Невесёлый праздник

На модерации Отложенный

Почти незаметно прошёл День шахтёра, который по традиции отмечается в последнее воскресенье лета и ныне пришёлся на 30 августа. «Помог» карантин, со ссылками на который День шахтёра на Украине постарались отметить без массовых мероприятий. А фактически во многом праздник получился со слезами на глазах.

ТАК, во Львовской области шахтёры объявили забастовку, отказываясь подниматься на поверхность. Им не до праздников и «важных дат»: тружеников забоя волнует задолженность по зарплате, которую они не получали с марта. В целом им задолжали больше 61 млн гривен (161,5 млн руб.).

Во вторник, 1 сентября, жёны шахтёров с шахты «Надежда» перекрывали международную трассу Львов — Рава-Русская. На шахте уже четвёртый день продолжается подземная забастовка горняков. Как рассказал глава независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, протестующие требуют активных действий со стороны власти. Накануне Дня шахтёров как минимум 40 работников этой шахты отказались подниматься на поверхность, требуя погашения долгов по зарплате. Уже тогда было известно, что супруги бастующих не намерены оставаться в стороне.

Шахтёры утверждают, что акция протеста будет продолжаться до тех пор, пока им не выплатят все долги. При этом официальной реакции власти, как и каких-либо предложений по выходу из сложившейся ситуации, до сих пор нет.

В свою очередь шахтёры Кривого Рога показали, в каких условиях им приходится работать. По их словам, информация об аварийном состоянии шахт замалчивается, чтобы она не дошла до президента Владимира Зеленского. При этом часть шахтёров ещё в 2015 году лишили права на льготный выход на пенсию. Особенно это ударило по женщинам-шахтёрам, которые рассчитывали выйти на пенсию в 45 лет.

ЕСЛИ говорить о шахтах в народных республиках Донбасса, то и тут далеко не всё оптимистично. Сегодня даже вполне приемлемая добыча и определённые успехи в экспорте топлива не приносят необходимых отрасли доходов, а шахтёрским семьям не дают возможности почувствовать повышение благосостояния. Пока «Внешторгсервис» наращивает долги перед шахтёрами, и, если верить шахтёрским откровениям в социальных сетях, не все шахты полностью получили расчёт за май; счастливчики — часть за июль. А ведь уже сентябрь на дворе.

Ныне 15—18 тысяч рублей — средняя зарплата шахтёра, причём её надо ещё получить. Многие продолжают работать, так как вскоре ожидают выхода на пенсию: можно и потерпеть пару лет ради вполне достойной (около 8—10 тыс.

руб.), по местным меркам, пенсии. Горняков становится всё меньше, а автобусы, круглосуточно развозящие забойщиков, ходят полупустыми. Если ещё несколько лет назад устроиться на шахту было проблематично (необходимо было обладать квалификацией, знакомствами и соблюдать трудовую дисциплину), то сегодня на работу берут практически любого желающего.

Если ничего не изменится, то квалифицированные шахтёрские кадры в Донбассе переведутся. Вероятно, даже если завтра на республики обрушится невиданное счастье под видом крупных индийских импортёров, о чём ходят слухи, наладить добычу в нужных объёмах будет уже проблематично. Слишком многие местные угледобытчики отправились работать на шахтах Ростовской области, на север России или же нашли себя в каких-то других занятиях. Прервались целые шахтёрские династии, представители которых спускались в забой ещё во времена не то что Советского Союза, а даже Российской империи (!).

КАК считают местные аналитики и специалисты горного промысла, важным фактором, конечно, является не только зарплата, но и отношение в целом. Престиж, почёт — всё это ушло в прошлое. Сегодня у шахтёров осталось слабым утешением скромное торжество в день профессионального праздника, к которому их руководство даже не потрудилось существенно погасить задолженность по зарплате. В итоге все песни, пляски и фейерверки в шахтёрских посёлках у горняков не могли вызвать особого восторга.

К сожалению, на сегодняшний день ни одно официальное лицо в Донецке или Луганске так и не осмелилось откровенно признаться: «Ребята, у нас тут серьёзные проблемы. Пожалуйста, потерпите, потому что иначе мы окончательно похороним целую отрасль». Вместо этого бравурные речи, пожелания-мечты о скорой «модернизации», мифические открытия новых лав. А за всем этим скрывается явное намерение ликвидировать все предприятия, которые будут признаны нерентабельными.

И при такой ситуации уголь и металл успешно отгружаются и отправляются за пределы ДНР и ЛНР. Значит, как заверяют эксперты, имеются и бенефициары, которым выгодна такая сегодняшняя бесперспективная ситуация. Как с горечью шутят шахтёры, если в ближайшее время ничего не изменится, то недалёк тот день, когда местному населению вновь придётся добывать уголь в самодельных «копанках», начисто забыв о былой шахтёрской славе.

В.М.Т.