"Собирание" земель или колонизация?

На модерации Отложенный

Что бы кто не говорил, а российско-украинские отношения никак не складываются. Свидетельством этому есть и апрельский визит В.Путина в Киев. Как он не старался убедить украинское руководство о выгодности для Украины присоединиться к Таможенному союзу, а результат нулевой. Более того, активизировалась работа по созданию зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Уже нет ненавистного Медведеву Ющенко, а о прорыве в российско-украинских отношений на государственном уровне говорить не приходится. Даже подписание Харьковского соглашения о продлении базирования российского Черноморского флота в Севастополе нельзя считать прорывным.

Вместе с тем, Патриарх Кирилл не устаёт утверждать, что «Россия, Украина и Беларусь – это и есть святая Русь». Если сравнить это заклинание с реалиями жизни, то поневоле придёшь к выводу, что они никак не стыкуются. Если не лукавить, то нужно признать, что отношения России с Украиной и Беларусью на межгосударственном есть наиболее сложные и противоречивые. Здесь я хочу обратить внимание на тот факт, что отношения между народами и государствами в данной ситуации совершенно разные: государственные мужи постоянно выясняют отношения, а народы испытывают друг к другу искренние доброжелательные чувства. То есть, наши народы и государства существуют в разных мирах.

Тут мне попалось интервью С. Белковского, где он констатирует интересный факт: «В русском политическом сознании, сложившемся за много веков империи, нет запроса на доброе государство. Есть запрос на государство злое и суровое. На учителя, который заставляет тебя учиться и работать. Потому что если такого учителя не будет, ты сопьешься и издохнешь под забором. И русский человек требует от государства не доброты, не помощи, не милосердия. Он требует от него подвигов, побед и великих свершений. Именно поэтому русское политическое сознание уважает тиранов, которые совершали эти подвиги и добивались свершений. А тех, кто был мягок и добр с русским»

Размышляя над этой ситуацией я вспомнил, что в массовом российском сознании доминирует ещё и мнение о том, что Великое Московское княжество, а затем царство и российская империя выполнили исключительную историческую миссию «собирания» русских земель, чем осчастливила всех и каждого и все до гроба должны быть им благодарны. Но этого не происходит, а быстрее, наоборот. Поэтому мне хочется   обратить внимание как именно шло это «собирание».

Историческая правда заключается в том, что правители Московии - Александр Невский, Иван Калита, Симеон Гордый, Василий Темный, Иван ІІІ, Василий ІІІ, Иван Грозный и другие московские князья вобрали в себя имперские ордынские традиции и  всегда старались подмять под себя, прежде всего, Новгород и Киев, а затем и другие русские княжества и нерусские земли.

В отличие от всех иных империй, образованных на основе мощного национального государства, российская империя образовалась на основе устаревшей и развалившейся ордынской империи. По сути дела, Московия из дряхлеющих рук ордынских ханов подхватила имперское знамя и продолжила ту ж имперскую политику, совершив оккупационные походы на территории, которые вышли из-под ордынского владения во всех направлениях: на север, на запад, на юг и дальний Восток. То есть, Российская империя образовалась без наличия великорусского государства, которого нет и поныне. Тем более, что московские князья ещё в бытность могущественности Золотой Орды получали ярлык на правление из рук ордынских ханов. Говоря современным языком, ордынские ханы вовремя позаботились о преемственности власти. Кровно-родственные связи московских князей с ордынцами – отдельный вопрос. Показательным есть и то, что и Советский Союз возник не как сознательное творчество народов и государств, а как процесс спасения Российской империи и вновь без российского национального государства.

Как все это происходило? Без особых комментариев, опираясь на свидетельствами летописей и российских историков ХІХ столетия, наведём реальные исторические факты «собирания» только Новгородских и Киевских земель уже после краха Золотой Орды и восстановления ордынской империи под именем Российской.

