Люди бегут из Гватемалы из-за корпоративной и государственной агрессии.

На модерации Отложенный


Стремясь остановить резкий рост латиноамериканских мужчин, женщин и детей, направляющихся в США с просьбой об убежище, правительство Трампа заставило Гватемалу и другие страны этого региона подписать соглашение о «безопасной третьей стране». США обязаны по закону предоставлять убежище, и это новое соглашение придумано, чтобы отклониться от этого обязательства, объявив Гватемалу «безопасной третьей страной», требуя, чтобы беженцы из Гондураса и Сальвадора оставались в Гватемале.

Подписание этого соглашения, ещё не делает Гватемалу реально «безопасной страной». Рост наркомании, организованной преступности и бедности (около 59% гватемальцев бедны, и большинство бедных - индейцы) — это не признаки общественной безопасности. Это положение возникло в результате полувековой политики, интервенций и корпоративных интересов США, которые оказали пагубное влияние на гватемальский народ.

Гражданская война.

В начале 1950-х, после десятилетий колониального правления, Гватемала избрала Хакобо Арбенса - националиста и социалиста, который стремился преобразовать олигархическое гватемальское общество с помощью земельных реформ и развития государственных предприятий. Эти предприятия должны были конкурировать с американскими корпорациями, которые господствовали в железнодорожной, электрической и фруктовых отраслях Гватемалы. Самой влиятельной американской корпорацией в то время была United Fruit Company. На протяжении десятилетий эта компания была крупнейшим землевладельцем, работодателем и экспортёром в Гватемале. Земельная реформа Арбенса экспроприировала около половины земель United Fruit Company, и члены её правления (включая директора ЦРУ Аллена Даллеса) надавили на правительство США. В 1954 году, в интересах United Fruit Company и других корпораций, США посадили на престол марионеточного вождя, свергнув Арбенса с помощью переворота, и отменив все его меры по национализации и созданию сильного правительства.

По указке США, более трёх десятилетий Гватемала все свои ресурсы бросала на создание мощной армии и антипартизанской сети, которая должна была остановить региональную волну коммунизма. С 1960 по 1996 год в Гватемале продолжалась жестокая гражданская война. Военные диктатуры прославились своей политикой выжженной земли, уничтожая деревни майя, чтобы искоренить стремление местных народов к свободе. Военные отрубали головы партизанам и сжигали их заживо, разбивали головы детей о камни и насиловали женщин. За 14 месяцев правления Эфраина Риос Монтта в начале 1980-х было официально зарегистрировано 10 тыс. убийств и исчезновений. По самым скромным подсчётам, в ходе этой войны убито или «исчезло» 200 тыс. человек. В 93% убийств виновна гватемальская армия. Комиссия ООН по выяснению истории объявила эти убийства геноцидом, поскольку подавляющее большинство жертв оказались индейцами майя. Доклад 1999 года под названием «Гватемала: память молчания» отмечает, что вмешательство США в дела этой страны стало ключевым фактором, способствовавшим нарушениям прав человека, включая подготовку гватемальских офицеров к борьбе с повстанцами и поддержку системы тотальной слежки в стране.

Корпорации мешают борьбе с организованной преступностью.

Окончание 36-летней войны не принесло Гватемале мира. Вооружённые группировки, служащие корпорациям США и Канады, продолжали терроризировать сельских жителей и индейцев, и особенно правозащитников. Как и United Fruit Company 60 лет назад, иностранные корпорации владели сельским хозяйством и природными ресурсами Гватемалы. Такие компании как Tahoe Resources, Goldcorp и Solway group играли господствующую роль в уничтожении сельских ферм и замене их на серебряные, золотые и никелевые шахты, не обращая внимания на интересы местных общин. Из-за этого Гватемала столкнулась с серьёзными экологическими проблемами, включая нехватку и загрязнение воды, выбросы ядовитых газов, сокращение урожаев и многочисленные заболевания.

Правительство Гватемалы прислуживает корпорациям, подавляя мирные протесты тактикой запугивания, включая ложные обвинения, аресты и военное положение. Правительство часто объявляет чрезвычайное положение, вводя тысячи тяжело вооружённых солдат в районы, где местные фермеры и активисты противостоят добывающим корпорациям. Лидеры индейских народных движений сыграли важную роль в сопротивлении захватам земель и загрязнению окружающей среды. Многие из этих лидеров вынуждены переходить на нелегальное положение из-за репрессий под предлогом фальшивых обвинений. Многих просто убили за публичные выступления. В 2018 году в Гватемале был зафиксирован самый высокий уровень убийств экологов, сделав эту страну самой смертоносной для защитников природы.



