Минойские Помпеи: таинственный город на таинственном острове
На модерации
Отложенный
Фреска из Акротири. Город и корабли. «Западный дом», «Комната №5», «Южная стена». Национальный археологический музей в Афинах
Сегодня попробуем погрузиться, так сказать, к истокам древнегреческой античной цивилизации. И рассказ наш пойдет о древнем городе Акротири на острове Фера (или Санторин).
Современная карта острова Санторин
Берега острова сложены из многометровой толщи вулканических пород
О существовании этого города, расположенного на вулканическом острове Санторин, люди узнали, в общем-то, довольно давно, еще в середине XIX века. Но копать не копали. О том, что находится под землей, естественно, не знали. Но, как это обычно и бывает, у каждой погребенной в земле Трои нашелся свой Шлиман. В нашем случае им стал греческий археолог Спиридон Маринатос (1901-1974).
Что поражает в открытом древнем городе вблизи поселка Акротири, так это росписи на стенах его зданий. Там нет ни одной, даже маленькой комнаты, стены которой не были бы расписаны! Вот, например, роспись «Комнаты D2», «Комплекс Дельта». Акролити, XVI в. до н.э. Национальный археологический музей в Афинах
Это он выдвинул гипотезу, что минойская цивилизация и поселения на острове Крит погибли в результате извержения вулкана на острове Фера (Санторин). В 1939 году В Англии в журнале «Antiquity» об этом была опубликована его статья, но с оговоркой редактора, что «только раскопки смогут подтвердить их справедливость». Но тут началась война, всем стало не до раскопок. В Греции тоже шла война, а затем её сменила война гражданская. И только весной 1967 года, когда в Греции была установлена военная диктатура «черных полковников», Спиридона Маринатоса, ставшего уже академиком, назначили генеральным инспектором древностей.
Сам город сегодня раскопан, хоть и не весь, и накрыт огромной крышей! Макет раскопок в музее Феры на острове Санторин
Была принята государственная инвестиционная программа, позволившая начать музеефикацию памятников под открытым небом, новые раскопки и проведение выставок. Посещая Санторин, Мартинатос тем временем опрашивал местных фермеров, и они ему рассказали, где после сильных дождей и паводков из земли появляются «антики».
Теперь он мог не только управлять раскопками Археологической службы Греции, но и получить на них финансирование. У «полковников» была очевидная потребность в том, чтобы продемонстрировать всему миру свою «добродетель» — и вот под это дело Мартинатос сумел получить невиданные ранее средства.
А вот так там выглядит один из раскопанных домов
Было выбрано место на южном берегу острова у деревни Акротири, как раз напротив острова Крит, который часто даже из нее виден, особенно в хорошую солнечную погоду. А ведь в прошлом мореплаватели как раз так и плавали – от острова к острову в пределах прямой видимости. Причем здесь уже копали в 1967 году, французы и немцы кое-что даже нашли. Но таких масштабных раскопок они не вели. А вот Мартинатос их начал и сразу же обнаружил огромное поселение их многоэтажных домов (разрушенных, понятно), скрытых под слоем окаменевшего вулканического пепла. И тут только он понял, как неслыханно ему повезло!
Дома были построены с применением дерева и глины. Если бы они не были скрыты пеплом, а так и оставались бы на поверхности, от них бы давно уже ничего не осталось! И тут ему в голову пришла замечательная, хотя и очень дорогостоящая мысль: прикрыть всю территорию раскопок крышей, и под ее защитой, уже не опасаясь воздействия стихии, копать и копать. Как было задумало, так и было сделано! В диктатурах иногда бывает и польза!
Раскопки в Акролити: «Археологическая зона 4»
Первые раскопки были проведены в 1967 году, и он копал и копал, пока в октябре 1974 года… его не стало. Но к этому времени он уже успел накрыть крышей участок площадью более гектара и обнаружить десятки (!) зданий, из которых сумел тщательным образом раскопать четыре.
С тех пор раскопки в Акротири идут непрерывно! Непрерывно! Хотя интенсивность их после того, как «полковников» прогнали, несколько снизилась. Причем дело даже не в выделяемых деньгах, поскольку поток туристов туда не иссякает. Проблема в том, как сохранить все уже раскопанное, описать, изучить и реставрировать.
