У русских что ни слово, то золото

На модерации Отложенный

О золотом стандарте и золотом запасе

Коронавирусная пандемия для многих стран стала стимулом к формированию более надёжных резервов, чем ценные бумаги и конвертируемая валюта. Однако западные СМИ в этом отношении отдали России пальму первенства задолго до того, как COVID-19 превратился в пресловутую угрозу миру.

Начиналось всё с нашумевшей прошлогодней статьи Хольгера Цшепица в Die Welt, газете, обычно лояльной к России, под заголовком «Фатальная жажда золота Владимира Путина». Автор крайне негативно оценил маниакальное, по его мнению, стремление русских запасаться золотом.

 


Несмотря на экономические трудности, обнищание населения и сомнительные перспективы экспорта углеводородных ресурсов. Однако даже при том, что многое в критике было адресовано лично главе государства Владимиру Путину, никакого официального ответа из Москвы, разумеется, не последовало. Российские СМИ ограничились дежурными комментариями.

Почти год прошел после этой публикации в Die Welt. Ситуация изменилась. Но экономика России понесла из-за карантина не столь большие потери, как экономики США и ЕС. Нельзя исключать, что этому способствовала уверенность руководства страны в наличии дополнительного золотого резерва, который развязал руки для операций с другими резервными фондами: рублёвыми и валютными.

Активная скупка золота Россией продолжалась даже тогда, когда цены на нефть и газ находились на минимальном уровне за многие годы. В итоге к середине августа 2020 года международные резервы России выросли до 600 миллиардов долларов, а это выше исторического рекорда 2008 года.

Золотые резервы страны ежемесячно прибавляют до 20 тонн. Такого не было уже давно. В настоящее время они составляют, по оценкам западных аналитиков, более 2200 тонн. Некоторые уже успели назвать это чем-то вроде холодной или гибридной финансовой войны, которую начала Москва против Запада.

 


Но лишь некоторые аналитики при этом задались вопросом, какое же золото на самом деле скупает Россия: монетарное или же в виде депозитарных расписок. Под этим скрывалось обоснованное беспокойство по поводу того, что такого рода ценные бумаги лишь фиксируют физическое золото в чужих авуарах.

По праву его вроде бы всегда можно востребовать, но оперировать, вообще-то, удобнее самими расписками, которые, однако, дороги и ликвидны лишь до тех пор, пока их покупают. И вполне могут подпасть, к примеру, под санкции США. По сути же скупка золота в расписках может обернуться тривиальным выводом капитала из страны.

Золотое время…

Сегодня, когда на повестке дня, помимо Белоруссии и американских выборов, вторая волна коронавируса, тот самый Хольгер Цшепиц решил признать «золотую» стратегию президента России Владимира Путина наиболее правильной. Цшепиц, между прочим, занимает пост ответственного редактора экономического отдела Die Welt, и его оценки вряд ли кто-нибудь просто игнорирует.

Рекордный рост стоимости золота, одна унция которого теперь уже дороже двух тысяч долларов, кажется, стал для многих сюрпризом. Но ведь Россия в одиночку, сколько бы золота она ни выкупала, так поднять котировки не могла. А это значит, что в золото сегодня решили уйти очень многие. И уйти, конечно же, из долларов и евро, о серьёзных проблемах которых «Военное обозрение» писало уже не раз («Рубль против всех. Почему он падает и почему должен укрепиться»).

Сейчас в Die Welt на удивление легко и охотно признают, что прошлогодняя статья, где говорилось о ловушке золотых резервов для России, оказалась ошибочной. Теперь Цшепиц, твердивший о «золотой ловушке», не сомневается, что президент России действует достаточно умно, хотя экономика страны по-прежнему буксует, а население продолжает жить плохо.

Он пишет:

«Путин хотел снизить зависимость российских резервов от американского доллара и с помощью золота мастерски справился с этой геополитической задачей».

Волна позитива в адрес России, которую многие тут же связали со стойким противостоянием Германии американскому давлению на «Северный поток 2», была подхвачена практически сразу. Немецкий публицист и издатель Вольфрам Ваймер в своей колонке на портале телеканала n-tv и вовсе назвал Владимира Путина «человеком недели» за его золотовалютную политику.

Немецкие СМИ сейчас вообще не скупятся на комплименты в адрес российского лидера, хотя и несколько странные. Скупку золота они называют не иначе как «тихой атакой на доллар», забывая о том, насколько плотно с долларом связан евро. Хотя, быть может, не так сильно, как юань, ради которого Китаю так или иначе придётся спасать США.

Однако стоит отметить, что Китай сегодня тоже не отказывается от солидных закупок золота, но причина тут, скорее всего, в ином: в отсутствии из-за кризиса иных адресатов для вложения свободных средств.

Несмотря на то, что увеличение собственных резервов экономически для России не очень обосновано, других вариантов на данный момент просто нет. Вложения в инфраструктурные проекты уже и так достигли предела, с которым плохо справляется строительная индустрия, а прорывные проекты, обещающие реальную отдачу, по-прежнему в дефиците.

При этом кризис вполне может затянуться, а рубль продолжает понемногу терять в цене, пребывая к тому же под тяжёлым прессом белорусского фактора. В той же Германии многие вообще считают, что подорожавшее золото не поможет в том, чтобы подтолкнуть российское руководство к масштабным вложениям в стагнирующую экономику. На финансирование дефицита бюджета в любом случае будут направляться средства из заимствований, которые проводит Министерство финансов.

 

 

Или золотое бремя?

Целая серия кризисов, поразившая мировую экономику в XXI веке, заставила многих с ностальгией вспоминать временя «золотого стандарта». Долгое время ведущие мировые державы предельно жёстко привязывали свои валюты к первому из металлов.

Россия в этом отношении не была исключением, императорский рубль пристегнули к золоту с подачи министра финансов Сергея Витте. Временное правительство просто не успело окончательно разбомбить финансы страны, а большевики свою первую и весьма успешную денежную реформу после гражданской войны осуществили заодно с введением золотого червонца.

Две мировые войны вместе с Великой депрессией 1929-1933 годов фактически вынудили западный мир отказаться от «золотого стандарта» и перейти на долларовую модель. Насколько эффективной она оказалась? Об этом можно спорить, но то, что её время уходит, уже почти ни у кого не вызывает сомнений.

Между тем причиной для завидной активности России на рынке золота было отнюдь не примитивное наращивание резервов. Однако и о перспективе масштабных вложений в экономику или социальную сферу речь, увы, тоже не идёт. Скорее всего, выбран именно такой курс на сокращение использования доллара.

Характерно, что в резервных фондах доля мировых валют, балансирующих на грани девальвации, отнюдь не снижается. Скорее, даже растёт, о чём свидетельствуют косвенные данные Центробанка. Тут, похоже, дело в том, что рано или поздно придётся делать эти фонды более доступными.

Это просто необходимо в связи с пандемией и необходимостью разогревать экономику и поддерживать хотя бы минимальное благосостояние граждан. А имея на руках валюту, очень многие проблемы решить куда проще, чем с золотом. Монетарным или в расписках, это уже не так важно.

 

Автор: Анатолий Иванов, д.э.н.