На протяжении долгих лет наркокартели заставляли бедных индейских фермеров Западного нагорья Гватемалы отказываться от традиционного сельского хозяйства и переходить на выращивание мака. Затем под давлением США правительство Гватемалы уничтожило маковые поля с использованием вооружённого насилия. В результате фермеры остались ни с чем, без возможности работы, получения дохода и реальной помощи. В определённый момент, мак приносил фермерам и им семьям приемлемый уровень достатка. Это разорение привело к бедствиям, увеличив волну беженцев в США. Кроме того, военные действия против нелегальной наркоторговли привели к росту организованной преступности, сделав жизнь местного населения более опасной.

Коррупция на высших уровнях власти.

В 2007 году при поддержке ООН была организована Международная комиссия против безнаказанности в Гватемале (МКБГ). Это стало итогом борьбы студентов и индейцев, разочарованных неспособностью правительства привлечь к судебной ответственности военных преступников. Эта комиссия способствовала началу расследования случаев коррупции на вершине власти, включая бывших президентов Отто Переса Молину, Альваро Колома, Альфонсо Портилло, вице-президента Роксану Балдетти, а также членов правительства, Конгресса, Верховного суда и полиции. Это привело к аресту нескольких влиятельных наркоторговцев. В этом году срок полномочий МКБГ истёк из-за отсутствия поддержки США и гватемальского президента Джимми Моралеса, который сам обвинялся в коррупции. В этих условиях влиятельные организованные группировки снова восстанавливают партнёрские отношения с высшими чиновниками правительства, армии и других органов власти. По мнению экспертов, нынешний уровень бедности и неравенства будет лишь усиливать преступность и коррупцию, изгоняя местных жителей из страны.

Климатические изменения приводят к засухе и голоду.

Земля Гватемалы страдает не только от деятельности иностранных добывающих компаний, но и от климатических изменений. В последние годы «сухой коридор» высыхающих тропических лесов тихоокеанского побережья Центральной Америки от Мексики до Панамы сталкивается с ростом температур и сокращением осадков, что привело к значительному сокращению урожаев - на 50-75% на крупных сельскохозяйственных предприятиях. Сокращение урожаев, в свою очередь, привело к падению занятости, доходов, уровня жизни и возникновению такого понятия как продовольственная небезопасность. Гватемала занимает четвёртое место по уровню хронического недоедания в мире, который достигает 70% для индейских общин. Программы, финансированные Агентством международного развития США, типа Buena Milpa, помогали фермерам создавать запасы семян и развивать методы сохранения почвы и воды. Но правительство Трампа объявило о замораживании финансовой помощи Гватемале, Сальвадору и Гондурасу в размере 450 млн. долларов в наказание за потворство миграции в США, и эти программы прекратились. Латиноамериканские эксперты считают, что прекращение помощи может только увеличить уровень миграции в США, поскольку голод - один из главных факторов бегства из Гватемалы.

Заключение.

Гватемала - одновременно пример народных бедствий и сопротивления. Интервенционистская модель США разорила Гватемалу. Она использовала богатую природными ресурсами и культурными традициями страну лишь для эксплуатации полезных ископаемых и дешёвого рабочего труда. Она подавила инакомыслие и возмущение неспособностью правительства обеспечить безопасность народа. Народное сопротивление вынудило ООН организовать программы наказания наиболее жестоких и коррумпированных чиновников, но вмешательство США помешало этому. Несмотря на бесчеловечное преследование иммигрантов, у гватемальцев нет другого выбора, кроме рискованного для жизни бегства в богатую страну, которая разграбила их Родину. В Гондурасе, Сальвадоре, Колумбии, Сомали и большей части Центральной Африки могут быть свои особенности, но основные их проблемы схожи друг с другом. Люди будут продолжать мигрировать, пока не прекратится нападение на их жизни, загрязнение их земель, истощение их экономики, правление установленных США военных диктаторов. Суть этой глобальной проблемы заключается в ценностях всей системы, которая поощряет эксплуатацию людей и природы и преследование диссидентов, чтобы единицы могли процветать. Беженцы - естественный продукт этой аморальной системы, которая не может понять мудрость таких древних народов как майя, в традиции которых закреплено уважительное отношение к среде обитания.


Источник: Families Fleeing From Guatemala: A Case Of Corporate And State Aggression, Marc Pilisuk, Jennifer Rountree and Rebecca Ferencik, COHA, popularresistance.org, December 25, 2019.