Что удивило большевиков при вскрытии могил православных святых

На модерации Отложенный

 

 

В октябре 1918 года при учете имущества Александро-Свирского монастыря в раке Александра Свирского вместо мощей была обнаружена восковая фигура. Православная общественность решила, что проводивший осмотр большевик Август Вагнер просто не поверил в сохранность мощей и принял их за куклу. Впоследствии медицинская комиссия якобы подтвердила, что останки святого — нетленная плоть, но все равно этот эпизод стал поводом для проведения большевиками широкой компании по проверке мощей православных святых.

Всего было произведено вскрытие 63 мощей, размещенных в ряде русских губерний. Процедуры проводились в присутствии врачей, духовенства, большевицкого актива и прихожан церквей. Результаты антицерковной компании собраны в отчете 8 отдела комиссариата юстиции и в 1920 году опубликованы в журнале «Революция и церковь».

Куклы, мумии и пустые гробницы

После осмотра комиссией выявлено, что среди мощей было пять кукол. Помимо воскового Свирского ими оказались Ефросиний Суздальский — тканевая кукла с останками скелета, Савва Сторожевский (Звенигород), Кирилл Новоезерский (Белозерск). Мощи патриарха Питирима Тамбовского оказались костями, залитыми воском и помещенными в металлическую раку.

 

В трех гробницах вообще не было человеческих останков. При проверке святого Артемия Веркольского члены комиссии обнаружили три сундука с ватой, церковной одеждой, а в последнем уголь с битым кирпичом. По воспоминаниям участников, от увиденного некоторые монахи стали снимать свои черные одежды и просить остричь им волосы. В селе Воскресном в гробнице святого Павла Обнорского оказались обычные доски, старые монеты, строительный мусор и пустая банка от помады для волос марки «Брокар». Гробница с мощами Макария Жабынского в Тульской губернии была пустой.

Среди «нетленных мощей» выявлено и восемь мумифицированных тел, большинство из которых сильно разрушены. Ими оказались останки князя Георгия во Владимире, святых Феодосия в городе Тотьма, Прокопия Устьяновского, Арсения Чудотворца из тверского монастыря, а также московских Виленских угодников (Антоний, Иоанн, Ефстафий).

Лицо сильно истлевшей мумии Ефросинии Полоцкой было покрыто слоем невыясненной массы коричневого цвета.

Неполные скелеты и отдельные кости

В остальных 47 случаях в гробницах выявлены сильно истлевшие скелеты, чаще отдельные фрагменты костей вперемешку с ватой и останками облачений. Например, в раке с мощами Сергея Радонежского нашли человеческие кости вперемешку с истлевшей одеждой, ватой, мертвой молью и личинками. Часто недостача костей компенсировалась ватой. Комиссия обнаружила такие фальсификации у Митрофана Воронежского и ряда других святых. Мощи Тихона Задонского оказались фрагментами костей и картоном, выкрашенным в телесный цвет, а роль груди играл металлический каркас.

 

Интересно, что новгородский князя Владимир оказался обут в сапоги фабричного производства, а среди костей князя Константина и «чад его» оказалась брошка с надписью «Шура». В костяке князя Гавриила из Юрьев-Польского врачами выявлено 2 лишние височные кости и детское ребро.

Последствия проверки

В августе 1920 года был издан циркуляр, предписывающий исполкомам проводить на местах ликвидацию мощей, избегая нерешительности и полумер. Обнаруженные куклы и прочие фальсификации передавать в музеи атеизма и возбуждать против шарлатанов уголовные дела. Патриарх Тихон признал, что к сохранению мощей святых церковные служители относились халатно и на местах священники и монахи могли потерять фрагменты останков или довести их до плохого состояния.

Тихон решает возродить древнюю практику проверки мощей и сказал, что за недосмотр каждый преосвященный будет лично отвечать. Однако было поздно, большевики, настроенные оттянуть народные массы от православной церкви, начали целенаправленную политику ее уничтожения. В 1922 году новая власть завершит разгром РПЦ и проведет изъятие церковного имущества. В этом же году вскроют раку Александра Невского, в которой обнаружат 12 костей, принадлежащих разным людям.