Польша и Литва нагнетают обстановку в Беларуси в расчете на повторение украинского Майдана
На модерации
Отложенный
9 августа в Республике Беларусь состоялись президентские выборы, в которых на пост главы государства претендовали пять кандидатов. По данным Центральной избирательной комиссии, действующий президент Александр Лукашенко победил в первом туре, набрав более 80 процентов голосов избирателей. Сразу после объявления предварительных итогов в стране начались массовые протесты. Люди вышли на улицы, выражая свое недовольство результатами выборов, которые они считают несправедливыми. Затем уличные акции протеста переросли в беспорядки, которые закончились жесткими столкновениями с полицией. Многие люди были задержаны и ранены, а двое из участников протеста погибли.
Представители Европейского Союза и США заявили, что не считают эти выборы честными, и призвали белорусские власти провести повторное голосование. После того как и ЕС и Соединенные Штаты осудили переизбрание Лукашенко, нет ничего удивительного в том, что заместитель главы польского Министерства иностранных дел Павел Яблонски также сделал политическое заявление. По его словам, Польша хотела бы, чтобы ЕС не ограничился лишь введением очередных санкций против Беларуси, поскольку, как утверждает политик, это еще больше подтолкнет Беларусь в сферу влияния России.
Экстренный саммит ЕС для обсуждения ситуации в Беларуси и возможного принятия санкций, стал результатом призыва Варшавы к своевременному реагированию на события в этой стране, и прежде всего премьер-министра Матеуша Моравецкого, который начал оказывать давление на Брюссель сразу после белорусских выборов.
«Мы не хотим, чтобы реакция ЕС ограничилась только введением санкций и принятием совместного заявления, что, разумеется, совершенно необходимо. Мы считаем, что Европа должна дать белорусам нечто большее, – сказал Павел Яблонски в интервью польскому информационному агентству PAP. – Дело в том, что мы должны представить реальное предложение по урегулированию этого конфликта, причем долгосрочное и надежное, а это возможно лишь в том случае, если мы, как Европейский Союз, предложим Беларуси реальную перспективу сотрудничества, которая может быть реализована в случае достижения решения, основанного на диалоге».
Яблонски также отметил, что страны-члены Евросоюза должны совместными усилиями выработать единую позицию в отношении событий в Беларуси. «Мы хотели бы послать сигнал о том, что если Беларусь начнет процесс реформ, ведущих к формированию такой системы управления, при которой граждане сами выбирают направление изменений, то ЕС будет готов к реальному сотрудничеству с Беларусью, прежде всего, разумеется, экономическому» – заявил Яблонски и добавил, что «белорусы должны иметь возможность выбирать свой собственный путь развития и иметь реальный выбор, а наша роль – предложить им этот выбор».
Судя по этим словам высокопоставленного чиновника МИД Польши, главная забота Варшавы заключается в том, чтобы либерализация белорусской экономики пошла по тому же пути, что и в других постсоветских странах Восточной Европы. По оценкам экспертов Всемирного Банка, 75 процентов промышленного производства в Беларуси приходится на долю государственных компаний, а в целом в государственном секторе занято около половины общей численности трудовых ресурсов страны. Из-за этого безработица в Беларуси в 2019 году составляла 4,6 процента, что значительно ниже, чем в соседних Украине (8,8 процента), Латвии (6,52 процента) и Литве (6,35 процента).
Из соседей Беларуси лишь Польша имеет более низкий показатель безработицы — 3,47 процента. Беларусь также способна поддерживать рост ВВП за счет внутренних источников, не полагаясь на денежные переводы трудовых мигрантов, как соседние страны, в которых из-за иммиграции и массового оттока рабочей силы наблюдается сокращение населения.
Фактически, та политика, которую проводил и проводит Лукашенко, защитила страну от волны неолиберальных рыночных реформ, распространившейся по всей Восточной Европе после распада Советского Союза в 1991 году, что привело к закрытию или полной приватизации многих отраслей промышленности, а также обнищанию значительной части населения. Именно благодаря этому Лукашенко заслужил прозвище «последний диктатор Европы», а Беларусь стали часто называть «Советским Союзом в миниатюре».
Хотя у Александра Лукашенко весьма непростые отношения с Москвой, которые порой бывают откровенно холодными, в целом Беларусь, само название которой происходит от слов «белая Русь», имеет позитивные отношения со своим более крупным восточным соседом. Лукашенко, который временами заискивает перед Западом, неизменно поддерживает дружественные отношения с Сирией, Венесуэлой и другими государствами, которые являются объектами давления и санкций со стороны Соединенных Штатов и Западной Европы. Учитывая тесные связи Лукашенко с этими странами, а также его твердость в намерении не допустить либерализации экономики, давно было известно, что как только Западу представится такая возможность, в Беларуси начнется нечто подобное украинскому Майдану.
Хотя Польша открыто настаивает на таком сценарии для Беларуси, она не единственный сосед, который хотел бы революции в Минске. Фракция «Союз отечества — Христианские демократы Литвы» в однопалатном парламенте (Сейме) Литовской республики, призвала к немедленному объявлению персональных санкций против 39 наиболее влиятельных представителей «режима Александра Лукашенко», как они его называют.
«Литва должна отчетливо, быстро и недвусмысленно сформулировать и закрепить стратегические положения политики в отношении белорусского режима на европейском и трансатлантическом уровне, взять на себя роль ледокола в борьбе за свободу против тирании. Санкции должны стать четким сигналом другим влиятельным членам режима, что дальнейшая поддержка Лукашенко означает тупик и болезненные санкции против все более широкого круга нынешней правящей элиты», – заявил лидер оппозиции в Сейме Габриэлиус Ландсбергис.
Недавно выяснилось, что Литва сыграла ключевую роль в событиях украинского Майдана, и об участии Польши в этих событиях также хорошо известно. Неудивительно, что обе страны вновь едины и решительны в своих требованиях эскалации напряженности враждебности в отношении Беларуси. За этим стоит их безумное стремление к так называемой «десоветизации» и «дерусификации» всей Восточной Европы. Понимая, что Россия и Беларусь могут представлять для них угрозу Безопасности, Варшава и Вильнюс воспользовались возможностью для нагнетания протестов с помощью либеральной риторики в надежде, что в Беларуси произойдут события, подобные украинскому Майдану, и это приведет к дальнейшему ослаблению российского влияния в Восточной Европе.
Комментарии