Помощь для диктатора

На модерации Отложенный

Владимир Путин открыто заявил о возможности военной поддержки режима Александра Лукашенко, если ситуация с протестами в Белоруссии обострится. Для этого в России подготовлен резерв силовиков. Но зачем это Путину?

Если оценивать обещание российского президента с точки зрения теории игр, то адресатом путинских слов могут быть, прежде всего, белорусские силовики. Учитывая характер самого Лукашенко, он может в случае обострения ситуации отдать приказ подавить протесты силой, то есть открыть по митингующим огонь. Но есть вероятность, что силовики такой приказ попросту не станут выполнять, а, наоборот, часть из них перейдет на сторону народа. В таком случае режим будет ждать крах, а протест одержит победу. И сама возможность того, чтобы дальнейшие события будут развиваться по такому сценарию, дестабилизирует режим Лукашенко, заставляя людей из белорусской элиты искать альтернативу диктатору. Что, в свою очередь, делает невыполнение жесткого приказа силовиками еще более вероятным вариантом.

Вот на этот-то сценарий и отвечает обещание Путина. Если жесткий приказ не будет исполнен, то вместо белорусских силовиков всю работу сделают российские.

А все, кто посмел ослушаться диктатора, будут потом им сурово наказаны. Понимая это, белорусская элита станет уже менее расположена к тому, чтобы подбирать альтернативу Лукашенко.

Кроме того, у самого Путина сейчас также нет никакой альтернативы белорусскому диктатору. Любой другой политик во главе Белоруссии будет менее зависим от российского лидера, чем Лукашенко. Путин недоволен тем, что диктатор в последнее время много себе позволял, и сейчас может использовать протесты для того, чтобы поставить его на место и, воспользовавшись ослаблением Лукашенко, вынудить его к более близкому сотрудничеству и взять всю страну под контроль России.

Международной реакции на поддержку белорусского диктатора Путин не боится, так как ему в известной степени с этой стороны терять уже нечего. А реакцию внутри страны на свои внешнеполитические шаги российский президент привык не учитывать уже давно.

При этом обещание помочь Лукашенко силовиками вовсе не означает, что это действительно произойдет в реальности. Но сама угроза его воплощения в жизнь работает на укрепление стабильности режима диктатора. Однако главным остается вопрос, насколько в реальность того, что русские солдаты и полицейские вступят на улицы Минска, верит сама белорусская элита.