Вот эти огромные сосуды оставлены там, где их нашли
Современная наука и новые технологии обеспечивают сегодня по-настоящему фундаментальный подход к вопросам реставрации артефактов. Теперь она не сводится лишь к описанию, зарисовке и фотографированию находок, как это было во времена Агаты Кристи, которая занималась всем этим вместе с супругом, а и к восстановлению находок по найденным фрагментам. Теперь проводится изучение древних техник, технологий и материалов с целью как можно больше узнать и о самой вещи, и о ее эпохе. Было решено, что реставрацию следует начинать уже на стадии раскопок, пока все фрагменты вещи находятся прямо перед глазами, а не переданы в музей, где его сотрудники могут заняться этим многие годы спустя!
Изображение осьминога – характерный мотив для посуды минойской эпохи. Встречались такие сосуды и на Крите, и в Акротире, и на Кипре. Фото из Музея моря в Айя-Напе, Кипр
Выяснилось, что здесь в Акротири под толстым слоем вулканической пемзы и пуццоланы (смесь пепла с пемзой) находятся самые настоящие «Помпеи», только куда более древние, где все сохранилось в нетронутом виде в течении многих тысячелетий!
А еще тогда делали сосуды огромных размеров! Вот, например, сосуд для зерна с острова Кипр. Археологический музей Ларнаки
В результате Акротири оказалось просто находкой для ученых самых разных специальностей. Сюда приехали не только археологи, но и палеозоологи (те, кто изучают древних животных, кости которые здесь найдены), палеомалакологи (те, кто изучают древних моллюсков – их раковины тоже были найдены), палеоихтиологи, палеоэнтомологи и палеоботаники – ведь под пеплом сохранилось буквально все! Появилась уникальная возможность узнать, что ели и пили древние минойцы, какие растения разводили и даже чем они болели…
Полихромный сосуд с изображением птиц. Акротири, XVI в. до н.э. Национальный археологический музей Афин
Причем район-то ведь сейсмоопасный! Были здесь землетрясения в 1999 и в 2007 гг., и нужно было кровлю укреплять, а потом и заменять, так как использованные ранее асбоцементные плиты оказались опасными для здоровья.
Но опять же, как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. Чтобы поставить столбы под новую крышу, потребовалось вырыть 150 (!) шахт-шурфов глубиной 20 м, пронизывающих насквозь весь раскоп. И эти шурфы дали возможность получить полную стратиграфию поселения, то есть увидеть все грунтовые слои и, соответственно, все фазы существования этого поселения. Судя по ним, история Акротири насчитывает не менее трех с половиной тысяч лет!
Но все-таки главное, что заставляет восхищаться этим местом, все же не посуда, а настенные фрески.
Скажем, вот эта. «Процессия кораблей»
Выяснилось, что заселено это место было уже в эпоху неолита (середина V тыс. до н. э.) и далее в эпоху энеолита и эпоху бронзы здесь жили люди вплоть до рокового извержения вулкана. Многие находки в Акротири просто впечатляют. Например, здесь нашли каменный пифос – сосуд для зерна высотой 1,3 м, сделанный из андезита, крепчайшей горной породы. И весит он столько, что явно был сделан на месте, потому что такой откуда-то везти – себя не любить. Понятно, конечно, что он был вырезан лазером представителями древнейшей цивилизации допотопного исторического периода, но вот в мастерской, где такие сосуды изготавливали, никакой проводки, увы, так и не обнаружили! (Внимание, это шутка автора!)
И множество обычных керамических сосудов нашли, как здесь, так и на соседних Крите и Кипре, то есть то, что здесь существовала одна цивилизация, несомненно. Нашли сосуд, служивший ульем, с остатками сот, а внутри многих сосудов обнаружили рыбьи кости. Значит, в них рыбу солили или мариновали.
Или вот эта! Национальный археологический музей Афин
Выяснилось, что площадь поселения Акротири, занимавшего 20 гектаров, было городским центром. Однако агоры (главной площади) так и не нашли. Но, тем не менее, это настоящий город с очень высоким уровнем благоустройства. Улицы имеют мостовые, покрытые камнем или булыжником, вдоль них проложены перекрытые плитами стоковые каналы канализации, в домах имеются санитарные комнаты, связанные с уличной системой. То есть построено все это было не на глазок, а по единому плану и при наличии четкой координации. А есть координация, значит, есть и люди, которые ее осуществляют, значит, есть и власть. В городе нашли много жилищ ремесленников. Это строители, каменщики, кузнецы, судостроители, художники, моряки, гончары, то есть люди, не связанные с сельским хозяйством. Значит, кто-то их кормил. То есть был рынок, где эти люди за свои услуги покупали продукты жизнеобеспечения, а кто-то где-то эти продукты сюда привозил и на эти услуги обменивал. А раз так, то это поселение явно не сельская община, а город.
