Почему в Советском Союзе долго не показывали «Звездные войны»
На модерации
Отложенный
В СССР легендарный фильм пришел с огромным опозданием. Почти через пятнадцать лет после выхода в свет первой серии, в 1990-м, трилогия Джорджа Лукаса появился на советских киноэкранах. Перед показом, как и положено, подготовили и развесили киноафиши. Изображения на них могут сегодня вызвать недоумение у фанатов «Звездных войн», но художники не виноваты – ведь перед показом они фильм даже не видели и вынуждены были полагаться только на свое чутье и слегка размытое определение жанра - «галактический вестерн».
Во всем мире премьера IV эпизода («Новая надежда») состоялась еще в 1977 году. Однако советская цензура, в своих лучших традициях, признала творение Лукаса антисоветским. Критики изощрялись в отрицательных эпитетах для этого очередного «буржуазного» кино. Скорее всего, в образе Империи, с которой мужественно борются повстанцы, увидели намек на СССР, ведь «холодная война» была в самом разгаре. «Литературная газета» назвала фильм «космическими киноужасами» и проявлением новой волны «кинопсихоза». Правда, возникает сомнение в том, что авторы этих публикаций на самом деле видели фильм, а не только картинки от него, ведь иначе они вряд ли назвали бы световые мечи «игрушечными лазерными рапирами», а Оби Вана Кеноби «рыцарем Круглого стола». В конце разгромной заметки автор делал вывод о том, что «ужасы поистине космического масштаба» в кинотеатрах нужны США для того, чтобы зритель, покинув зал, мог «почувствовать, что за его пределами все-таки спокойнее».
Публикация Ю. Варшавской в «Литературной газете» В целом, реакция советской прессы на фильм, который никто, вероятно, так и не видел, и долго еще не мог увидеть, была резко отрицательной. В журнале «Искусство кино» печатались рассуждения о «культе силы» и «почти фашистских взглядах», газета «Известия» вспомнила о супергероях и посчитала «Звездные войны» автоплагиатом («И вновь супермен»), а также писала о «бедности авторской мысли». Сегодня с таким строгим подходом можно было бы браковать 99% кинопродукции, но в те годы в советском зрителе воспитывали высокие идеалы, а подобные «пустышки», по мнению советских критиков, говорили только о «кризисе Голливуда».
Первые афиши к «Звездным войнам» глазами советских художников Разумеется, запрещенный в советском кинопрокате фильм вызывал огромный интерес.
Целых десять лет увидеть его можно было только в пиратских копиях, которые иногда всплывали на черном рынке, поэтому наслаждаться космической эпопеей могли лишь избранные. Впрочем, десятилетие спустя ежовые рукавицы цензуры, видимо, несколько ослабли. В 1988 году в московских кинотеатрах «Горизонт» и «Зарядье» Эпизод V «Империя наносит ответный удар» показали в рамках фестиваля американского кино, а еще через год канал «Ленинградское телевидение» начал транслировать «Звездные войны», но делал это несколько странно – нарезанными фрагментами по 10 минут. Сложно сказать, как можно было воспринять динамичный кинофильм в таком виде.
Плакат Боксера и Чанцева, 1990 год Только в 1990-м году трилогия, уже ставшая классикой мирового кинематографа, наконец-то дошла до советских экранов. С первыми показами были связаны художественные нестыковки. Афиши поражали воображение: техно-ковбои (на лошадях) стреляли из странного оружия, а неведомые монстры напоминали средневековые изображения крокодилов и бегемотов – ведь старинные художники тоже действовали по описанию, не видя в глаза загадочных тварей. В целом, заметно, что художники-оформители добросовестно выполнили задание, изобразив некий вестерн, действие которого, как им объяснили, происходит в далеком космосе.
Афиши к «Звездным войнам» венгерских и польских художников Интересно, что в других странах Восточного блока «Звездные войны» показали гораздо раньше, чем в СССР, но творения венгерских художников тоже отличаются от фактической «картинки» фильма – шлем Дарта Вейдера, например, больше похож на доспех космического самурая. Почему-то оформители из братских стран тоже подошли к работе очень вольно, хотя, судя по плакатам, с содержанием они явно были лучше знакомы, чем их советские коллеги. Надо сказать, что сегодня подобные плакаты (особенно - с авторством Юрия Боксера и Александра Чанцева) можно продать за баснословные деньги. Отдельные экземпляры стоят тысячи долларов, ведь они прекрасно иллюстрируют эпоху «холодной войны» и советскую действительность.
Комментарии
Там все было нельзя..
Если бы я такого встретил то кроме чувства брезгливости ничего бы не испытал.
Это как родители, которые вас вырастили и воспитали , наверняка есть родители красивее, богаче и умнее и если вы своих родных родителей можете поменять из-за всего этого, то проблемы в вас самом.
Однако в комиссионки ходили как в музей - посмотреть на шикарные вещи. А от импортного тащились и считали заграницу верхом совершенства.
Хотя недавно от нефиг делать с удовольствием пересматривал "Тайна двух океанов", "Планета бурь". Реально, удовольствие доставило.
Ещё как то даже удивило днём был фильм детский, блин, как оно? "Дойти до радуги"? Пресняков там про Зурбаган офигенно пел... Тык я этот фильм до конца с кайфом досматривал, удивило. Вроде детская мечталка, а смотрится офигенно.
"Собачье сердце" можно считать фантастикой? Если да, то пожалуй это единственный фильм, который после книги смотрится отлично.
или "Приключения неуловимых"?
или "Кин-дза-дза"!
https://www.youtube.com/watch?v=W7rnkwrgEm0
Так окромя Чапаева,там впечатление было производить особенно нечем.
_______
Мне стыдно даже за русских, ходили в илеосалоны смотреть откровенное дерьмо разинув рты.
Большинство современных сериалов даже не мыло,а вовсе фигня. Однако люди смотрят.....
по кабельным сетям и на видиках в конце 80, гнусавого переводчика все
запомнили, кстати ему бы звание народного дать за озвучание множества фильмов )
Ведь кто то фанатеет от бубна шамана, а для других же людей сей бубен не о чем,..