Европа решила выступить против США единым «газовым фронтом»

На модерации Отложенный

 

Вдобавок ко всем остальным обуревающим ее проблемам, связанным с пандемией коронавируса, беспрецедентным падением экономики и едва-едва утихшими в стране протестами, американская администрация получила еще одну. Все ведущие страны Европейского Союза взбунтовались против своих заокеанских «союзников» и «старших партнеров». Представители Старого Света выразили собственное несогласие с действиями США столь резко и дружно, как это не происходило уже достаточно давно.

Самое же неприятное для Вашингтона – то, что весь этот демарш направлен ни на что иное, как на защиту российского газопровода «Северный поток-2», достройку которого европейцы, как оказалось, считают уже и своим кровным интересом. Впрочем, не в одном этом проекте дело. А в чем еще?

Не вам решать!

Речь идет об официальной ноте протеста, переданной представителям Государственного департамента США во время видеоконференции, которая проходила между ними и делегацией Европейского Союза. Поставив под этим документом свои подписи, в поддержку требований прекратить санкционное давление, направленное на срыв возведения «Северного потока-2», в его поддержку высказались 24 государства из 27, входящих в ЕС. Называть три страны, отказавшиеся присоединиться к общему мнению, источники в европейских дипломатических кругах, от которых, собственно, и исходит информация о состоявшемся демарше, категорически не желают. Но что-то подсказывает, что, скорее всего, это Польша и парочка стран Прибалтики. Более верных сателлитов в Старом Свете у Вашингтона на сегодняшний день не имеется, да и русофобская позиция их прекрасно известна всем. Из тамошних столиц, где к сугубо экономическим вопросам пытаются приплести надуманные политические составляющие, нападки на «Северный поток-2» звучат регулярно, так что ничего удивительного. Остальным же европейским государствам бесцеремонный и предельно агрессивный диктат Вашингтона стоит уже, что называется, поперек горла.

Нынешняя нота, это, по сути, чуть ли не дословное повторение претензий, высказанных американской стороне не далее как месяц назад верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозепом Боррелем. Тогда он заявил, что бесконечные ультиматумы и угрозы, звучащие из Соединенных Штатов в адрес компаний, занимающихся прокладкой трубопровода, являются грубейшим нарушением всех мыслимых и немыслимых норм международного права. «Европейские вопросы должны решаться в Европе, а никак не в третьих странах!» – запальчиво провозгласил тогда мсье Боррель.

Надо сказать, что возмущение, охватившее Брюссель и добрых две дюжины прочих столиц Старого Света, имеет под собой вполне конкретные причины. Всегда отличавшиеся во внешнеполитических вопросах изрядной беспардонностью, янки во всем, что касается «Северного потока-2», утратили уже даже малейшее чувство меры и принялись распоряжаться в отделенных от них океаном государствах, как на собственных ранчо. Чего стоит одно только письмо, направленное руководству паромного порта Мукран в немецком городе Засниц американскими сенаторами Тедом Крузом, Томом Коттоном и Роном Джонсоном, которых можно причислить к далеко не славной когорте наиболее непримиримых борцов с «Северным потоком-2». Это даже не ультиматум – это набор совершенно неприкрытых угроз, уместных разве что в сочетании с приставленным ко лбу того, к кому обращаются, кольтом. «Небожители» с Капитолийского холма прямо заявляют портовикам из Мукрана: «Если вы продолжите предоставлять товары, услуги и поддержку для русского газопровода», то ваше «будущее финансовое уничтожение» гарантировано. Не выживет никто!»

Это как-то слишком уже даже для американцев, совершенно позабывших, что Германия не является оккупированной ими территорией вот уже многие десятилетия. Ничего удивительного, что антиамериканскую «газовую фронду» возглавляет как раз Берлин, которому выбрыки разнообразных умников из Вашингтона осточертели уже хуже горькой редьки. США мечтали о том, чтобы, остановив строительство «Северного потока-2», заделаться в Старом Свете газовым монополистом и залить его собственным СПГ, начав при этом как раз с Германии? Можно их поздравить – своим невыносимо навязчивым «ухаживанием» эффекта они достигли прямо противоположного.

Отстаньте с вашим СПГ!

Дошло до того, что там, наконец, открытым текстом стали говорить о совершенно очевидных вещах, таких, к примеру, как абсолютная экономическая нецелесообразность отказа от поставок российских энергоносителей в пользу заокеанского СПГ. К примеру, министр энергетики, инфраструктуры и цифровых технологий немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания Кристиан Пегель совершенно четко обосновал нежелание соотечественников связываться с американскими поставками. По его словам, накладывающиеся на действительно невысокую себестоимость добычи затраты на сжижение «голубого топлива», его транспортировку через полмира и дальнейшую логистику уже в Старом Свете делают газ из Соединенных Штатов на европейских рынках совершенно неконкурентоспособным. «Вопрос о том, покупать ли нам американский СПГ, вообще не стоит!» – отрезал герр Пегель. А как же строящиеся и уже введенные в эксплуатацию СПГ-терминалы?