♦ 1456 год - поход Василия Темного, продиктованный стремлением Москвы ликвидировать Новгород как альтернативный центр возможного «собирания» русских земель; 

♦ в 1471 году Иван ІІІ подверг Новгородскую землю истинному геноциду, приказав «убивать без разбора старых или малых» (Костомаров). Как отмечает М. Карамзин, «Московитяне выявляли жестокость, которую невозможно описать...».  Под одними хоругвями с москвичами шла татарская конница, которая уже видела в Иване нового хана. В результате этой войны «Новгородская земля была так ограбленная, как еще не бывало никогда во время прошлых войн с великими князьями» (Костомаров);

     Следующий, фатальный для Новгородского государства поход Ивана III состоялся в 1477 году. Снова вместе с москвичами на северную твердыню русскости шли татары. В конце ноября 1477 года татаро-московские полчища взяли Новгород в непроницаемую осаду, при этом развернули террор на всей территории республики;

  ♦ В январе 1478 года новгородцы, измученные голодом и болезнями, приняли условия московского деспота, суть которых сводилась к одному: «Вечевому колоколу в Новгороде не быть!»;

♦ осенью 1478 года Иван ІІІ в который уже раз пришел с войском на Северо-запад. Московская артиллерия методически расстреливала осажденный Новгород. В конце концов обессиленный русский город сдался.

♦ В конце 1480-х годов множество новгородцев было арестовано, многих казнили. Больше семи тысяч людей было выдворено из Новгорода, на следующий год выселили еще тысячу. Новгородских землевладельцев переселяли в Московию, давая им там имения, а Новгородчину наводняли помещиками-московитами;

О связи Московии с Ордой особенно красноречиво свидетельствует правление Ивана Грозного. Саин-Булат хан (после крещения Симеон Бекбулатович, в монашестве Стефан, тат. Sainbulat, Саинбулат, ساین بولاط) (ум. 5 января 1616) — касимовский правитель, хан (15671573). Сын Бек-Булат султана, правнук хана Большой Орды Ахмат-хана. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов. Был провозглашен Иваном как Великий князь всея Руси в 15751576. Великий князь тверской (с 1576).

♦ Весной 1569 года Иван Грозный «вывез из Пскова 500 семейств, а из Новгорода – 150 в Москву, соблюдая традиции своего отца и деда. Те, кого лишали Отчизны, плакали; оставленные в ней с боязнью ждали своей судьбы. Это было началом: и ожиданием худших следствий» (Карамзин);

♦ В декабре 1569 года опричнина в полном составе во главе с царем тронула на северо-запад. Попутно были разгромлены Клин, Тверь и Торжок.

- первым на пути царя был Клин. «Дома, улицы наполнились трупами; не щадили ни женщин, ни детей. От Клина до Городни дальше истребители шли с обнаженными мечами, обагряя их кровью бедных жителей, к самой Твери…», - пишет Карамзін.

- окружили Тверь, а потом бросились громить и грабить город: «…бегали по домам, ломали всякую домашнюю начинку, рубили ворота, двери, окна, забирали всякие домашние запасы и купеческие товары – воск, лен, кожу и др., свозили у груды, сжигали, а потом пошли дальше», - читаем у Костомарова и дальше у него же: «…вдруг опричники снова врываются в город и начинают бить кого попало: мужнин, женщин, детей, одних жгут огнем, других рвут клещами, тянут и бросают тела вбитых в Волгу…».

- города Медный и Торжок, потом - «Высший Волочок и все места к Ильменю были опустошены огнем и мечом…..» (Карамзін).

♦ В начале января 1570 года опричнина взяла в кольцо Новгород и начался массовый террор. Новгородцев «мучили, жгли какой-то смесью огненной, привязывали головой или ногами к саням, тянули на берег Волхова, где эта река не замерзает зимой, и бросали из моста в воду целыми семействами, жен с мужчинами, матерей с грудными детьми. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кругами, баграми и топорами: кто из сброшенных в реку всплывал, того кололи, рассекали на части. Эти убийства длились пять недель»  (Карамзин).

Разграбив все окрестные монастыри, сжегши запасы хлеба, порубив скот, принялись громить Новгород – истребляли продовольствие и товары, крушили дома, выбивали окна и двери. Злой погром шел и на окраинах города, где истреблялось все имущество народа вплоть до свойских животных.   

