О каком понятии наука ничего не знает? К чему призывал Христос?

На модерации Отложенный

 

Есть одна категория, одно понятие, о котором наука ничего не знает и о котором мало что знает религия. Это то, что лежит в основе всех болезней, травм, исковерканных судеб, это то, из-за чего Каин убил Авеля, это причина первородного греха Адама и Евы. Это причина того, что Адам солгал Богу. Эта причина лежит в основе лжи, предательства, безнравственности. Это то, что каждый из нас несет в себе изначально, с того момента, как появилась и оформилась жизнь.

Наше истинное «я» – абсолютно чистое, сияющее и вечное. А вот внешняя наша оболочка, несовершенная и развивающаяся, всегда несет в себе зерно того, что на языке религии называется грехом. А на языке науки это можно назвать причиной всех бед и несчастий, причиной разрушения характера и судьбы. Это то, что лежит в основе гибели народов и цивилизаций, то, что стало причиной уничтожения Содома и Гоморры. Это то, из-за чего народ Израиля был рассеян по всей Земле. Это не просто игнорирование заповедей Божьих, это не разложение души, а то, что лежит в основе всех этих процессов. Это явление называется гордыня.

Когда я пытался осмыслить это понятие в рамках привычных религиозных стереотипов, мое мнение оказалось поверхностным. Как я воспринимал эту проблему? Если ты испытываешь чувство превосходства, относишься к людям надменно, свысока, – значит, у тебя гордыня. Унижайся, считай себя самым ничтожным, – и гордыня практически преодолена. Добавь к этому смирение, то есть откажись от нормальных человеческих желаний, не отвечай на обиду, улыбайся тому, кто плюет тебе в лицо. Советы хорошие, но только почему-то у меня никак не получалось их выполнять. Может быть, я невнимательно изучал религиозные каноны? Но идея пребывания в пещере и подавления всех своих естественных чувств почему-то казалась мне неприемлемой.

Тем более что в Библии я читал о жизни Христа, и у меня никак не складывался образ отшельника. Христос и ел, и пил, и радовался жизни. Да, он уходил в пустыню на сорок дней, но даже неискушенному читателю понятно, что ни самобичевание, ни слезное покаяние, ни отчаяние от осознания своих грехов, ни аскеза и жизнь в пещере, ни ощущение себя рабом Божьим, ни упоение страхом перед Богом не было сутью учения Христа. Все это предлагали его последователи, причем последователи не в первом поколении.

Ученики Христа призывали: «Всегда радуйтесь!» Они говорили, что Бог – это любовь, а боящийся «несовершенен в любви». То есть ученики Христа понимали: где есть страх, там нет любви и радости.

Страх перед наказанием Божьим был нормальным явлением для иудаизма, потому что вчерашнему язычнику для выполнения заповедей нужно было принуждение. Процесс изменения поведения, а вместе с ним – и характера, занял не одну сотню лет.

Душа имеет гигантский масштаб, она связана со всей вселенной. Изменения души – это процесс тяжелый, мучительный и масштабный. Если есть страх, – не может быть изменений, потому что страх – это остановка энергии, остановка развития.

Поэтому в иудаизме страх не является главным фактором веры. Да, Бог – судья, Бог наказывает, посылает человеку болезни и смерть. Но наказывает Он – до третьего и четвертого колена, а прощает – до тысячного. Бог спас еврейский народ от гибели, вывел его из египетского плена. В иудаизме Бог – это заботливый воспитатель, спаситель, который ведет за собой народ, помогает ему в критические минуты и наказывает, когда люди забывают о служении Ему, о выполнении заповедей. Первое чувство, обращенное к Богу, – это благодарность, готовность служить Ему, выполнять заповеди. А страх должен быть на втором месте, причем страх особенно важен в том случае, когда человек пренебрегает законами Господними.

