Давид Мааян: Зри в корень. Письмо другу

На модерации Отложенный

Дорогой Арье!

Я, полагаю, как и ты, не сторонник известной точки зрения антисемитов, что евреи действуя за кулисами правят миром и могут все.

В попытках проанализировать причины и обстоятельства упущенной исторической возможности установить наш суверенитет в Иудее и Самарии следует выделить главный  фактор. Не думаю (в отличии от тебя), что высказывания ЧАСТИ поселенческих лидеров предостерегавших от создания палестинского государства и пытавшихся этим улучшить наши стартовые позиции, побудили президента США отложить осуществление своего плана. По моему, с их стороны это была тактическая ошибка, не более того. Если все же допустить, что влияние этих поселенческих лидеров имело место, то было оно крайне незначительным. Утверждение о их огромном, почти демоническом могуществе следовало бы обосновать чем-то большим, чем спекулятивные рассуждения.

Справедливое и уместное предостережение как бы план Трампа не привел к созданию палестинского государства не предопределялось распространением нашего суверенитета. На первом этапе от Израиля требовалось согласие на переговоры, что Нетанияху и сделал немедленно, а от Рамаллы немедленный и полный отказ от поддержки террора. Что ожидаемо было отвергнуто с порога. Главное, что в соответствии с планом Трампа распространение суверенитета не было связано с продвижением в переговорах. Иными словами, оно могло быть осуществлено немедленно.

Анализ процессов приведших к тому, что окно возможностей захлопнулось, демонстрирует, что главным фактором нашего провала оказался никто иной, как глава правительства Израиля. Подозреваю, что это соответствовало его тайным намерениям. Если бы он действительно хотел интегрировать Иудею и Самарию, неотъемлемые части Страны Израиля, он должен был сделать это сразу после, или даже одновременно с публикацией плана Трампа в январе этого года. Однако Биби постоянно откладывал любые практические шаги, что развязало руки палестинско-арабским и иным саботажникам, сделавшим все для срыва плана. Нетанияху, опытный политик, прекрасно понимал, что подобные решения надо принимать немедленно не давая противнику времени и возможности организоваться.

Но все это время Биби терпеливо выжидал, проявляя не свойственную ему пассивность.

Прошло некоторое время пока многие убедились, что интеграция территорий не в планах Нетанияху. Скажу больше, он был заинтересован найти извиняющее алиби, ибо премьер оказался в скверном положении нарушителя собственных обещаний избирателям, данных по ходу последних избирательных компаний проведенных под лозунгом присоединения Иорданской долины. Судя по последним опросам,многие поселенцы и их сторонники ранее голосовавшие за Ликуд отказали ему в доверии и поддержке.

Оценивая Нетанияху как национального лидера следует признать, что по своим личностным качествам он не способен к принятию кардинальных решений, вызывающих серьезные возражения в обществе. Там, где есть консенсус он энергичен, настойчив и результативен. Кто у нас за Иран с атомной бомбой? Таковых нет и Биби добивается многого на этом фронте. Остались ли в Израиле открытые сторонники планово-директивной экономики? Они давно в могиле, и Нетанияху успешно освобождает народное хозяйство от избыточного регулирования, ломая сопротивление чиновников и олигархов. (Впрочем, не решаясь разрушить структуру Гистадрута).

Зато в решении жизненно важных вопросов где ожидается активное сопротивление старых элит он проявляет нерешительность, ищет компромиссы, либо просто откладывает дело в долгий ящик. Так было и продолжает быть с назревшей и перезревшей необходимостью санации юридической системы, вопреки тому, что он сам стал объектом преследования, травли и абсурдных обвинений с ее стороны. Так повторяется и в вопросе расширения суверенитета.

Нетанияху мог занять место национального героя в истории еврейского народа. Но рискует быть с позором изгнанным из общественной жизни и оказаться в тюрьме. Таков неминуемый результат слабости и нерешительности. Впрочем, последняя точка в этой эпопеи еще не поставлена.