А теперь посмотрим на нее поближе. «Боксирующие мальчики» — такое название дали ей археологи. Нашли ее в «Комнате B1» «дома B» в Акролити (XVI в. до н.э.). Национальный археологический музей Афин
Но вот политическое устройство этого города пока неясно. Нет здесь «дворцов», характерных для острова Крит, или их пока еще не нашли. Нет ни одного здания, которое можно назвать домом правителя, и лишь одно здание претендует (и не более того) на культовый характер. Все дома демонстрируют примерно одинаковый уровень культуры и, что самое главное, доходов их обитателей.
Просто изумительная фреска с изображением женщин: «Женщины, собирающие крокусы (шафран)» Роспись потенциально ритуального здания №3. Национальный археологический музей Афин
Головка одной из женщин с этой фрески
Мода на женскую одежду в Акролити была аналогична моде соседнего Крита!
Еще один интересный факт. Палеоботаники по углям определили, какую древесину использовали жители города и какие древесные культуры здесь росли. А росли здесь фисташковое дерево, пальма, тамариск, олеандр, сосна. Длинных бревен из них не напилишь. Значит, для кораблей и домов бревна нужно было покупать на Крите, в континентальной Греции или в Ливане. И ввозить. То есть торговля с разными районами Средиземноморья была очень развита. Пропитания ради выращивались инжир, кунжут, миндаль, олива, инжир, виноград, ячмень, чечевица – всего более 50 видов культурных растений.
Фреска «Синие обезьяны». И вот вопрос: почему они синие? И кто их так точно нарисовал, если учесть, что обезьяны здесь никогда не водились? Национальный археологический музей Афин
А это фреска с обезьянами в музее Феры
Археологи не нашли остатков тканей, но из чего-то жители Акротири шили же паруса для своих кораблей и во что-то же они одевались? Точно известно, что одежды окрашивались в желтый цвет (шафран) и пурпурный (находки раковин пурпурниц). Грузики от ткацких станков, кстати, тоже нашли…
Верхний этаж «Западного дома», «Комната №5». Фреска «Ловец рыбы»
Но самое главное в Акротири — все-таки не находки, а росписи стен. Дело в том, что дома в городе были, как правило, двухэтажными, так вот, не было найдено ни одного дома, где хотя бы в одной комнате не было бы росписей! Словно жители его только тем и занимались, что расписывали свои дома изнутри и этими «картинками» хвастались друг перед другом, хотя, может быть, именно так оно и было, и люди выделялись тем, что приглашали более известного и талантливого художника или заказывали совершенно оригинальную роспись — не как у всех! Интересно, что подобного рода «соперничество» более в Эгейском мире нигде и никогда не встречалось. Только здесь, только в это время! В одном из самых больших раскопанных домов, которому С. Маринатос условно дал название «дом Адмирала», нашли, например, изображения рыбаков с уловом, юной жрицы, а ещё потрясающую по реализму фреску с кораблями и сражением. Ну а фрески с обезьянами и дикими кошками прямо говорят о торговле с Египтом и Сирией. Ближе они тогда не водились!
Сцена войны! Фрагмент фрески на северной стене «Западного дома», «Комната №5». Национальный археологический музей Афин
Шлем из клыков кабана, описанный в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, изображенный на фреске из «Западного дома» и найденный во время раскопок на материковой Греции. Национальный археологический музей Афин
Город жил и развивался до 1500 г. до н. э., когда на острове Санторин (или Фера) произошло страшное извержение вулкана. Сначала имело место землетрясение, разрушившее город. Но жители его спаслись и начали его восстанавливать, причем работали споро: археологи под обломками зданий человеческих останков не нашли. То есть их успели извлечь! Жизнь начала понемногу входить в привычное русло, но тут проснулся вулкан. Началось все с выброса газов, затем на город посыпался слой пепла (толщина достигала 2-2,5 см). Затем из вулкана полетела пемза, толщина слоя которой была уже около метра. Наконец, у самого жерла слой мелкого пепла достиг 60 метров, а возле Акротири – 6-8 м. Интересно, что этот пепел был найден даже во льдах Гренландии, вот какова была сила этого извержения! Затем гора Санторин провалилась, а на ее месте образовалась огромная кальдера, заполненная сегодня морем, а люди просто забыли о том, что здесь когда-то была цветущая цивилизация!
Санторин сегодня: самый северный городок острова Ойя
Комментарии