Эйлатский синдром

На модерации Отложенный

Точка зрения

Эйлатский синдром

Михаэль Лайтман 15:41, 25 Авг 2020

 

 

Недавнее групповое изнасилование несовершеннолетней в Эйлате взбудоражило всю страну. Сможет ли наше общество справиться с сексуальным насилием? Или мы способны только на патетичные акции протеста?

Не хочу нагромождать слова, поэтому сразу спрошу: чего мы хотим? Решить вопрос или… Хотя лучше без «или» – прямо и начистоту.

Сексуальное влечение – одна из основ нашей природы, второй фундаментальный запрос после нужды в еде и питье. А поскольку желания растут, их требуется вводить в социальные рамки путем воспитания. Иначе врожденное естество будет брать все, до чего сумеет дотянуться.

Правильно обуздать его – это искусство. Человек в нас должен возобладать над животным – не науськиванием, не дрессировкой, не примитивным методом кнута и пряника, а именно воспитанием в высоком, подлинно человеческом смысле слова.  Это в теории. А что происходит на практике? На практике мы пренебрегаем взращиванием человека, ограничиваясь набором школьных знаний и школьных нравоучений. На практике детям, подросткам и взрослым просто твердят, чтó можно и нельзя, как надо и не надо, прекрасно зная, что не все и не всегда будут соблюдать правила. 

Социальные упражнения? Создание позитивной среды и обучение на ее базе? Знакомство с человеческой природой и осознанная, целенаправленная работа с ней? Развитие навыков взаимодействия? Постоянный совместный тренинг с вызовами, решением проблем, разбором полетов? Формирование здорового, уважительного отношения к противоположному полу?  Все это у нас аккуратно отмечено галочками и капитально запущено. Мы не воспитываем Человека, и в его отсутствие у руля стоит жалкий результат неолиберального политкорректного зомбирования, подверженный никуда не девшимися природным побуждениям. 

СМИ и основной инстинкт

А в действительности все еще хуже: интересанты разных сортов явно и скрытно используют сексуальный контекст, безжалостно играют на этом инстинкте и лепят в сознании подрастающего поколения идолов, которые тут и там требуют жертв. 

Миллионы клипов и роликов, кинофильмы, «произведения искусства», реклама, сатира, форма подачи чего угодно – есть множество способов лишний раз «дернуть за струну». И за нее дергают – снова и снова. 

Так виновата ли молодежь? Или виноваты родители, старшее поколение, госведомства с их формализмом, а главное – СМИ? Те самые СМИ, которые уже поучаствовали в последнем протесте. То самое телевидение, которое аж на целую минуту прервало трансляцию. Те новостные сайты, которые вовсю продвигают вызывающий контент. Те журналисты, которые обслуживают его заказчиков.

Я не моралист – я реалист. Я вижу причины и следствия. Перед нами хорошо смазанная машина, задачи которой противоположны воспитанию, каким оно должно быть. Машина, которая давит поколение за поколением. 

СМИ не просто седлают волну – они гонят на нас эти волны одну за одной: раскрепощенность, протест, отрыжка культуры, протест. Массмедиа стали верховным регулятором. Все наши суждения, так или иначе, строятся на том, что мы черпаем оттуда. А черпаем мы предвзятые, заказанные и оплаченные «истины», в большинстве своем насаждаемые между слов, строк и кадров – самой атмосферой, в которой поневоле варится вся страна. 

Человек – это порождение окружения. Если бы мы заботились об окружении, молодежь не попадала бы в ловушки легкомыслия, необузданности, насилия. Каждый видел бы вокруг людей, а не манекенов, предназначенных для удовлетворения его прихотей. Но мы пренебрегаем столь очевидной обязанностью общества, и порой из горнила нашего воспитания выходят эгоисты, которые всю жизнь транжирят на всевозможные «основные инстинкты», реализуемые за счет других.

