государственное обвинение, а также за консультирование правительства по правовым вопросам. На протяжении многих лет Верховный суд захватывал полномочия по назначению генерального прокурора, заставляя правительство подчинять это назначение комитету по назначениям, контролируемому судом. Генеральный прокурор, в свою очередь, превратил свои консультативные заключения в обязательные, что в значительной степени ограничивает способность правительства продвигать свои законные цели.

Точно так же генеральный прокурор заявил о своем контроле над своими коллегами во всех правительственных министерствах и Кнессете и присвоил им всем полномочия блокировать действия министерств и парламентские процедуры Кнессета.

Чтобы положить конец такому положению дел, Кнессет должен принять закон о роспуске комитета по назначениям и наделении правительства и его министров полномочиями назначать своих собственных юридических советников. Должность генерального прокурора должна быть разделена на две отдельные должности—должность юрисконсульта правительства и должность руководителя прокуратуры. И то и другое должно быть подчинено правительству.

 

Политики должны быть готовы к таким действиям. В конце концов, именно их полномочиями воспользовались адвокаты. Если они хотят, чтобы их позиции имели какое-то значение, они должны вернуть их обратно.

Причина, по которой левые законодатели отказались действовать, очевидна. Юридическое братство разделяет их мировоззрение и проводит для них свою политику. Что же касается не-левых политиков, которые в настоящее время составляют большинство членов Кнессета, то, к сожалению, ключевые политические лидеры, которые полностью понимают ставки, сосредоточены на своих узких личных амбициях и питают, по крайней мере в двух случаях, глубокое отвращение к Нетаньяху.

Нетаньяху разделяет эту вину

Такие политики, как лидер Исраэль Бейтейну Авигдор Либерман и все чаще лидер ямины Нафтали Беннетт, готовы сидеть сложа руки, пока юридическое братство скрывается со своей властью в качестве избранных должностных лиц, пока они также избавляют политический мир от Нетаньяху.

Нет никаких сомнений в том, что Нетаньяху сам разделяет вину за сложившуюся ситуацию. В течение большей части прошлого поколения Нетаньяху был готов кормить законного тигра, полагая, что он никогда не придет, чтобы съесть его. Но опять же, теперь, когда настал его черед, у Израиля, наконец, есть премьер-министр, готовый предпринять необходимые действия, чтобы положить конец их захвату власти и таким образом победить самую серьезную угрозу, с которой сталкивается Израиль как еврейское и демократическое государство.

Продюсер “маньяка " получил контракт на второй сезон сразу же, как только последний эпизод первого вышел в эфир в понедельник вечером, и не зря. Шоу смело имеет дело с самой большой угрозой для общественной жизни в Израиле сегодня. Самое время нашим избранным лидерам сделать то же самое.

Автор: Кэролайн Глик, JNS