Ушел из жизни Николай Ошурко, Праведник народов мира

На модерации Отложенный

Мир покинул 90-летний Николай Николаевич Ошурко, во время Второй Мировой участвовавший в спасении семерых евреев.

Многодетная семья баптистов: пастор Николай Ошурко, его жена Мария и их шестеро детей, жили на волынском хуторе Юрково, находящемся недалеко от села Боровое. Сейчас это Ровненская область, а до 1939 года данная территория была окраиной Польши.

Во время передела Европы, когда на Западную Украину пришли советские войска, семья Ошурко встала перед выбором: проповедовать ли, ставя под угрозу свои жизни и детей: Ивана, Петра, Анны, Якова, Николая и Марии? Советская власть, как известно, боролась с религией. Протестантам же была одна дорога: на кладбище или в Сибирь.

Семья Ошурко приняла решение: проповедовать. Каждое воскресенье глава семьи садился на подводу и объезжал соседние села. Стараясь не привлекать внимания, беседовал с единоверцами. Ключевой темой его пламенных речей была любовь к ближнему. И, в частности, к избранному народу – евреям. В свою очередь, количество еврейского населения в некоторых волынских городках и селах до войны доходило до 47%. Евреи составляли десять процентов от общего населения Волынского воеводства довоенной Польши.

Летом 1941 года начались массовые расстрелы евреев на Волыни: в Ковеле, Владимир-Волынском и других городах. Создавались гетто, население которых подлежало полной ликвидации к августу-сентябрю 1942 года.

Николай Ошурко даже во время нацистской оккупации не прекращал проповедей. А его дом на хуторе Юрково превратился в перевалочную базу для скрывающихся от смерти евреев. В частности, была спасена семья Розманов: Эстер, Александр, Исраэль, Ривка, Шломо, Шмуэль, а также Александр Шварцблат.

В сентябре или октябре 1942-го года в дом Николая Ошурко пришли трое евреев из села Рафаловка. Несмотря на то, что хозяина не было дома, жена и дети Николая Ошурко пригласили их в дом, накормили, согрели воды для мытья и положили спать в сарае. На следующий день гости были приглашены на семейную трапезу.

Один из гостей, Александр Шварцблат, скрывался у семьи Ошурко восемь месяцев. Теплое время года он проводил на молотильне. В холодное – жил в доме. Все дети принимали активное участие в уходе за Александром. Кто-то носил воду, кто-то еду, а кто-то стоял на страже – не приближаются ли немцы или полицаи.

После войны Шварцблат уехал в Израиль. А уже 27 июля 1988 года Яд Вашем удостоил Николая и Марию Ошурко, а также их детей: Ивана, Петра, Анну, Якова, Николая и Марию почетным званием «Праведник народов мира».

А теперь главное. Если бы нацисты узнали о подвиге Ошурко, без лишних разговоров расстреляли бы всех: пастора, его жену и шестерых детей. Не говоря уже о спасенных ими евреях. Таких историй – море. И несмотря на это, семья Ошурко рисковала своими жизнями, потому что спасение ближних – это правильно, по-христиански.

Душевные порывы к помощи тем, кому это необходимо, с годами не прошли. С началом войны на Донбассе вся огромная семья Ошурко занялась волонтерской деятельностью, собирая предметы первой необходимости для украинских солдат. Василий Ошурко с друзьями и родственниками ездил на Донбасс и передавал вещи солдатам.

Семья Ошурко. В кадр попали не все. Источник – личный архив Василия Ошурко. Ушедший Николай Николаевич Ошурко – в сером пиджаке и белой рубашке.