Почему США нежизнеспособны.
На модерации
Отложенный
Проблемы США, в частности. и проблемы капитализма, вообще.
Вчера Трамп пригрозил мэрам Нью-Йорка, Вашингтона, Сиэтла и Портленда лишить эти города финансирования:
«Моя администрация сделает все, что в ее силах, чтобы помешать слабым мэрам городов, где не соблюдаются законы, забирать федеральные средства, в то время как они позволяют анархистам причинять вред людям, сжигать здания, разрушать жизни и предприятия»:
В принципе, это уже и не новость вовсе, но зато приглашение к более широкому разговору.
Оставим в стороне проблему ковида, предстоящую интригу выборов и прочие события и поводы, обратимся к сути.
Так вот, если другими словами, то получается такая картина маслом: самый могущественный человек планеты оказался не в силах разрешить проблемы крупных городов своей страны и готов к тому, чтобы ещё больше ухудшить жизнь их жителей и предприятий.
То есть, получается, что либо для Трампа чем хуже, тем лучше, либо к такому шагу его подталкивает сама система, внутри которой есть некие встроенные механизмы, не подразумевающие других решений.
Лично моё мнение: вопрос именно в системе, предназначенной работать без больших сбоев в обычной обстановке, но как только ситуация входит в экстремальный режим, система начинает сыпаться.
Я считаю, всё это довольно красноречиво говорит об устройстве политико-экономической системы США, в частности, и капиталистической системы, вообще.
Приведу пример, аналоги которого сплошь и рядом присутствуют в повседневной внутренней жизни большинства стран, вставших на капиталистические рельсы. Пример, который, впрочем, хоть и окрашен российской спецификой, но многие механизмы верны практически для любой страны.
Давайте представим себе банальную и уже для многих привычную ситуацию, когда в стране кризис, возникший по разным причинам, в том числе и вполне себе объективным (тот же ковид, фактически остановивший по всему миру тысячи производств и торговлю).
И вот, у некоей организации, арендующей офис, возникли трудности с нехваткой оборотных средств и доходов.
При этом есть кредит (или кредиты), который необходимо обслуживать, независимо ни от чего (это по жизни, а не по декларациям правительства).
Далее сразу возникает куча проблем: надо либо по-прежнему выплачивать зарплату персоналу, осуществлять платежи по кредиту, платить за аренду, выплачивать вовремя налоги и т. д., либо все силы направить на удержание бизнеса.
Штука в том, что одновременно всё удержать обычно невозможно и приходится выбирать.
Однако малейшая просрочка по одной из позиций приводит сразу же к ряду необратимых последствий:
- уменьшить зарплату практически невозможно согласно трудового законодательства и есть вероятность, что кто-то уволится и пойдёт жаловаться в прокуратуру и в трудовую инспекцию с неприятными последствиями.
- малейшая просрочка по кредиту и навсегда обеспечена испорченная кредитная история, а также гарантировано, что банк начнёт процедуру либо изъятия всего кредита (и это при жёстком дефиците оборотных средств), либо, в случае невозможности погашения, будет изымать залог, который, как правило, оценен с большим дисконтом.
Параллельно выясняется, что никакая сторонняя реструктуризация уже невозможна, потому как никакой другой банк не пойдёт на увеличение резервов по кредиту, попавшему в зону повышенных рисков.
- арендодатель, также находящийся в объективном кризисе, тут же начинает повышать арендную плату и не прощает ни одного дня задержки платежей, ибо сам попал в сложную ситуацию — часть арендаторов съехало, а кто остался, допускает просрочки или вовсе не платит и дело доходит до судебных разбирательств (а у арендодателя те же проблемы: зарплата, охрана, коммуналка, кредиты, налоги…).
И это только часть снежного кома, находящегося на поверхности. Сюда надо добавить, что контрагенты вдруг перестали платить за поставленные товары, дебиторка резко выросла, судебные разбирательства накрывают, также резко вырос штат юристов и увеличились расходы на ведение судов с неизбежной безвозвратной потерей значительной части средств в качестве невозврата. Также выясняется, что налоговые органы ужесточили сбор средств и не прощают задержек, на что ранее смотрели сквозь пальцы.
То есть, весь окружающий мир откровенно говорит: чем хуже дела у такой-то организации, тем этому миру лучше.
Даже если по факту всё совсем не так и тысячи предприятий, находящихся в таком же положении, уже стоят на пороге разорения, следствием чего не будет ни зарплат, ни арендных платежей, ни денег за кредиты, ни налогов в бюджет со всем вытекающими последствиями в целом для страны и для армии бюджетников.