Через Моисея еврейскому народу был дан закон, то есть заповеди Божьи, выполнение которых гарантировало спасение. Через Христа дана была благодать. Последователи Христа упорно противопоставляли благодать закону, не понимая, что это, по сути, одно и то же. Благодать – это те же законы благополучия, спасения, выживания, – только применимы они не столько к телу, сколько к душе. Это спасение не только сегодня и завтра, но и послезавтра.

Внешнее преступление есть результат невыполнения заповедей. А невыполнение заповедей, пренебрежение ими есть результат душевных проблем.

В иудаизме грех – это, в основном, внешнее поведение. А в христианстве грех – это внутреннее состояние, это поведение наших чувств.

Адам сначала испугался наказания Божьего, а потом соврал. Адам сначала забыл о Боге, а потом начал поклоняться наслаждению. Адам забыл о Божественной воле и свою волю, свои желания поставил на первое место, а потом появился страх, а потом появилась ложь. Каин сначала позавидовал Авелю, а потом убил его.

Если вдуматься, учение Христа просто и понятно: если человек осуждает, презирает других людей, если он завидует, если не испытывает сострадания, если не может быть искренним, то рано или поздно он начнет нарушать все заповеди. Попытка преодолеть грех только через внешнее поведение – это всего лишь первый этап. Конечно, можно сбрасывать грехи на козла отпущения и отправлять его в пустыню, можно назначить день прощения, когда снимаются все грехи… Но грех – это результат внутреннего состояния души, а душа и характер тесно связаны. Поэтому, если нет изменения характера, то как бы долго человек ни сдерживался, он рано или поздно переступит сначала нравственный, то есть Божий закон, а потом и закон человеческий.

Христос призывал к изменению характера. Но невозможно сдвинуть стул, на котором сидишь. Для того чтобы изменить характер, нужно выйти за пределы своего человеческого «я». На какое-то время необходимо расстаться с человеческим и ощутить единство с Божественным. Христос совершил величайшее открытие в истории человечества: он научил всех людей тому, как стать детьми Божьими.

«Не все мы умрем, но все изменимся», – говорил апостол Павел. Изменение характера и личности – вот суть христианства. Но без любви к Богу это невозможно. Поэтому в христианстве Бог – это не только судья, наказывающий за грехи. Это не только воспитатель, помогающий и спасающий в критические моменты. Это любящий и заботливый родитель, который любит нас всегда.

Обычная родительская любовь сильна, когда ребенок маленький, а потом она ослабевает. Самая сильная родительская любовь длится всего одну жизнь. Любовь мужчины и женщины также недолговечна, через несколько лет она, как правило, превращается в привычку. Или, в лучшем случае, становится дружбой. В глубине души, в подсознании любовь живет гораздо дольше. Некоторые романы, как я видел на тонком плане, могут длиться не одну жизнь.

А Бог любит нас всегда. Его любовь не ослабевает. Мы сами можем отворачиваться от Его любви и поддержки, требуя в молитвах помощи для тела и духа и забывая о помощи душе.

Почему же мы забываем о том, что Бог есть любовь? Что́ незаметно уводит нас от умения и желания любить? Что́ является главным грехом, корнем всех заблуждений и преступлений? В иудаизме есть ответ на этот вопрос. Главным грехом названа гордыня. Но этот грех только обозначен. О том, что гордыня превращается в ревность, ничего не сказано. Читая Священные книги иудаизма, сложно понять, что гордый человек становится ревнивым и похотливым.

Содом и Гоморра – это культ похотливости и наслаждения. Когда смыслом жизни становится не служение Богу, а служение инстинктам, поклонение наслаждению, тогда душа незаметно ослабевает и начинает деформироваться. Нравственность распадается незаметно. То, что раньше считалось грехом, называют проступком, а затем это становится нормой, потом – добродетелью, а далее приходят распад и смерть. Болезни души неизбежно приводят к распаду духа и тела.

 

С. Н. Лазарев «Опыт выживания», часть 7

Подробнее о книге

 

****************************************************

Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.

Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.

lazarev.ru