Животный магнетизм.

На модерации Отложенный

В мировой культуре понятия, эквивалентные термину «психическая энергия», впервые появились в философии Древнего Востока. В индийской философии (индуизм, буддизм) существовали понятия праны и оджаса, в тибетском буддизме, или ламаизме – лунг , в даосизме – ци, переводимые как энергия , жизненная сила. Данные понятия разрабатывались древневосточными философами как в философских, так и в психологических аспектах, являясь идейной основой различных духовных практик. В традиции Аюрведы, индийской традиционной медицины, понятие праны, или жизненной силы, рассматривалось с точки зрения не только психологических, но и физиологических процессов. Понятие жизненной силы, или энергии, нашло отражение и в современной индийской философии, в частности, в неоведантизме, о чем будет сказано в дальнейшем. В европейской культуре прямыми предшественниками понятия психической энергии можно считать введенные еще Парацельсом (1493–1541) понятия магнетизма, Архея (Archaeus ), а также Spiritus Vitae (лат. «Дух жизни») для обозначения жизненной силы в природе и человеке. Почти через триста лет после смерти Парацельса, в XVIII – начале XIX веков понятие магнетизма, или животного магнетизма , стало широко известно благодаря идеям и врачебной практике немецкого психотерапевта Франца Антона Месмера (1734-1815) и его последователей. Под животным магнетизмом Месмер понимал гипотетическую всеобщую энергию, свойственную людям и всем живым существам. Он называл ее магнетическим флюидом и предполагал, что эта энергия может распространяться на все живые и неживые объекты.

Месмер считал, что здоровье человека тесно связано с состоянием магнетического флюида в его организме.

«Животный магнетизм есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все остальные существа, человечество, животные и даже каждый неодушевленный предмет выделяют его или как ауру, или как изменяющийся свет, сознательно или бессознательно. При воздействии через контакт с больным или посредством воли человека-оператора, его называют месмеризмом» .

Понятие психической энергии как таковое появилось в мировой философии и психологии в XIX столетии. Одним из первых его начал использовать российский философ и психолог Н.Я. Грот (1852-1899). В статье «Понятие о душе и психической энергии в психологии» философ подробно рассмотрел вопрос о том, правомерно ли предполагать существование особой формы энергии – психической, независимой от энергии физиологических процессов, и ответил на него утвердительно . В этой же работе Грот высказал свои гипотезы насчет источника и носителя этой энергии в человеческом организме. З. Фрейд изредка также использовал понятие психической энергии, но понимал под этим (также, как и под термином либидо ), прежде всего сексуальную энергию. В работах К.Г. Юнга, как и у Н.Я. Грота, психическая энергия трактовалась как общая жизненная энергия индивида.