Тщеславие – это грех? Рассмотрим на примере Сальвадора Дали

На модерации Отложенный

«В шесть лет я хотел стать поваром. В семь — Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию», — эти слова принадлежат человеку универсальному — художнику, скульптору, писателю, сценаристу, — но при этом и оригинальному настолько, что и сегодня и он сам, и его творчество вызывают немалые споры и волнения.

Сальвадор Дали. Автопортрет

Сальвадор Дали. Автопортрет

 

Сальвадор Дали… Все его проявления в этом мире — от внешнего вида до литературных произведений — нельзя вписать в общепринятые рамки: его творчество потрясает или возмущает, удивляет или вызывает отвращение, но никого не оставляет равнодушным. Да, в конце концов, он и сам — часть своего творчества.

Metamorphosis by Salvador Dali.

Metamorphosis by Salvador Dali.

 

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь, а именно таково полное имя великого испанца, появился на свет в семье каталонского нотариуса, и всегда этим очень гордился:

«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали».

Но чтобы стать из Сальвадора Дали — человека Сальвадором Дали — брендом, пришлось проделать нелёгкий путь, который заключался для художника в эпатаже. Эту стезю он выбрал ещё в детстве и не сворачивал с неё до самой старости.

Источник https://tr.pinterest.com/pin/627830004291880439/

Источник https://tr.pinterest.com/pin/627830004291880439/

 

О Дали-живописце и его картинах, эпатирующих публику, известно достаточно много. А вот о его литературных произведениях, где он демонстрирует виртуозное владение словом — не хуже, чем кистью, — известно не каждому.

К 40 годам Дали успел прославиться как художник-сюрреалист и порвать с другими сюрреалистами, заявив, что сюрреализм — это он сам. Дали эпатировал своими полотнами, внешним видом, поведением, потому и неудивительно, что имя его обросло легендами: некоторые из них он опроверг, другие подтвердил в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», вышедшей в 1942 году.

 

Но автобиографией произведение является лишь отчасти, хотя откровенно настолько, что пуритански настроенная публика сначала оказалась шокирована, а затем обрушила на художника бурю негодования.

«Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

«Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

 

Но Дали это было лишь на руку: книга, как и всё остальное в его жизни, должна была привлечь внимание к нему — великому и гениальному. По признанию самого автора, с детства он был погружён сам в себя, но при этом любил быть на виду, заметным.

Поначалу это проявлялось в детской скандальности, манипуляциях родителями и достижении цели любыми способами. А вот со сверстниками приходилось намного сложнее, так как у Дали на всё было своё мнение — в итоге друзей у него не было. Тем не менее его знали и о нём говорили. «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию каждый день и час», — признавался художник.

Тему своей гениальности Дали развивает и в следующем литературном произведении, причём заявляет об этом сразу — названием книги: «Дневник одного гения». Без ложной скромности автор говорит о том, что осознание собственной гениальности является для него самым мощным стимулом в творчестве.

 

Своё имя, что в перевод означает «Спаситель», Дали воспринимает буквально и видит себя мессией, призванным спасти искусство. «Дневник» — это, по сути, «нерукотворный памятник», который Дали воздвигает собственной славе.

«Дали наделён даром воображения, владеет искусством скорых и метких суждений. Его вербализм отличают та же игра света, та же эксцентричная несоразмерность барокко и те же характерные черты Ренессанса, по которым мы узнаем его полотна», — говорит литературный обозреватель и писатель-романист Мишель Деон.

Однако на этом литературные изыскания художника не завершились. В 1973 году он издал поваренную книгу, которая содержала его собственные рецепты и иллюстрации к ним, назвав её «Ужины Галы».

Обложка книги. Источник фото - открытый источник в Интернете

Обложка книги. Источник фото - открытый источник в Интернете

 

Но здесь вы не найдёте привычных блюд, и автор предупреждает читателя в предисловии: «Если вы один из тех, кто подсчитывает калории, кто превращает радость еды в некую форму наказания, закройте эту книгу немедленно; для вас она слишком живая, агрессивная и дерзкая».

"Ужины Галы". Источник фото - открытый источник в Интернете

"Ужины Галы". Источник фото - открытый источник в Интернете

 

Да, как вы уже заметили, Дали писал свои книги не для того, чтобы передать информацию или поделиться фактами. Его литературные произведения призваны показать всем остальным его гениальность, а вся его жизнь была направлена на то, чтобы сотворить произведение искусства из самого себя.

Вот так мы и подошли к вопросу, который сам по себе напрашивается из этой этой истории, точнее практически сказки про мальчика Сальвадора, который очень любил себя, с самого детства стремился к славе, но, возможно не знал, что сотворять кумира – большой грех. А сотворять кумира из себя, еще больший грех, именуемый тщеславием.

Как вы считаете, где сейчас Сальвадор Дали? В раю или же нет?