Постоянство в вере. Обновление в вере. Возрастание в вере

На модерации Отложенный

На вопросы отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен ФИЛАРЕТ (Пряшников) (г. Санкт-Петербург)

 

– Можно подумать, что постоянство в вере – это обыкновенное, традиционное понимание: я покупаю свечи, оставляю записки, участвую в Литургии. Так что же такое постоянство в вере?

– Апостол Павел дает удивительную характеристику самому слову «вера»: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Более того, я бы сказал, что вера есть дар Божий. Это то, что человеку дается взамен его исканий – вера всегда начинается с различных вопросов. С возрастом человек начинает укрепляться, появляются бытийные вопросы: для чего я живу, в чем смысл моего бытия? Задавая вопросы, человек пытается на них отвечать.

В чем заключается постоянство в вере? Действительно, человек, придя к Богу, преобразует свою жизнь – она начинает подчиняться определенным правилам: ты живешь на основе Евангельских заповедей, в твоей жизни появляется храм, ты участвуешь в церковной жизни...

Вера всегда предполагает некие дела: вера без дел мертва есть – это мы тоже читаем в Евангелии. Постоянство в вере – тоже некий процесс, ибо нашу веру можно поколебать, она может уменьшаться, укрепляться. И это мы тоже видим из Священного Писания, когда к Господу обращались различные персонажи. И мы зачастую слышим: «Велика вера твоя. Иди, и будет тебе по вере твоей».

Все-таки вера – дар Божий, то, что дается человеку благодаря его исканиям, но она подкрепляется нашими делами. Постоянство в вере укрепляется только когда человек реализует себя как христианин, поступает по заповедям Божиим, служит своим близким, приносит в мир то, что созидает: дьявол разрушает, а христианин всегда должен в этой жизни созидать, приносить определенную пользу.

Вера – основа жизни любого человека. Вера различна: люди верят в судьбу, в то, что красота спасет мир, в то, что, выйдя из дома, вернутся назад. Человек, который занимается землей, сажает семена, верит, что они когда-то взойдут. Но вера религиозная намного больше, шире, глубже – это основа.

Как можно веру найти, так ее можно и потерять. Вот здесь самое главное. Мы у Бога всегда просим: «Господи, укрепи мою веру» (ср.: Мк. 9, 24) – без внутреннего стержня невозможно пережить ни испытания, ни лишения, ни жизненные потрясения, которые так или иначе всегда будут нам сопутствовать.

Христос, Который отправляет нас в мир, всегда говорит апостолам и нам через апостолов: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Чтобы никакие скорби не нарушили наш духовный мир, мы всегда должны укрепляться в вере благодаря чтению Священного Писания, молитве, богообщению. Все это очень непростой процесс, я бы так сказал.

 

Когда мы грешим, мы понимаем, что это личный грех. Но иногда возникает ощущение, что грех – не личное дело. Может ли мой личный грех стать проблемой прихода и в принципе всего церковного сообщества?

– Безусловно, ибо всегда образ Церкви представлен и в Священном Писании в виде тела: Христос есть Глава, а мы всего лишь члены этого тела. И если болит небольшой пальчик или зуб, все тело будет страдать. Так и здесь – мы как верующие люди должны понимать ответственность перед людьми, обществом.

Интересно говорит Иоанн Златоуст: «Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни». Удивительно, да? Вера всегда предполагает твое перерождение (конечно, по вере в Бога, приняв христианские истины). Человек по своей природе, конечно, грешен – он, конечно, будет спотыкаться... Но самое главное – нельзя грех делать нормой жизни.

Грех есть грех, зло есть зло. Зло никогда не будет в плюсе, оно всегда будет в минусе – так же и грех. Посмотрим, как переводится «грех»: греческое hamartia – это «непопадание в цель, промах». Господь ставит перед нами определенные задачи, как мы себя должны вести, поступать – ведь грех бывает по отношению к близким, по отношению к самому себе: человек иногда грешит против своей природы, своего духовного мира. Так же и здесь, когда человек видит цель и у него что-то не получается – он промахивается, спотыкается, падает. Это естественно для любого, я бы так сказал, ведь человек – существо несовершенное. И, конечно же, наши грехи могут отражаться на жизни христианского сообщества.

Это древний спор. И мы видим, что в первые века христианства было то, мимо чего нельзя пройти мимо. Как принимать грешников? Человек крестился – и упал. Как к нему относиться? Да, были те, что говорили: «Выгоняем из общества». А было понятие «икономия», когда через духовный подвиг человек воссоединялся с общиной и становился частью Христовой Церкви, Тела Христа. Здесь вопрос непростой. Но самое главное – нужно стремиться к святости.

 

Удивительная история человеческого сознания в Церкви: нам все время приходится соизмерять свои шаги, свои помыслы, свое мышление с тем, что мы слышим в Церкви. С самого юного возраста были ли в Вашей жизни моменты, когда жизнь вне Церкви, в быту, мешала Вам?

– Вера в Бога наполняет смыслом всю жизнь человека. Когда живешь даже в миру, всегда возникает ряд вопросов, которые тебя беспокоят... Но понимаешь, что пройдет 10–20 – 30 лет, и все закончится – чем? Смертью. Итог человеческого бытия – уход из этого мира. И всегда здесь переживаешь: а что будет дальше…

 

Окончание беседы найдёте здесь:

https://orthodox-newspaper.ru/administrator/components/com_newspaper/files/1520_32_1073.pdf