Жесткая позиция Египта по Ливии заставила Турцию отступить

На модерации Отложенный

 

Жесткая позиция Египта по Ливии заставила Турцию отступить

Расстановка сил в Ливии бросается из стороны в сторону. В июле 2020 года нелегитимное Правительство национального согласия (ПНС) заявило, что совершит военную атаку на Сирт и Аль-Джуфру. А на днях Файез Саррадж отменил вторжение и, более того, согласился на режим прекращения огня. О том, почему террористическое ПНС решило изменить свои планы, корреспонденту Федерального агентства новостей рассказал ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

Жесткая позиция Египта по Ливии заставила Турцию отступить

Чего испугался Саррадж?

В официальном заявлении самопровозглашенный лидер ПНС заявил, что основная причина отмены нападения на Сирт — это распространение коронавируса в Ливии и некая «политическая ответственность». Хотя вспышка COVID-19 в Североафриканском регионе произошла именно из-за переброски боевиков через Турцию, которая находится на пятом месте по числу зараженных.

Борис Долгов утверждает, что главное основание отступления Сарраджа — это помощь Египта, который укрепил силы Ливийской национальной армии (ЛНА) и заявил об ответной атаке на ПНС.

«Здесь нужно говорить о том, что планировалось взятие Сирта вооруженными формированиями ПНС при поддержке Турции. В общем, такая операция уже была готова. Но тут нужно говорить о том, что Египет поступил достаточно резко и жестко. Каир выступил жестко и с предупреждением, что при взятии Сирта Египет вмешается. Каир стоит на стороне ЛНА, и взятие Сирта — это красная линия, которую не должны переходить вооруженные формирования ПНС. Несмотря на активную поддержку Турции, Саррадж не решился на операцию по захвату Сирта», — рассказал эксперт.

Вместе с Египтом влияние на решение Сарраджа оказали и сторонники «каирской инициативы», которая выступала за введение режима прекращения огня на территории Ливии. Поддержали ЛНА в этом плане ОАЭ, Саудовская Аравия, Греция, Франция и другие державы. Особенно на отступление ПНС подействовали совместные маневры военно-морских флотов Парижа и Афин в ливийской акватории.

Жесткая позиция Египта по Ливии заставила Турцию отступить

Сколько продлится мир в Ливии?

В день, когда Файез Саррадж объявил об отступлении от Сирта и Аль-Джуфры, Палата представителей и силы ПНС договорились о введении на территории Ливии режима прекращения огня. Несмотря на то, что противоборствующие стороны все-таки решили сесть за стол переговоров, Долгов заявляет, что Северной Африке не стоит расслабляться и думать, что ливийскому кризису пришел конец.

«Я напомню, что перемирие между ПНС и ЛНА несколько раз заключалось и несколько раз срывалось. Перемирие — это лучший способ начать какой-то диалог и переговоры, то есть политически решить конфликт. Но пока в Ливии этого не получалось. В то же время просматривается тенденция к какому-то диалогу или политическому процессу. Хотя это очень хрупкая надежда, на мой взгляд», — считает Долгов.

Жесткая позиция Египта по Ливии заставила Турцию отступить

Какие подводные камни остались?

Несмотря на, казалось бы, радужную перспективу отмены военной атаки на Сирт и возможного прекращения боевых действий между ПНС и ЛНА, остается много вопросов.

Неужели Турция, которая перебрасывала десятки тысяч наемников и тратила колоссальные суммы на технику и оружие для укрепления ПНС, просто побоялась проиграть Египту? Или Эрдоган после регулярных провокаций понял все репутационные риски и решил одуматься? Пока не понятно, что значат для Анкары, которая управляет силами ПНС, отступление и шаг навстречу ЛНА. Собеседнику ФАН хочется верить, что это действительно начало двухстороннего диалога. Но верится с трудом.

«Это Турция, она действует активно, жестко, планомерно и последовательно в Ливии, продвигая свои интересы. Насколько перемирие будет согласовано — покажет время. Но надежда есть, что решение не атаковать Сирт — это все-таки позитивный момент, который, возможно, будет способствовать дальнейшему политическому процессу».