Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретахх

На модерации Отложенный

 

 

Константин Егорович Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России во второй половине 19 века. Современники называли его "блестящий Костя", а император Александр II"мой живописец".
 Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского - самого плодотворного художника.
При том при всем они стоили таких колоссальных денег, что русские коллекционеры, в том числе и Павел Третьяков, не имели возможности их приобрести.
 А всемирная слава Маковского была настолько велика, что именно ему было предложено американцами написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

 


Родоначальник династии Маковских. Егор Иванович Маковский. (1859). Автор: К.Е. Маковский.

 Как-то Расул Гамзатов, размышляя о человеческом таланте высказался:" Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии"
 Династий в истории русского искусства действительно мало, но все же есть одна великая династия Маковских, где родоначальником был один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егор Иванович. По его стопам пошли его дети - Александра, Константин, Николай, Владимир и некоторые из его внуков.
 Все из династии Маковских стали достаточно знаменитыми художниками, и были широко известны в художественной среде, но всемирную славу получил лишь один: старший из сыновей - Константин.
 


Портрет Е.И.Маковского, отца художника. (1856). Автор: К.Е.Маковский.

"Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу" - вспоминал К. Е. Маковский, унаследовавший от родителей все таланты. Мать же имела великолепный талант певицы, которым пожертвовала ради семьи. И в том, что все дети в семье Маковских были музыкально одарены - ее заслуга.

 

 

Мать - Любовь Корниловна Молленгауэр. Автор: К.Е. Маковский.

 


Владимир Маковский. Автор: К.Е.Маковский.


 Александра Маковская, дочь. Автор: Е.И. Маковский
 


Николай Маковский, сын. Автор: Е.И. Маковский

4-летним ребенком Костя рисовал легко и непринужденно все, что видел. А в 12-летнем возрасте уже занимался в Школе живописи и ваяния, где первыми учителями были Зарянко, Скотти и Тропинин. Юный талант освоил живописную манеру так, что его копии нельзя было отличить от тропининских портретов. Костя Маковский был среди тех 14-ти лучших выпускников Петербургской Академии художеств, которые устроили так называемый "бунт четырнадцати"  Все бунтари своих дипломов так и не получили и Маковский, в том числе.
Однако через несколько лет он был удостоен звания академика, профессора, действительного члена академии. Самые богатые и знатные наперебой позировали живописцу, так как иметь портрет кисти гения было очень престижно.
 Его самозабвенно любили женщины, и он их любил.

 

Автопортрет. Константин Маковский.

 Личная жизнь в портретах Константина Маковского


 У любвеобильного Маковского от четырех женщин было десятеро детей, двое из которых умерли еще во младенчестве.
 Плодом первой любви была внебрачная дочь Константина Наталия, рожденная в 1860 году и жившая в доме отца до самого замужества. В 1866 году художник обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Еленой Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную богемную жизнь Маковского много любви и душевного тепла. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.

 


 Автопортрет. Константин Маковский.

 Не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила необыкновенная музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. А сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артист.
 Когда Юлии исполнилось шестнадцать, они обвенчались и уехали в Париж. Там же родилась их первая дочь Марина, которая умрет в 8-месячном возрасте от менингита.

 


Портрет в красном берете (Юлия Маковская)

 Как то в несколько сеансов Константин напишет первый портрет жены Юлии в красном берете, который откроет огромную серию прославленных женских портретов.
 И около пятнадцати лет Юлия Павловна будет неизменной музой и моделью исторических и мифологических картин Маковского.

 


 Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской.

(1887). Автор: К.Е. Маковский.

 


Портрет Юлии Маковской. (1890). Автор: К.Е. Маковский.
.

Портрет сына Сережи в матроске. (1887). Автор: К.Е. Маковский.

. Сын Сережа, рожденный в 1877 году, с самого младенчества также станет для отца моделью. Его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу..
 В будущем будет поэтом, художественным критиком и организатором художественных выставок, издателем.

 


 В мастерской художника. Маленький вор. (1881). Автор: К.Е. Маковский.
 


 Портрет Юлии Павловны Маковской в красном. (1881). Автор: К.Е. Маковский.

 Через год в их семье родится дочь Елена, впоследствии ставшая художницей, учителем которой будет сам Илья Репин. А в 1883 году в семье Маковских снова пополнение - сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.

 


 Мать и дочь в интерьере. (1883). Автор: К.Е. Маковский.

 


 Семейный портрет. 1882. Автор: Константин Маковский.

 В то время как семья Маковского жила то в Париже, то в Италии, он много путешествовал по Европе, Азии, собирая материал для своих исторических полотен. В семье бывал наездами.
 И вот однажды приехав к родным объявил, что у него родился внебрачный сын. Измену Маковскому не простила ни Юлия Павловна, ни дети. Особенно переживал раскол в семье Сергей: он так и не смог простить отцу, что тот в одночасье разрушил их счастливую и дружную семью.

 


Константин Маковский с Марией Матавтиной.

 А случилось это в 1889 году, когда Константин Егорович повез в Париж на Всемирную выставку, несколько своих полотен, где и повстречался с 20-летней Марией Матавтиной, с которой завязался тайный роман. Плодом их страстной любви будет рождение сына Константина. Через два года у художника родится второй незаконнорожденный ребёнок - дочь Ольга, а в 1896 году -Марина.
 И лишь спустя пять лет после рождения последней дочери Константин Маковский женится на Марии Матавтиной, и суд узаконит их детей.
В 1900 году в его новом, уже законном браке, родится четвёртый ребенок - сын Николай.

 

 


 Портрет жены художника, Марии. Автор: К.Е. Маковский.

 


 Портрет Марии Маковской (Матавтиной). Автор: Константин Маковский.

 


 Портрет дочери художника Марины. Автор: К.Е. Маковский.

 


 Портрет Константина и Оленьки. Автор: К.Е. Маковский.

 


 Портрет сына Константина. Конец 1890-х. Автор: Константин Маковский.

 


 Портрет детей художника, Константина и Ольги. Автор: К.Е. Маковский.
 


Портрет дочери художника Оленьки. 1900-е. Автор: К.Е. Маковский.
 


 Портрет дочери художника. Ольги. Автор: К.Е. Маковский.

 


 Портрет жены художника Марии Алексеевны. Автор: К.Е. Маковский.

О себе художник говорил довольно самокритично:
"Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин; Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству."

 


 Константин Маковский.

 Летом 1915 года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая: экипаж, в котором ехал художник, врезался в трамвай. Полученные травмы были несовместимы с жизнью. Он скончался в Петербургской больнице, не приходя в сознание. Владимир Маковский, в отличие от брата Константина, свои жанровые картины посвящал реализму, в частности повседневной жизни простого народа. Его полотна стали хрестоматийными.

 Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/090917/35874/