Пора бы уже заклеймить СМИ всенародно. Они вовсе не обслуживают общество – они кроят его по своим стандартам. И когда нам кажется, что они предоставляют нам голос, это их голос, пропущенный через нас.

Показательный случай: шестилетнего мальчика в Колорадо отстранили от учебы за то, что он напевал однокласснице популярную песню I’m sexy and I know it. Мог ли он понимать, чтó поет? Разумеется, нет. Где он мог это услышать? Разумеется, по радио или телевидению – песня тогда гремела в хит-парадах. Это можно петь во всеуслышание, но нельзя в школьных стенах. Это здорово и модно, но аморально. Таков абсурдный характер современного воспитания.

Насилие растет из лжи

А потому, если мы хотим по-настоящему уравновесить свои основы и помочь каждому в подъеме над ними, нам надо добраться до основ того лицемерного окружения, которое мы создали. Насилие растет из лжи, которая царит между нами, из ханжества, которое старательно культивируют средства массового исступления и иже с ними.

Они окончательно поддались своим инстинктам. Они никого не слушают. Они вещают и нагнетают. Это они диктуют нам сейчас обсуждение очередной «сенсации», чтобы завтра мы забыли о ней и перешли к следующей по списку. Мы ходим по кругу тематических инфоповодов, прописанных в редакторской сетке.

Давайте же вырвемся из ущербных парадигм. Здесь нужен трезвый, взвешенный подход.

Мы отлично понимаем, что в каком-то смысле все в жизни вращается вокруг секса. Он имеет значение, он притягателен, он несет удовольствие и снимает напряжение. Короче, он нужен. Но он вовсе не должен провоцировать вспышки насилия. Как же выбраться из бесконечной говорильни?

Настоящее равенство полов

Женщины, в первую очередь я обращаюсь к вам. Чтобы пробить эту стену, нужна ваша женская солидарность – мягкая, мудрая, непоколебимая. Нужно требование, обращенное к корню проблемы, к тому, что составляет неписаный социальный договор.

Обществу требуется новый консенсус, новое воспитание – такое, благодаря которому у мужчины постепенно сформируется личное, сыновнее, бережное, трепетное отношение к женщине. Настолько трепетное, что даже не тюрьма, а стыд и страх позора заставят его держать себя в руках. Поначалу. А потом он внутренне подрастет и научится отношениям на равных.

Ведь равенство полов не означает, что все одинаковы. Равенство – это когда две противоположности тянутся друг к другу через бездну ради взаимоотдачи, а не взаимоудовлетворения или взаимоистязания. Равенство – это когда мы ценим друг друга за то, что можем дарить друг другу любовь.

Мы рождены любить

Вот что женщинам надо донести до мужчин. Сами мужчины, без соответствующего окружения, не дозреют. Их нужно «принудить» к этому: приучить к мысли, приобщить к внутреннему процессу, привлечь к созданию человеческой среды, требовательной к каждому и в то же время по-настоящему свободной – свободной от эгоизма.

Ну и, конечно, надо очиститься от зловония СМИ, очистить интернет от смрадных груд мусора. Пускай не сразу, но для начала создать хотя бы площадку, где ложь не правит бал. Когда мы начнем говорить друг другу правду – не для того, чтобы оскорбить, а для того, чтобы сообща решить проблему в корне. Тогда за спадающими покровами фальши проявится истина: мы все – части единства. Мы рождены любить и быть любимыми.

Ради этого стоит выходить на демонстрации, призывать, убеждать, требовать, стоять на своем, не сдаваться и не отступать. Женщины при желании способны вынудить правительство к действию. Женщины вообще способны на все. И, в отличие от мужчин, умеют запускать перемены созидательно, а не разрушительно, объединяя, а не разобщая. Им надо только решить вместе, что настало время очистить общество от яда СМИ, от узаконенного эгоизма, от внутреннего разврата под маской свободы и культуры. Вопрос не в том, возможно ли это.

Вопрос – когда. И поверьте, я совсем не моралист. Я реалист.