Как нацисты опознавали евреев? Как они понимали, что перед ними еврей, а не немец?
На модерации
Отложенный
Когда глава МИДа Третьего Рейха Иоахим Риббентроп отправился в Москву вести переговоры со своим коллегой Молотовым, вместе с ним поехал личный фотограф фюрера Генрих Гофман. Его задачей было сфотографировать Сталина крупным планом, чтобы в Берлине могли определить, является ли лидер Советского Союза евреем или нет. Гофман сделал необходимую фотографию, которую позже подробно изучили и пришли к решению, что у Иосифа Виссарионовича еврейские корни отсутствуют, к большому удовольствию Гитлера.
А теперь представьте: вы вождь партии НСДАП, которая в 1933-м году мирно пришла к власти под соусом покарания тех, кто развалил и коррумпировал страну. В качестве мальчиков для битья были выбраны германские евреи. В 1935-м году принимается закон о чистоте немецкой крови, по которому представители этого народа лишаются большинства гражданских прав. Евреем считается любой, у кого как минимум трое бабушек и дедушек были евреями. У кого их было меньше, называется полукровкой, что тоже не сахар.
До начала «окончательного решения» еще далеко, но задача по выявлению евреев все равно сложна и нетривиальна. Далеко не каждый из них жаждет подвергаться введенным ограничениям, а когда начинается война и создаются лагеря, таких людей становился еще меньше.
Как вы поступите?
Основных способов было два. Первый – использование записей актов гражданского состояния. Немцы – народ пунктуальный, скрупулезный и любящий бумажки. Их государственным органам было известно, кто женился или хоронил близких с участием раввина, кто посещал еврейскую школу, кто вносил плату на содержание синагог, еврейских учреждений по уходу за престарелыми, кладбищ и т. д.
Второй – использование осведомителей. Гестапо не только применяло финансовые стимулы для привлечения информаторов, но и сурово наказывало, тех кто скрывал нужные им сведения. Да многие и сами были рады помочь безвозмездно – все-таки, нацистская агитация имела серьезный успех.
Хотя эти два метода сами по себе были достаточны для идентификации большинства евреев, существовал еще один очень надежный способ, правда, применимый только в отношение мужчин. Разумеется, это было обрезание. Практически все евреи были тогда обрезаны, ведь религия в те времена имела весомое значение в обществе, и даже если они сами не исполняли ее обряды, родители еще в детстве позаботились об этом.
Рейнхард Гейдрих, начальник Шелленберга
Если и эти проверки были пройдены, что могло быть с людьми смешанного происхождения, для выявления скрытых евреев имелись и другие возможности. Существовали целые списки «типично еврейских» черт внешности, где давались характеристики присущих этому народу цвета глаз и волос, мочек ушей, надбровных дуг, скул и т.д. Например, эту проверку точно бы не прошел Рейнхард Гейдрих, архитектор «окончательного решения», который хоть и имел соломенные волосы и ледяные глаза, но в профиль был похож на человека, чья бабушка знала хороший рецепт мацы.
Несмотря на все это десятки тысяч германских евреев сумели пережить войну, причем, большинство из них пряталось в самом центре Берлина. Их укрывали сочувствующие немцы, которые предоставляли им убежище и делились с несчастными людьми едой, несмотря на то, что сами страдали от сокращения пайков.
Мелковат для тяжеловеса, но в середине прошлого века люди были такие
К примеру, известный боксер Макс Шмелинг, победитель чемпиона Джона Луиса, хоть и считался примером торжества арийской расы, в 1938-м году спас в своем доме двух еврейских подростков, и помог им добраться до безопасного места. К сожалению, он попросил их об этом никому не говорить, а потому в новой Германии его долго называли пособником нацистов просто за то, что он нравился Гитлеру.
Комментарии