"Кремль подал через российские профсоюзы сигнал Лукашенко"

На модерации Отложенный

В России по просьбе Александра Лукашенко создан резерв силовиков — на всякий случай, сообщил президент Путин. А не чужая для российской власти ФНПР в это же время осудила действия президента Белоруссии против рабочих, организующих стачки. «МК» попробовал разобраться, что стоит за вроде бы противоречивыми сигналами.

26 августа на официальном сайте Федерации независимых профсоюзов России появилось заявление «О событиях в Белоруссии». В нем говорится о «крайней обеспокоенности» крупнейшего профсоюзного объединения страны развитием ситуации в соседнем государстве, «нынешнее руководство которого» (г-н Лукашенко по имени и фамилии не назван ни разу) «угрожает применением армии против оппозиции, включающей значительную и значимую часть общества», а «вместо полноценного диалога с обществом в отношении рабочих, останавливающих работу по политическим мотивам» обещаны увольнения, закрытие предприятий, локаут, использование труда иностранных штрейкбрехеров. «Такие методы разрушительны и для трудовых отношений, и для доходов граждан, и для государства», — напоминают российские профсоюзы и выражают «решительный протест против подобного отношения к нашим белорусским братьям и сестрам», которых обещают «поддерживать и далее».

ФНПР абсолютно лояльна президенту Путину и связана соглашением о сотрудничестве с партией «Единая Россия». Во фракции этой партии в Госдуме есть несколько представителей федерации, а первый заместитель руководителя фракции «ЕР» Андрей Исаев — замглавы ФНПР, Михаила Шмакова. Кстати, именно г-н Шмаков обладает правом делать заявления от имени ФНПР, так было и в данном случае.

Заместитель главы федерации Александр Шершуков рассказал «МК» о том, почему профсоюзы решили высказать свою позицию: «то, что происходит в Белоруссии, делится на две части. С одной стороны — чистая политика: неприятие результатов выборов и так далее, и мы (ФНПР. — «МК») не пытаемся спорить о том, какой процент получил Лукашенко и какой — Тихановская. Но с другой стороны — в рамках внутриполитической борьбы на ряде белорусских предприятий начались протесты работников, оформленные в виде забастовок, а со стороны власти были сделаны заявления о возможных локаутах, то есть закрытии предприятий и увольнении протестующих. Профсоюзы всего мира выступают против таких форм борьбы с забастовками, с чьей бы стороны они ни были — хоть со стороны частного бизнеса, хоть со стороны государства».

ФНПР также против того, чтобы «в борьбе с явлением боролись с людьми», — заявил г-н Шершуков.

По его словам, «провести легальную забастовку по белорусскому законодательству достаточно сложно (еще сложнее, чем по российскому. — «МК»), и забастовки, де-факто незаконные, очень часто проходят в виде «итальянской забастовки», то есть волынки. А власти начинают бороться с конкретными людьми, которых считают организаторами, используя аресты, уголовные дела и так далее». Кстати, как раз 26 августа стало известно, что руководитель стачкома на заводе «ГродноАзот» Юрий Рововой покинул Белоруссию, опасаясь уголовного преследования…

Г-н Шершуков напомнил: до того, как с заявлением выступила ФНПР, это сделала Международная конфедерация профсоюзов, «которую никто не может обвинить ни в национализме, ни в других смертных грехах» (заявление МКП опубликовано 24 августа). ФНПР входит в это международное объединение. «Мы своим выступлением публично зафиксировали, что находимся в рядах международного профсоюзного движения», — заключил он. (Кстати, 24 августа резкое заявление о событиях в Белоруссии было обнародовано и от имени другого российского объединения профсоюзов — Конфедерации труда.)

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что заявление ФНПР — это сигнал, который российское руководство подает президенту Белоруссии. «На официальном уровне Россия поддерживает Лукашенко, осуждает вмешательство в белорусские дела со стороны Запада, а на российских телеканалах проводится мысль, что бунтовать против своего правительства плохо. Но в то же время есть ощущение, что к целому ряду действий Лукашенко руководство России относится по меньшей мере скептически. С рабочими надо помягче, допустим… Наверное, решили, что это не очень хорошо, но критиковать напрямую не стали — все-таки союзник по ОДКБ и против Запада стал выступать намного активнее, чем раньше», — объясняет политолог. Он вспомнил историю 1944 года, когда Черчилль написал письмо Сталину — мол, советский журнал под названием «Война и рабочий класс» критикует политику союзника СССР, Великобритании. В письме содержался намек на то, что все советские издания проводят государственную линию. На что Сталин ответил, что журнал издается советскими независимыми профсоюзами и не имеет отношения к правительству. «Журнал тот был основан и для того в том числе, чтобы давать публикации, которые нельзя было давать в государственной печати, если возникали претензии к союзникам», — говорит г-н Макаркин: по его мнению, ФНПР в данном случае выступила в его роли.