Они, по словам министра, нужны исключительно в качестве «запасного варианта для альтернативных поставок» и теоретического «обеспечения возможностей для конкуренции». На всякий случай, одним словом.

С истинно немецкой жесткой прямотой Пегель выразил уверенность в том, что Вашингтон оказывает давление на «Северный поток-2» исключительно в силу того, что прекрасно понимает: методами хотя бы относительно честной конкуренции РАО «Газпром» ему на рынках Евросоюза не потеснить ни за что. При этом чиновник считает «возмутительным» попытки «вмешательства в вопросы суверенитета поставок энергоносителей» не только со стороны США, но и вообще «любого государства из-за пределов Балтийского региона». Что же до вероятности и целесообразности завершения строительства, то герр Пегель смотрит на этот вопрос, опять-таки, как истинный немец – то есть предельно прагматично. По его оценкам, «на дне Балтики сегодня лежат не меньше 10 миллиардов евро», что дает всем участникам проекта «более чем веские основания к тому, чтобы довести его до конца» вопреки любому противодействию извне.

И, кстати, что касается «водородной энергетики», пользуясь жупелом которой кое-кто уже спешит напророчить «скорый конец российской газовой экспансии в Европу». Тут тоже все далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. К примеру, тот же Вальдемар Гердт, являющийся членом комитета Бундестага по международным делам, не так давно, рассуждая о перспективах поставок в Германию американского СПГ, подчеркнул, что это топливо помимо своей «чрезмерной дороговизны» еще и «ужасно» с точки зрения экологии, поскольку при использовании дает на 30% больше выбросов СО2, чем гораздо более дешевый газ из России. Да, процесс «озеленения» Европы идет – пусть не так быстро, как планировалось, но, похоже, неуклонно.

Недавно одиннадцать тамошних газовых компаний из девяти стран – Enagás (Испания), Energinet (Дания), Fluxys (Бельгия), Gasunie (Нидерланды), GRTgaz и Teréga (Франция), NET4GAS (Чехия), OGE и ONTRAS (Германия), Snam (Италия), Swedegas (Швеция), обнародовали план создания специальной инфраструктуры по транспортировке водорода European Hydrogen. По заявлению их представителей, сеть водородных трубопроводов, соединяющих центры производства и потребления «экологически чистого газа», к 2030 году может достичь протяженности в 6,8 тысячи километров. А до 2040 года вырасти и до 23 тысяч километров. Планы захватывающие – однако создание подобной «водородной паутины» (и то лишь при условии того, что состоять она на 75% будет из переоборудованных нынешних трубопроводов) обойдется примерно в 65 миллиардов евро. И это, повторюсь – цена только инфраструктуры для транспортировки «зеленого водорода». Во что встанет максимально полный перевод на его использование промышленности, энергетики, транспортной сферы, сегодня вряд ли кто-то возьмется подсчитывать даже примерно.

Именно в силу этих и некоторых прочих резонов, проводившие не так давно независимо друг от друга специальные исследования на тему перехода Германии на «водородную экономику», ученые Института по изучению экономики энергетики при Кельнском университете (EWI) и эксперты берлинского Фонда науки и политики (SWP) пришли к аналогичным выводам. Осуществить собственными силами подобный грандиозный проект от начала и до конца Берлин попросту не в состоянии. На первых этапах его реализации, которые, скорее всего, будут достаточно длительными, по мнению аналитиков EWI и SWP, Германии волей-неволей импортировать что-то – либо электроэнергию в громадных объемах, необходимую для производства «чистого» водорода путем электролиза, либо сам этот водород, полученный где-то. Есть и третий вариант – закупки не «зеленого» водорода, а так называемых «голубого» или «бирюзового» его видов. Обе эти разновидности Н2 получаются из все того же природного газа (метана), первый – методом паровой конверсии, а второй – пиролиза.

 

Впрочем, это уже технические тонкости. Суть заключается в том, что даже стремящаяся к «декарбонизации» и «углеродной нейтральности» Европа еще очень долго вынуждена будет либо закупать у нас «голубое топливо» для собственной переработки его в «зеленое», либо получать из той же России уже готовую продукцию переработки природного газа. Будь по-другому, прижимистые немцы ни в коем случае не «бросали на дно Балтики» десятки миллиардов евро. И уж тем более не шли бы на открытую конфронтацию с Вашингтоном. Да и убедить абсолютное большинство собственных соседей по Евросоюзу в необходимости дать отпор американским проискам относительно «Северного потока-2» у них без крайне весомых аргументов на руках тоже вряд ли бы получилось.

Выступив единым «газовым фронтом», европейцы закрепили за собой право самим решать, как, у кого и по каким ценам приобретать энергоносители. Конечно, этот шаг ни в коем случае не стоит рассматривать, как поддержку России или «отстаивание ее интересов». Европейцы, как всегда, озабочены исключительно собственными удобством и выгодой. Так уж сложилось, что в данном вопросе их позиция совпадает с нашей. Ну и что же? Надо пользоваться!