Уничтожение « хлебных запасов и домашнего скота сделало страшный голод и болезни не только в городе, но и на окраинах его; доходило до того, что люди поедали друг друга и вырывали мертвых из могил» (Костомаров). Иван Грозный, заквашенный на мамаєвих генах, бросил на кровавую потеху опричнине весь русский народ.

Как происходило «присоединения» Киева?

♦ 1093 г. Киевская летопись «Временник» писал: «Наш северный сосед Суздальщина есть значительно опаснейший враг, чем половцы».

♦ 1169 г. Владимиро-суздальский князь, сын мордовской женщины Андрей Боголюбский, почти за столетия до монголо-татарского нашествия, захватил и ограбил Киев. Летописец писал: «Суздальцы так страшно разрушили Киев, что татары не имели уже что разрушать в 1240 году». То есть, это была первая война будущей Московии против Киева. Летописец пишет: «И грабиша за два дни весь град, Подолье, и гору, и манастыри, и Софью, и Десятиньную Богородицу и не бысть помилования никому же». В Киеве к тому времени было свыше 400 церквей, и он был более богатым за тогдашний Лондон и Париж. Андрей Боголюбський  украл из Вышгородского монастыря (под Киевом) чудотворный образ Божьей Матери, привезенный когда-то из столицы Византии Царьгорода. Позднее московиты переименовали ее на «Владимирскую Богоматерь»;

  ♦ 1482 г. Чтобы ослабить Большое Княжество Литовское, в состав которого в то время входила Русь-Украина, и облегчить завоевание русских земель, Московский князь Иван III отправляет ценные подарки и значительную сумму денег Крымскому хану Мангли Гирею и подговаривает его напасть на русские земли. Татары напали, захватили и сильно пограбили Киев, взяли много плененных, а награбленными церковными сокровищами за отсутствием надобности в оных  поделились с московитами;

 ♦ 1500 г. Московское княжество в результате военных похода присоединяет Черниговскую и Сиверскую земли;

 ♦ Под конец 16 ст. Москва самочинно формулирует вывод: «Москва — Третий Рим» и «Москва — Новый Киев», которые легли в основу великодержавных имперских претензий относительно украинских земель;

  ♦ 1626-1628 гг. Запрет в Московском государстве украинско-белорусской книжности;

  ♦ 1627 г., еще за 27 лет до Переяславского соглашения, Указом Московского царя Алексея Михайловича и его отца патриарха Филарета было приказано собрать в Московии все книги украинской печати и сжечь;

    8(18).01.1654 г. Переяславское соглашение с Московией. Принятие «протекции» московского царя. Русь-Украина и Московия обязывались поддерживать друг друга в борьбе против общего врага — Польши;

   ♦ 1654 г. Почти сразу после договора Б.Хмельницкого с Московией, последняя начала запрещать простым, но еще свободным людям носить яркую одежду и кожаные сафьяновые сапоги, потому что это могло отрицательно влиять на закрепощенных московских «холопьев»;

   ♦ 1654-1708 гг. Постоянное нарушение Московией Переяславских соглашений с целью ликвидации автономии Гетманщины. Подкуп и натравливание одних старшин против других, а казаков против старшин;

   ♦ 1655 г. Московская армия, двигаясь на Львов, выжгла по пути села и города на расстоянии 50-60 километров от основного маршрута;

    1656 p. Всего через два года после «воссоединения» грубая измена Москвы. Когда Польша, именно для борьбы против которой Хмельницкий пошел на союз с Москвой, казалось, была окончательно разгромленная, московиты, боясь усиления Руси-Украины, заключают с поляками сепаратный Венский мирный договор. Б.Хмельницкому царь передает через бояр суровое предупреждение, что будет «оружием защищать Польшу как бы и собственное отечество» и требует прекратить военные действию. Если говорить об «измене» И.Мазепы, то до нее еще было свыше сорока лет.