Приведённый расклад также верен и для отдельных граждан, попавших в трудное положение, и для государственных систем в целом.
То есть, по факту капитализм, как система, мало предназначен для преодоления кризисов и более того, сами кризисы, по большому счёту, являются во многом порождением самóй капиталистической системы.
Здесь, конечно же, как и везде, есть теория и практика, когда порождённый капитализмом кризис через какое-то время преодолевается, выходя на новый цикл с той же целью — накопить проблемы, породить кризис и затем его преодолеть.
При этом, за цифрами роста и падений всегда стоит цена вопроса, которая на макроуровне вообще никому не видна и никем не обсуждается, особенно в теории.
Между тем, даже за простыми цифрами всегда стоят живые люди, которые иногда положили всю свою жизнь на бизнес, считая его фактически своей плотью, потеря которого равносильна гибели собственного ребёнка.
И таких потерь в кризис происходит немыслимое количество, вплоть до необратимых психических расстройств или суицидов.
Обратимся вновь к США.
Думаю, все эти «штрихи к портрету» хорошо были известны «отцами-основателями», особенно их последователями, вставшими у руля порядка 100 лет назад. Именно тогда фактически в мире произошли две революции: одна в России, другая, чуть раньше, в Америке.
Что за революция в Америке? Если говорить упрощённо и не углубляться в частности, то она хорошо известна — это создание частного центрального банка, именуемого ФРС, который, быстро накопив сил и опыта, сразу же приступил к реализации своей масштабной функции, для которой, собственно, и создавался.
В макроэкономике эта функция именуется примерно так — поддержание ликвидности на внутреннем рынке на уровне, необходимом для постоянного стабильного роста экономики США.
Первый сбой произошёл в конце 20-х годов, когда в результате быстрого роста наличности, выросли «мыльные пузыри», которые лопнули и явилась миру Великая Американская Депрессия. Её причина проста: страна не смогла переварить «напечатанные» доллары.
Следующий этап — Бреттон-Вудские соглашения 1944 года, в результате которых доллар превратился в мировую резервную валюту и средство платежа, когда все излишки наличности, пройдя через внутренние цепочки, быстро выводились на мировой рынок, размазываясь по нему тонким слоем.
Прошло не очень много времени и выяснилось, что слой становился всё толще и уже мировая экономика стала с трудом справляться с таким объёмом денег. К тому же, пошёл встречный процесс: сегодня довольно большие и всё увеличивающиеся объёмы межгосударственной торговли стараются обходиться без доллара.
То есть, поляна американского зелёного неуклонно сужается, заставляя доллары возвращаться в свою альма-матер.
Вся эта колоссальная масса наличности (а счёт идёт уже на сотни триллионов) грозит США простой и давно известной проблемой: гиперинфляция.
Однако здесь есть один нюанс: эта наличность не принадлежит государству США, а имеет уже частных владельцев, которых, по большому счёту, волнуют только лишь свои личные проблемы.
То есть, ФРС в увеличивающихся объёмах печатает деньги под государственные долговые расписки, доллары выводятся, приобретают частных владельцев и постепенно, в силу сужения своей функции мирового средства платежа, возвращаются обратно в виде частных накоплений, а государство продолжает наращивать свои долги.
Для справки: только в 2020 году госдолг США уже вырос с $23 трлн почти до $27 трлн. История Америки таких темпов не видывала никогда.
При этом, что характерно и, казалось бы, парадоксально, практически все американские фондовые индексы постоянно растут и бьют рекорды один за другим.
Объяснение очень простое: никакого позитивного значения эти показатели не имеют, а говорят лишь о том, что огромное количество частной наличности вообще не идёт в экономику США, а вливается именно в биржевые сделки, надувая те самые мыльные пузыри, обрушение которых — это лишь вопрос времени.
Вот, собственно, и все причины, исходя из которых следует неизбежный вывод: экономика США является нежизнеспособной системой, не способной выжить в экстремальных условиях.
Именно поэтому твит Дональда Трампа является красноречивой иллюстрацией простого выбора всего из двух вариантов: плохого и очень плохого.
Трамп выбрал вариант «плохой», понимая, что деньги перечисленным городам, проблему не решат и будут просто выведены из оборота, увеличив и так астрономический госдолг.
А вернутся в лучшем случае в виде чьего-то частного капитала для того, чтобы раздуть очередной мыльный пузырь.
Комментарии