"Всех вон из России!": "философские" поезда и пароходы
На модерации
Отложенный
19 мая 1922 г. "добрый" В.И. Ульянов (Ленин) в письме Ф. Э. Дзержинскому заявил, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». 16 июля Ленин написал письмо ЦК с предложением арестовать и выслать без объяснения причин «несколько сот» представителей интеллигенции.
Всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь по двое кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации.
Л.Д. Троцкий прокомментировал акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Начало расправ: 1-я фаза (списки)
К лету 1922 г. органы ГПУ составили 3 списка из 195 человек: московский — 67 человек (на 23 августа), петроградский — 51 человек и украинский — 77 человек (на 3 августа). За многих учёных ходатайствовали различные ведомства и люди. Но, в конечном счёте изгнанию подлежало примерно 160 человек.
Вот - начала петроградского и московского списков.
10 августа 1922 года. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке», который гласил: «В целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивается у Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета разрешение на изоляцию свыше 2-х месяцев, в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку за границу или в определённые местности РСФСР в административном порядке» (т.е., без суда). Срок высылки, согласно декрету, не мог превышать 3-х лет.
2-я фаза: аресты и невозвращения
16—17 августа 1922 г. - аресты и обыски по спискам в Москве, Петрограде и Казани.
17—18 августа - аресты на Украине.
Арестовать удалось не всех. Арестованные дали подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни.
Их арестовывали, и готовили к высылке: предлагали подписать прошение о высылке.
31 августа — 1 сентября 1922 г. - аресты и обыски среди «антисоветского студенчества». Из 33 намеченных к аресту арестовано 15 человек, оставлены 2 засады.
3-я фаза: высылка
Она началась задолго до 1-й и 2-й фаз.
В июне 1922 г. первыми за границу отправлены известные общественные деятели С. Н. Прокопович (специалист по статистике) и его жена Е. Д. Кускова (активный деятель "Помгол"). Ленин этим не удовлетворился: одновременно поручил организовать газетную травлю против членов комитета: «Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать „Кукишей“… Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев».
31 августа 1922 г. в «Правде» опубликовано сообщение о высылке: "наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу <…> Среди высылаемых почти нет крупных научных имён <…> Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима".
Осоргин на пароходе (рис. А.И. Матусевича)
31 августа 1922 г. на заседании комиссии по высылке под председательством Ф. Э. Дзержинского в результате ходатайств было решено отменить высылку в отношении 9 питерцев и 19 москвичей.
Письмо Дзержинского от 4 сентября.
1-й "философский" пароход (19.9.1922)
19 сентября 1922 г. на пароходе из Одессы в Константинополь прибыли:
- Бабкин Борис Петрович, физиолог;
- Флоровский Георгий Васильевич, историк и философ.
Франк с детьми на пароходе (рис. А.И. Матусевича)
После письма Политбюро КП(б)У в Политбюро РКП(б) о нежелательности «укрепить за счёт эмигрантов украинское националистическое движение» высылку за границу по «украинскому списку» прекратили. Дальнейшая судьба учёных, включённых в «украинский список», как пишет А. Н. Артизов, оказалась более трагичной — их сослали в отдалённые губернии РСФСР. Те, кто (небольшая часть, которая была выслана в сентябре — октябре 1922 года) уже к тому моменту был выслан за пределы России, осели в Праге, где встретили радушный приём.
1-й и 2-й "философские" поезда (23.9.1922)
23 сентября 1922 г. поездом Москва-Рига отправили «инакомыслящих»:
- Матвеев И.П.;
- Пешехонов Алексей Васильевич, экономист;
- Сигирский Александр Иванович, агроном.
- Сорокин Питирим Александрович, социолог,
и другие.
Следом за ними поездом Москва-Берлин отправились:
- Любимов Н.И.;
- Степун Фёдор Августович, философ;
и другие.
2-й "философский" пароход «Oberbürgermeister Haken» (29-30.9.1922)
На нём из Петрограда в Штеттин (Германия) отправились первые высланные:
- Абрикосов Владимир Владимирович, католический священник;
- Айхенвальд Юлий Исаевич, литератор;
- Баккал Илья Юрьевич (политик и публицист) с женой Тимофеевой-Баккал;
- Бердяев Николай Александрович, философ;
- Вышеславцев Борис Петрович, философ;
- Зворыкин Владимир Васильевич (учёный-механик) с женой В.В. Зворыкиной;
- Ильин Иван Александрович, философ;
- Ильин (Осоргин) Михаил Андреевич, литератор;
- Кизеветтер Александр Александрович (историк) с женой и дочерью Екатериной;
- Кузьмин-Караваев Дмитрий Владимирович, юрист и религиозный деятель;
- Матусевич И.А.;
- Мельгунов Сергей Петрович, историк;
- Мякотин Венидикт Александрович, историк;
- Новиков Михаил Михайлович, профессор, зоолог;
- Розенберг с женой;
- Рощикова Вера;
- Трубецкой Сергей Евгеньевич, философ;
- Угримов Александр Иванович;
- Франк Семён Людвигович (философ) с семьёй и детьми;
- Цветков Николай Николаевич;
- Ясинский Всеволод Иванович, профессор МВТУ, инженер-технолог и конструктор паровых турбин;
Кизеветтер и Айхенвальд (рис. И.А.