С другой стороны, готовность царя Алексея Михайловича «оружием защищать Польшу как бы и собственное отечество» означала, что, если с гетманом Б.Хмельницким был подписан союзный договор, то, говоря современным языком, московский царь его единолично денонсировал. Если же это было вхождение Украины в состав Московии, то царь грозился воевать сам против себя. Но попытка разобраться в том, что происходило на самом деле нынешней российской властью подается как фальсификация истории;

  ♦ 1659 г. После смерти Богдана Хмельницкого Москва решает уничтожить Украину окончательно. Царь посылает в Украину 100-тысячное войско. Значительно меньшими силами гетман И.Выговский дотла его разбивает. Но в междоусобной борьбе И.Выговский терпит неудачу и этим немедленно воспользовалась Москва.

Под проводом воеводы Баратынского она устраивает ловы на приверженцев гетмана. «Князь Баратынский, по дороге на Киев повесил 3000 человек потом вырезав в Украине около пятнадцати тысяч украинского населения, спрашивал Московского царя позволить ему «высечь и выжечь» всех украинцев на 150 верст возле Киева». (См.Е.Гуцало. Лит. Украина. 12.04.1990 г.). В течение нескольких следующих лет московские войска истребляют почти всех соратников Б.Хмельницкого;

  ♦ 1665 г. Москва заставляет гетмана И.Брюховецкого отдать все города Левобережной Украины под власть московских воевод.

  ♦ 1667 г. Москва запретила Украине продавать свои товары в другие страны, кроме Московии, но на своей границе она накладывала на украинские товары большую пошлину. И снова вопрос: можно ли в таком случае Переяславское соглашение считать актом «Воссоединение»? Где истина, а где фальсификация?

 1667 г. Расчленение Руси-Украины.  Особенно следует подчеркнуть, что нынешнее противопоставление восточной и западной Украины есть не чем иным как продолжением великодержавной политики Московии ХVІІ столетие, когда Москва и Варшава силой поделили украинскую землю. Официальное начало этого процесса – подписание Московским царем и Польским королем в январе 1667 г., так называемого, Андрусовского перемирья,  согласно которому Москве возвращались Смоленск и Сиверщина, а Украину стороны делили по Днепру на две части, подчиненные соответственно польскому королю и московскому царю: Киев временно оставался в составе России, а Запорожская Сич  должна была находиться под опекой обеих государств. Таким образом, прецедент фактического существования двух Украин – Лево- и Правобережной – впервые закреплялся юридически, перечеркивая кровавые соревнования за Казацкое государство, которые длились уже почти двадцать лет;

♦ 1689 г. Запрещено Киевской Лавре печатать книги без патриаршего (уже московского) разрешения: «…к нам первее не прислав, отнюдь бы вам не дерзать таковых книг новослагаемых печатать…»;

♦ 1672 г.

«Заказ крепкий, чтобы люди, польские и латинские печати книги никто в себя в домах не держали, а приносили и отдавали бы воеводе»;

♦ 1672 г. Лишение гетманства и пожизненная ссылка в далекую Сибирь Д. Многогрешного со всей семьей и несколькими «соучастниками». Главная причина ареста — дружеские отношения с врагом Москвы П.Дорошенко;

 ♦ 1672 г. Арест кошевого Войска Запорожского И. Сирко. Арестованный отправлен в Москву, а оттуда в г.Тобольск в Сибирь;

 ♦ 1677 г. Приказ патриарха Іоакима выдрать из украинских книжек листы «не сходные с книгами московскими»;

 ♦ 1683 г. Украинский архитектор Й.Старченко построил «трапезную палату» в Симоновом монастыре в Москве, где архимандритом был украинец Г.Домецкий. Правительство сослало Г.Домецкого на север за то, что он «Симонов монастирь пышно и бойко испестрил латинскими штуками и Киев паче мэри хвалил». Снова следует призадуматься, почему «наследники» Киева были против похвалы относительно «своего наследства»?

 1685 г. Ликвидация автономной украинской церкви и установление контроля московского патриарха не только над церковью, но и образованием и культурой Украины. Царское правительство, а не православные верующие и не Московский патриарх, побуждал гетмана, чтобы в дальнейшем православной церкви в Украине власть константинопольского патриарха игнорировать, о всем необходимом в церковных делах писать патриарху московскому, а новоизбранного митрополита для архиепископского рукопокладания отправлять не в Константинополь, а в Москву. И снова стоит вопрос: насколько канонической, а не раскольнической и самопровозглашенной, есть сама РПЦ и имеет ли право Украинская православная церковь на автокефалию, которой не законно была лишенная Московским государством?

