Путин русской десятке Forbes: «Мы легко могли бы по дешевке ваш бизнес забрать!»...
На встрече с бюро правления РСПП премьер пообещал точный список предприятий, из которых государство намерено выйти, и перечень тех, где останется при любом раскладе. К слову, Путин напомнил гостям, которые почти полностью повторяли русский список Forbes, как в острую фазу кризиса сидящие в зале были готовы отдать свой бизнес государству.
Сказать, что Россия совсем вышла из кризиса, нельзя, считает Владимир Путин. «Нам удалость восстановить две трети от кризисного уровня ВВП, — подсчитал премьер на встрече с крупным бизнесом. — Еще треть впереди, ее надо наверстать».
Задача бизнеса — удвоить производительность труда. В 2010 году показатель вырос на 3,1%, и этого явно недостаточно, считает Путин. «Нужно модернизировать производство, переходить к новым технологиям, качество персонала менять, повышать квалификацию сотрудников, — заявил он. — 800 млн руб. получат предприятия, проводящие модернизацию». На охране и условиях труда нельзя экономить, продолжал премьер. Кроме того, необходимо ввести систему признания рабочего места вредным. «Когда ехал по трассе Чита — Хабаровск, один рабочий без всяких претензий рассказал, что дробит гравий в маске, но это место не считается вредным, и это несправедливо, — вспомнил Путин. — А когда наши люди сталкиваются с несправедливостью, то и работают по-другому, и отдача другая».
Премьер затронул и тему новых экологических стандартов для производств, которые вопреки бизнесу лоббирует Минприроды. «Существующие у нас серьезно отличаются от развитых экономик, — напомнил глава правительства. — Прекрасно отдаю себе отчет, что технологии у нас разные и в одночасье мы все не переоборудуем, и это требует огромных капиталовложений. Но если не будем ставить целей, и движения не будет никакого». Главу РСПП Александра Шохина, который активно выступал против новаций Минприроды, Путин успокоил: «Наши ведомства будут работать в тесном контакте с бизнесом. Надеюсь, вы представите нам экспертов, которым доверяете».
Не остался без внимания и вопрос снижения страховых взносов, инициированный президентом Дмитрием Медведевым.
«Мы сегодня в ежедневном режиме — без всякого преувеличения — обсуждаем пути снижения фискальной нагрузки, — заверил Путин. — У нас она пониже, чем в развитых экономиках. Но они-то уже развиты, а мы должны помочь вам нарастить мускулы для дальнейшего развития».
Глава РСПП Александр Шохин согласился с последним тезисом: «Вы правы, у нас не самый высокий уровень налоговой нагрузки, но дьявол, как всегда, прячется в деталях». Минфин и налоговая жестко смотрят на получателей льгот, информировал премьера Шохин. «У нас эти льготы не выбирают, — продолжил он. — Ведь это дополнительная проверка, и не всякая компания готова идти на риски — льготу дадут, а потом компенсируют чем-то другим». Глава РСПП попросил Путина сконцентрироваться на универсальных льготах, а не только для малых инновационных предприятий. Например, налоговые каникулы для тех, кто вводит новое оборудование.
Вопрос, который волновал крупный бизнес даже больше налогов и экологических стандартов, — приватизация. «Год назад правительство объявило агрессивную программу приватизации, — напомнил Шохин. — На наш взгляд, надо еще несколько шагов сделать. Определить, в каких активах государство останется при любом раскладе, а откуда выйдет. Выход может быть растянут на долгое время — задешево продавать ни к чему, торопиться не надо. Но хотелось бы знать точный список». Путин пообещал, что такой список будет: «Мы сами так считаем».
Премьер не мог не вспомнить уроки кризиса. «Помню, как сидящие в зале были готовы передать бизнес государству, — улыбнулся Путин. — Мы по этому пути не пошли — мы подставили плечо бизнесу, перекредитовали в западных банках. Целую систему господдержки выстроили». Это принципиальный выбор правительства, заверил премьер: Белый дом стремится к рыночной экономике, а не к системе государственного капитализма. «Мы легко могли бы по дешевке ваш бизнес забрать, труднее было поддержать и оставить ответственность за вами», — резюмировал глава правительства.
Комментарии