Матусевича)
Всего - 30-33 человека из Москвы, Казани и других городов (с семьями около 70 человек).
Картинка, конечно, не ахти - они явно с семьями стояли. Ну, что есть
Юрий Анненков вспоминал: "Провожающих было человек десять, не больше… На пароход нас не допустили. Мы стояли на набережной. Когда пароход отчаливал, уезжающие уже невидимо сидели в каютах. Проститься не удалось".
Ильин и Трубецкой на пароходе (рис. И.А. Матусевича)
Из воспоминаний Веры Рещиковой о настроениях высланных на пароходе «Oberbürgermeister Haken»: «С приближением высадки профессора устраивают собрание: как реагировать на ожидаемые восторги. Настроения патриотические: будем сдержанны. Подплываем к Штеттину... Бердяев выходит на палубу и говорит: «Что-то никого там не видно». Никого нет. Ни души». С.Е. Трубецкой хладнокровно уточняет: «На пристани стояло несколько упитанных немцев с толстыми, налитыми пивом животами». Никто не встречал прибывших и в Берлине, один только представитель немецкого Красного Креста. Разместили по небольшим гостиницам, пансиончикам. «Был запах газа и запах Sauerkraut (кислой капусты). И тут я легла в постель и очень плакала».
3-й "философский" пароход «Preussen» (16—17 ноября 1922 года)
На нём было 17 (с семьями - 44-45) высланных из Петрограда:
- Карсавин Лев Платонович, историк-медиевист;
- Лапшин Иван Иванович, философ;
- Лосский Николай Онуфриевич, философ;
- Булгаков Валентин Фёдорович, бывший личный секретарь Л. Н. Толстого, заведующий Толстовским домом-музеем
и другие.
Розенберг с женой на пароходе (рис. А.И. Матусевича)
Высланы были общественно-политические деятели и публицисты: А. С. Изгоев (Ланде), А. В. Пешехонов, астрофизик Всеволод В. Стратонов; микробиолог Виноградский, студент Рубен Херумян.
Помимо них, на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу:
- Котляревский Нестор Александрович, академик, историк литературы и литературный критик;
- Левинсон-Лессинг Ф.Ю., профессор;
- Кирпичёв М.В,, профессор;
- Селиванов Д.Ф., профессор, математик
и другие.
Семья Лосских в Чехословакии
Н.О. Лосский вспоминал: "На пароходе ехал с нами сначала отряд чекистов. Поэтому мы были осторожны и не выражали своих чувств и мыслей. Только после Кронштадта пароход остановился, чекисты сели в лодку и уехали. Тогда мы почувствовали себя более свободными".
В 2003 г. на месте отплытия судов установили памятник.
3-й "философский" поезд (3 декабря 1922 г.)
3 декабря 1922 г. в Берлин прибыли 60 человек из Грузии.
Философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков 30 декабря 1922 г. был выслан в Константинополь без права возвращения в РСФСР. После недолгого пребывания в Константинополе прибыл в Прагу (Чехословакия).
4-й "философский" итальянский пароход "Жанна" из Севастополя прибыл 18 декабря 1922 г.
Всего в Германию выслали 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя. Среди высланных летом и осенью 1922 г. (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.
Судьбы изгнанников на Западе сложились, в общем, достаточно благополучно. Бердяев во Франции, как философ приобрел европейскую известность, 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе; умер в собственном доме в пригороде Парижа Кламаре. Сорокин стал одним из столпов американской социологии, профессором Гарварда, президентом Американской социологической ассоциации. Летом 1924 г. он приступил к чтению лекций в Миннесотском университете. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете, и руководил им до 1942 г. В числе его студентов были будущие президент Джон Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раек, консультанты президента У. Ростоу и А. Шлезингер. На Западе признан классиком социологии XX в. Степун успешно вписался в немецкое академическое сообщество (за исключением периода нацистского правления). С. Булгаков, Ильин, Лапшин, Лосский и Франк пользовались известностью в кругах русской эмиграции, и свои главные труды создали именно в это время. Старейший микробиолог, профессор Виноградский успешно работал в институте Пастера, сделал ряд открытий, заложил основы новых направлений в агробиологии и был избран членом Парижской Академии наук. Все они умерли своей смертью, надолго пережив большинство своих гонителей.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=92&v=GSmqsTc_eYU&feature=emb_logo
https://youtu.be/GSmqsTc_eYU
Бонус для дочитавших: стихи Александра Городницкого о философских судах и клип Алексея Черемисова с песней на эти стихи (подпишусь под каждым словом):
Это стало теперь легендою —
Год далёкий двадцать второй,
Уплывает интеллигенция,
Покидая советский строй.
Уезжают бердяевы, лосские,
Бесполезные для страны:
Ни историки, ни философы
Революции не нужны…
Комментарии
Да, согласен.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Разве буржуи виноваты, что коммунизм утопия?"
https://newsland.com/community/4109/content/razve-burzhui-vinovaty-chto-kommunizm-utopiia/7200874
А уж потом: "Что делать?"
В лучшем случае был бы туземцем на плантациях у негров.
Вот ты думаешь, кто тебя родил?
Что в нас не так, что второй век мы плутаем в мерзости не нашей жизни?