♦ 1687 г. Коломацкие статьи, по которым Москва обязывала гетмана заботиться об увеличении браков между россиянами и украинцами;

 ♦ 1690 г. Московский собор проклял и осудил на уничтожение произведения украинских писателей 17ст. «Кіевскіе новыя книги» Петра Могилы, К.Старовецкого, П.Голятовского, Л.Барановича, А.Радивиловского и других, потому что «киевцькие книги прелести латинския утверждают». наложивши на них «проклятство и анафему, не точію сугубо и трегубо, но и многогубо»;

 ♦ 1693 г. Запрет патриарха Андриана привозить украинские книжки в Москву;

 ♦ 1693 г. Письмо Московского патриарха в Киево-Печерскую лавру о запрете издания любых книжек на украинском языке;

 ♦ 17-18 столетиях Москвой внедряется экономическая война против Украины в разных направлениях. Чтобы украинские порты не обогащались, а лишь московские, Московия устанавливает вывозную пошлину с азовочорноморских портов на 100% больше чем из балтийских портов, а также тарифов на перевозку. Привезти готовые изделия из Московии в Украину было в два раза дешевле, чем из Украины в Московию. Московское правительство наложило большой налог на украинский сахар, в результате чего весь вывоз украинского сахара оказался в московских руках; 

 ♦ 1703-1720 г.г. Десятки тысяч украинских крестьян и казаков были насильно вывезены на строительство Петербурга, 25 тысяч погибли от болезней в тамошних болотах;

 ♦ 1704 г. Жестокое подавление посланными Московией войсками антипольского восстания Семена Палия на правобережной Руси-Украине, которая находилась под оккупацией Польши;

 ♦ 1708 г. Административная реформа в России. На территории Украины, наподобие российских, образовано две губернии, Киевскую и Азовскую;

 ♦ 1708 г. еще до перехода гетмана И.Мазепы на сторону шведского короля Карла XII массовое уничтожение украинских сел и городов московитами;

 ♦ 1708 г. Разрушение столицы Гетманщины г. Батурина московскими войсками, которые вырезали всех жителей столицы и беженцев (15 тыс.), преимущественно женщин и детей. Церкви и город пограбили, а потом сожгли. «Украина залита кровью, разрушенная грабежами и демонстрирует страшную картину варварства победителей», — докладывал французский посол в Париж;

 ♦ 1709-1734 гг. Московия увеличила налоги в Украине на 400%. Налог от «дыма» ( дома) в Московии был 49 коп., в Украине 1руб.25 коп.;

  ♦ 1709 г. Царь Петр І выдал приказ казнить каждого запорожца. Начало разрушения Сечи. После захвата Сечи москвины «…обществу нашему главы обдирали, шеи на плахах рубили, вешали и другие тиранские смерти наносили, которых и в поганстве за древних мучителей не водилось — не только тех, кто из общества, а и из могил мертвых монахов откапывали, главы им отсекали, кожу сдирали и вешали», — писал свидетель, кошевой Стефаненко;

  ♦ 1709 г. Петр І принудил сократить число студентов Киево-Могилянской Академии с 2000 до 161, а лучшие научно-просветительские силы были забраны из Киева в Москву. Среди них были Иннокентий Гизель, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Дмитрий Ростовский (Туптало), Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий и много других. Они играли главную роль в развитии культурной жизни тогдашней Московии. «Украинцы принесли с собой всю свою большую культуру, ее влияние отразилось на Москве на всей её жизни: зданиях, рисовании, одежде, пениях, музыке, обычаях, литературе и даже на самом московском языке. Вся жизнь составлялась тогда так, что становилось невозможным прожить без украинца. Всяких ремесленников доставляли из Украины» (И.Огиенко, «Украинская культура»). «…Старая московская культура во времена царствования Петра умершая; и культура, которая с того времени живёт и развивается в Московии, является органическим продолжением не московской, а киевской, украинской культуры», признал позднее князь Г.Трубецкой;

