Правда – это ложь! Ложь - это правда! Возвращение Дж.Оруэлла

 

Дж.Оруэлл, любимый писатель российского либерального сословия,  в своём  романе  «1984» создал образ некоего чудовищного государства, где человек превращен в ничтожную букашку. Над ним проводятся разного рода опыты. Ежедневные  сеансы ненависти формируют у людей-насекомых правильные воззрения и инстинкты. Им вбивают в голову, что "правда - это ложь",  "мир - это война", "любовь - это ненависть". И т.д.

Доверчивая перестроечная интеллигенция, на своём горбу приведшая к власти Ельцина и компанию, читая Оруэлла в конце 80-х, изнемогала от восторга: «Ах, как точно, ах, это про СССР!».

Через 20 лет многие из фанатов Оруэлла лишились иллюзий и потеряли всякий интерес  не только к английскому писателю, но и к литературе вообще. В нашем доме у стойки дежурной постоянно появляются книги из прежде любовно собираемых домашних библиотек. Столичные пролетарии умственного труда разуверились во всём.  Их былые властители дум – Оруэлл и Солженицын продаются по сниженной цене с лотков на тротуарах.  Нет к ним интереса.

А зря. Самое время перечитать, например, Оруэлла.

Российская действительность в чём-то не только приблизилась, но даже превзошла то, что  описано в выдуманном им государстве-монстре.

Там были «двухминутки ненависти», у нас ежедневные многочасовые теле– и радиопередачи, культивирующие в общественном сознании презрение к истории советского периода. В дни празднеств символы той эпохи на Красной площади (мавзолей)  закрываются полотнищами. С глаз долой. Выдающиеся деятели, будь то маршал Жуков или знаменитая ткачиха-труженица Валентина Гаганова, напрочь вычёркиваются из летописи страны или в лучшем случае (абсурд!) подвергаются поношению. Руководство РФ изгнало из словесного оборота слово «советский».  А когда вчера на отчете в Госдуме Путин под нажимом реплик с места употребил  его в положительном контексте, это прозвучало как гром небесный. Ну да, когда земля начинает жечь пятки, не то ещё выговоришь. Но это исключение, а вообще-то вместо "советского" уже давно утвердилось презрительное «совок».

Формированию правильного взгляда на мир у нас призван послужить пресловутый проект десталинизации (детоталитаризации, десоветизации, декоммунизации). Без неё, утверждает один из её проводников, Сергей Караганов, модернизации нам не видать, а значит, и хорошего житья-бытья. Если не признаем до конца правды (в нужном либералам виде),то « останемся наследниками не лучшей части нашего народа и не лучшего в нашем народе, а худшего в нем и худшей его части – палачей, стукачей, коллективизаторов, организаторов голодоморов, разрушителей церквей». Пугает! И не боится разжигать социальную рознь. О самомнении я уж не говорю. Ведь перед нами представитель тех, кто самочинно причислил себя к «элите», - лучшей части народа, а большинство, опущенное  нынешним порядком жизни в придонные социальные слои, - к худшей части.

Что касается стукачефобии.

Прочитала я недавно любопытнейшую и  мудрую книгу моего коллеги Евгения Румянцева «Времена не выбирают».

Есть в ней его рассказ о поездке в чикагскую глубинку.Там, глава самоуправления посёлка Виллинг, рассказал ему о программе «Сосед-наблюдатель». Коллега прямо сказал своему собеседнику, что в России её бы назвали программой для стукачей. Американец даже не понял, что называется, юмора. Он серьёзно объяснил, что эта программа – глаза и уши полиции. Она добровольная. Её участники, жители деревни, сообщают  в полицию обо всём, что выходит за обычные рамки – о появлении неизвестных лиц, машин, нарушениях общественного порядка и правил обращения с животными и растениями. Множество табличек «сосед-наблюдатель» - нормальное дело для граждан США .

Вот как поставлено дело в стране либеральной мечты, светоче мировой демократии.  Советскому Союзу в этом было очень далеко до американцев.

Вернёмся к оруэлловским слоганам. Если подумать, то они вполне вписываются в наши сегодняшние реалии.

«Правда – это ложь»? Подходит. История переписывается. Постоянно идут попытки обвинить  руководство СССР, а вместе с ним и народ в целом, во всех мыслимых и немыслимых грехах, - от организованного «голодомора»  (навязанного нам понятия из либерального «новояза», опять по Оруэллу) – до развязывания  Второй мировой войны.

«Мир – это война!»? Подходит. Караганов пишет, что десталинизация это «реальный путь к национальному примирению». Но это всё равно что сказать: чёрное – это белое. Большинство народа голосует за Сталина,  а меньшинство объявляет его палачом и отождествляет с Гитлером. Что это, как не разжигание гражданской войны в сознании? А нам говорят, что данный проект затеян в целях "установления социального мира".  

«Любовь – это ненависть»?  Подходит. Изнемогая любовным чувством к «низшим классам» (новое понятие из лексикона сотрудников Института современного развития -ИНСОР, патронируемого Д.Медведевым) и желая помочь им разбогатеть, профсоюз олигархов РСПП (Шохин, Прохоров и пр.) озаботился переделкой Трудового кодекса.  «В своих корыстных целях», воскликнул 19 апреля не поверивший этому порыву  другой профсоюзный лидер – Федерации независимых профсоюзов России Шмаков. Да, уж какой славный конформист был, и то возопил, обвинив «высшие классы» в делении населения на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Без Достоевского никак!  

«Незнание – это сила»? Подходит.

 «Свобода – это рабство»? Вот только тут не совпадение. У нас есть более крутой лозунг, до которого Оруэлл не додумался. «Свобода – лучше несвободы!». Комментариев не требуется.

А вообще, как видно, Оруэлл не в бровь,  а в глаз бьёт не в образ СССР, а скорее в образ современной России. Такие парадоксы.

 

И.Босх. Картина «Сад земных наслаждений» как иллюстрация идеи о беспощадности будущего правосудия.