Встречное предложение для украинских сторонников Гитлера
На модерации
Отложенный
Бывают даже в истории вопросы, на которые не так уж сложно дать однозначный ответ. Конечно, привычно считать, что коль скоро история – это наука, то она почти всегда подразумевает дискуссию, спор, разные точки зрения. Что же касается оценок, то многие и вовсе утверждают: никаких оценок история не дает. Все это не совсем верно. Во-первых, история дает оценки – пусть и не всегда, не во всем, но, в принципе, история нужна как раз для того, чтобы человечество могло оценить свое прошлое. Во-вторых, далеко не во всем история подразумевает дискуссию. Разговоры о том, что в истории-де невозможно установить истину (мол, это же не физика) ведутся теми, кто просто плохо знает историю. Истину в истории установить сложно – но возможно. И когда она установлена, дискуссия становится бессмысленной: как можно дискутировать о фактах? Об их интерпретации – можно, а вот о них самих – нет.
Так вот, есть факт: Девятого мая была официально зафиксирована Победа советских и союзных войск над гитлеровской Германией (последняя подписала капитуляцию). Можно сколько угодно рассказывать о том, что и восьмого мая гитлеровцы что-то подписывали, но в результате Девятое мая – это День победы.
И есть оценка. Одна-единственная, не допускающая никаких толкований – да и нечего толковать, вы же не возьметесь интерпретировать наводнение или казнь Джека Потрошителя, оценка обоих «происшествий» будет однозначной. Так и в случае со Второй мировой и Великой Отечественной. Гитлеровцев и их пособников давно оценили, и оценка эта не нуждается в коррекции: гитлеровцы максимально приблизились к мировому злу и получили в истории соответствующую оценку.
Вот и получаем: Девятое мая – это День Победы для нормальных людей (если угодно, нормальных даже в статистическом смысле).
Но одновременно, само собой, он является и Днем скорби: для нацистов, для их потомков и наследников, для современных последователей Гитлера и гитлеровцев. Любой человек, любой политик, любая организация, отстаивающая вот этот второй вариант, расписывается в своих симпатиях к нацизму. Или в поклонении ему – тут уже зависит от интенсивности заявлений.
Вот, например, ряд депутатов западно-украинских областных советов требует переименовать Девятое мая из Дня Победы в День скорби. Их трудно не понять: ведь для них это в самом деле – День Скорби. А судя по интенсивности их требований, они как раз принадлежат не к симпатикам, а к поклонникам нацизма. Что же тут непонятного? Как сказал депутат от КПУ Голуб, «они потерпели поражение, поэтому для них это траур и скорбь».
Это не имеет ни малейшего отношения к дискуссиям о результатах Великой Отечественной или об итогах Второй мировой. Дискуссии-то, конечно, вести можно – по конкретным деталям, факторам и так далее. Но поклонение нацизму, отождествление себя с проигравшими (то есть, с гитлеровцами) – это к дискуссиям не относится, это либо диагноз, либо сознательное вынесение самих себя «за скобки» морали и нравственности, как бы пафосно это ни звучало.
Я не имею ничего против того, чтобы они отмечали 9 Мая как День скорби. Только вот на каких условиях: в масштабах страны этот день все равно останется Днем Победы. И большинство нормальных наших соотечественников так и будут его праздновать. А эти пусть отмечают свой День скорби так, как отмечали его участники Нюрнбергского процесса со стороны гитлеровской Германии – в тюрьме. Думаю, такой вариант не вызовет никаких дискуссий.
Комментарии
И это правильно.