♦ 1709 г. Указ об обязательности цензуры сдаваемых в печать украинских книжек в Москве;

♦ 1709 г. Указ Петра І о запрете печати книг на украинском языке, а книги, печатные церковнославянским языком, сверять с российским изданием, чтобы в них никакого различия не было;

 ♦ 1713 г. Московия приказом Петра І присваивает себе  название Русь-Русия-Россия. Таким образом Московия, основу населения которой составляли преимущественно угрофинские и тюрские племена, подменой понятия, то есть, по сути, мошенничеством, присваивает себе почти тысячелетнее киево-русское историческое и духовное наследие и становится ее единоличным полноправным хозяином (Греческое название Руси звучит как «Россия»);

 ♦ 1716 г. Москва запретила украинцам ездить в Европу по товар;
        ♦ 1718 г. Москва запретила вывозить в Европу украинский табак;
        ♦ 1718 г. Московиты, стараясь уничтожить историческую память украинцев, сожгли архивы Киево-Печерского монастыря (материалы собирались свыше 700 лет), которые выдержали нашествие монголов, поляков, татар, «…многочисленное и древнейшее собрание книг, собранное и обогащенное великим князем Киевским Ярославом Владимировичем и сохраненное в пещерах от всех вражеских нападений и руин, но ныне,… среди благосостояния и тишины пламенем пожранная. В ней хранилось много тысяч рукописных и всяческих драгоценных манускриптов, писаных разными языками, и много  между них такими, что и ученым тогдашним мужам не были известные, а особенно все записки и документы относительно истории правления славянских племен и царей касались» («История Русов», ст.303–304, изд.1956 г.);

♦ 1720 г. Указ Петра І о запрете печатать в Малороссии любые книги, кроме церковных. Приказ царя Петра І: «В Киево-Печерской и Черниговской типографиях вновь книг никаких не печатать… старые книги исправлять прежде печати, дабы… особого наречия в оных не было»;

 ♦ 1720 г. Запрет вывозить украинские стеклянные изделия в Европу;
        ♦ 1720 г. Петр І выдал указ киевскому губернскому князю Голицыну, чтобы «…во всех монастырях, остающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куртиозные письма оригинальные, а также книги исторические, рукописные и печатные»;

 ♦ 1722-1727 гг. Первая Малорусская коллегия. Штат состоял с 6 российских офицеров и прокурора. Коллегия взимала побор к царской казне, расквартировывала в Украине российские войска, контролировала деятельность Генеральной военной канцелярии и т.п.;

  ♦ 29.04.1722 г. Левобережная Украина из ведомства Коллегии иностранных дел была переведена под управления Сената России, которое имело целью дальнейшее ограничение самоуправления в Украине. То есть, именно в этот день, через 68 лет после Переяславской Рады,  состоялось реальное присоединение Левобережной Украины к России;

 ♦ 1722 г. Запрет привозить в Украину западноевропейские изделия.
      Таким образом в течение двух столетий украинскую самобытность было частично уничтожено, а частично вывезено в Московию и в этом смысле Московия в какой-то мере вобрала в себя Киевско-Русское наследие, но не как продолжение истории и традиций, а как трофей, который использовано для собственного самоутверждения. На этом притеснения украинства не прекратились. Что не успел сделать Петр І довершила Екатерина ІІ. Каждый российский император вносил свой взнос в усиление Российской империи и уничтожение исторической памяти ее численных народов.

И все это в течение веков замалчивалось и было запрещено для обсуждение или подавалось нашим современникам и предыдущим поколениям как большое «освободительное» благо российской империи относительно украинского народа. Поэтому и сегодня потомки и последователи Ивана Грозного, Петра І, Екатерины ІІ, Иосифа Сталина и другие так дружно выступают против осознания украинским народом своей собственной истории, ее трагедий и достижений и права собственного исторического творчества.

В завершение рассмотрения реальных фактов экспансии России относительно Украины приведем еще два официальных документа, датированные уже ХІХ столетием.

  ВАЛУЕВСКИЙ ЦИРКУЛЯР – 18 июля 1863 г.

«Принимая во внимание, с однои стороны,   настоящее тревожное состояние общества, волнуемого политическими событиями, а с другой стороны имея в виде, что обучение  грамотности на местных наречиях не получило еще окончательного разрешения в законодательном порядке, министр внутренних дел признал необходимым, впредь к соглашения с министром народного просвещения, обер-прокурором сбытчик синода и шефом жандармов относительно печатания книг на малороссийском языке, сделать по цензурному ведомству распоряжение, чтобы к печати разрешались только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы; пропуском же книг на  малороссийском языке как духовного содержания, так учебных и вообще назначаемых для первоначального чтения народа, приостановить. В распоряжении этом было повергаемо на Высочайшее Государя Императора воззрение и Его Величеству благоугодно было удостоить оное монаршего одобрения».

     Эмский указ АЛЕКСАНДРА ІІ,  18 мая 1876 г., Эмс

   В видах пресечения опасной, в государственном отношении, деятельности украинофилов, полагалось бы соответственным принять впредь к усмотрения, следующие меры:

а) ПО МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

І. Не допускать ввоза в пределы Империи, без особого на то разрешения Главного Вправление по делам печати, каких бы то ни было книг, издаваемых за границей на малорусском наречии .

2.      Воспретить в Империи печатание, на том же наречии каких бы то ни было оригинальных произведений или переводов…

3.      Воспретить равномерно всякие на том же наречии сценические представления, тексты к нотам и публичные чтения (как имеющие в настоящее время характер украинофильских манифестаций).

4.      Поддержать издающуюся в Галичине, в направлении враждебном украинофильскому, газету «Слово», назначил ей хотя бы небольшую, но постоянную субсидию

5.      Запретить газету «Киевский Телеграф»

б)) ПО МИНИСТЕРСТВУ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

6.      Усилит надзор со стороны местного учебного начальства. чтобы не допускать в первоначальных училищах. преподавания каких бы то ни было предметов на малорусском наречии.

7.      Очистит библиотеки всех низких и средних училищ в малороссийских губерниях вот книг и книжек, воспрещаемых 2-м параграфом настоящего проекта.

8.      Обратить серьезное внимание на личный состав преподавателей в учебных округах Харьковском, Киевском и Одесском, потребовав вот попечителей сих округов именного списка преподавателей с отметкою в благонадежности каждого по отношению к украинофильским тенденциям и отмеченных неблагонадежными или сомнительными перевести в великорусские губернии, заменив уроженцами этих последних.

9.      На будущее время выбор лиц на преподавательские места в означенных округах возложить, по отношению к благонадежности сих лиц. на строгую ответственность представляющих в их назначении, с тем, чтобы ответственность, в которой говорится, существовала не только на бумаге, но и на деле.

10.    Закрыть на неопределенный срок Киевский Отдел Императорского Географического Общества (подобно тoму. как в 1860-х годах закрыт в этом последнем Политико-Экономический Комитет, возникший в среде Статистического Отделения).

в) ПО ОТДЕЛЕНИЮ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ

 11.   Немедленно выслать из края Драгоманова и Чубинского, как неисправимых и положительно опасных в крае агитаторов» [ С краю дописан: «Выслать из края с запрещением въезда в Южн. Губ. и столицы , под секретное наблюдение »].

Не знаю, осилит ли кто полностью прочитать этот материал. Мне очень хотелось бы, чтоб его прочитали как можно больше людей. И речь идёт не о переписывании истории или предъявлении к кому-либо каких то претензий. История состоялась и её переделать нельзя, но осмыслить и переосмыслить необходимо, ибо с менторскими, имперскими замашками нормальные отношения построить невозможно. История российско-украинских отношений очень сложная и очень тяжёлая. Поэтому без её переосмысления и качественного изменения самих основ отношений двигаться вперёд невозможно. Но главное в том, что без окончательного разрыва с имперским прошлым и стремлением восстановить его Россия не имеет будущего.