Николай Кружков. "Я назвал бы Россию Голгофой..." (Молитвенное Слово иеромонаха Романа)
На модерации
Отложенный
Николай КРУЖКОВ
Я назвал бы Россию Голгофой, но Голгофа одна на земле…
(Молитвенное Слово иеромонаха Романа)
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
М. Ю. Лермонтов
Нет ничего прекрасней смерти,
Когда она ведет к Христу!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Есть ценности вечные – духовные. Ими живет русский человек. Почему в наше столь многострадальное для России время растет интерес к поэзии иеромонаха Романа ( в миру Александра Ивановича Матюшина )? Видимо, потому, что духовное возрождение России немыслимо без великих подвижников, к коим и принадлежит выдающийся русский православный поэт, живущий ныне в скиту Ветрово, неподалеку от Пскова. Вот что пишет о нем в предисловии к поэтическому сборнику «Внимая Божьему веленью» (2005г., Минск) Валентин Распутин: «…песни его, прозвучавшие в скорбную пору нашей Голгофы так неожиданно и так необходимо…есть ответ на духовные отеческие потребности… Сказать, что это молитвенный и аскетический голос – значит указать только на одну и, пожалуй, не главную окраску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы ее обретения». Поэты в России всегда были пророками. Сам иеромонах Роман в предисловии к своему последнему сборнику «Пред всеми душа виновата»(2006 г.) пишет: «Один Бог – Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь – Святая Цель всего творения. И любые виды искусства – прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворенным. Посему – да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!»
Что отличает стихи иеромонаха Романа? Предельная искренность и исповедальность… Некрасовская и есенинская грусть… О самом поэте мы знаем немного: родился в 1954 году, в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова. Мог ли стать о. Роман настоятелем храма и священнослужителем? Конечно, мог бы… Но надо было выбирать одно из двух: служение Церкви или Поэзии. Александр Матюшин выбрал последнее. И тем самым избрал своей миссией служение Христу. Духовные песнопения востребованы нашим обществом: теперь все – от Жанны Бичевской до Олега Погудина и Сергея Безрукова обратились к песням известного русского инока. Когда в обществе возникает духовный вакуум, его надо чем-то заполнять. Порнографией, уголовщиной, попсой и рекламой. Жаждой обогащения любой ценой. Но ведь есть еще «мир лучший, мир духовный» (Ф.И.Тютчев). Поэтому поэзия отца Романа оказалась столь необходимой в наше смутное и тревожное время. В стихотворении «Земля от света повернет во тьму», написанном в 1987 году по мотивам Екклесиаста, русский православный поэт признавался:
Людская память – вешняя вода,
Она умрет, как город осажденный.
Блажен, кто никого не осуждал,
Но преблажен за Правду осужденный.
Как не вспомнить в связи с этим Нагорную проповедь Иисуса Христа: « Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф,V, 10)! Сам поэт был «осужден» за Правду не единожды. Когда написал стихи, посвященные генералу Макашову, когда поддержал сербов в их справедливой борьбе за независимость своей родины («О Сербия – ведомая к пропятью!..»). Когда гневно бросил в лицо своим оппонентам:
Ты говоришь, скривив лицо в страданьи,
Что мир погиб в неправде и во зле.
Но если уж Христа, Христа продали,
То что не продается на земле?
Не правда ли, очень созвучно нашему времени, когда все продается и покупается – благородство, совесть и честь? Пусть упрекнут меня в невежестве, но для меня иеромонах Роман – поющий поэт. Такой же, как Булат Шалвович Окуджава, с которым я имел великую радость духовно общаться… Правда, темы у них разные. Но Поэт в известном русском иноке доминирует над монахом. И это – главное. Вспомним стихи Булата Окуджавы:
История, перечь ей – не перечь,
сама себе хозяйка и опора.
Да здравствует, кто сможет уберечь
ее труды от суетного вздора!
Да, не на всех нисходит благодать,
не всем благоприятствует теченье.
Да здравствует, кто сможет разгадать
Не жизни цель, а свет предназначенья!
Свет своего предназначенья на земле разгадал и посвятил ему свое служение и жизнь Александр Матюшин (иеромонах Роман), написавший пронзающие человеческие сердца болью и искренностью строки:
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Мы забываем, что предназначение Человека на земле – оставить след в душах потомков. Мы погрязли в суете. И об этом пишет поэт:
Земное застит кругозор.
Когда кругом постройки –
Закроются вершины гор,
Откроются помойки.
Избрали бы другой закон,
И жизнь была бы краше,
Познали бы, как велико
Предназначенье наше!
Что говорить, напрасный труд,
Коль жизнь заради брашен…
………………………………..
Но лебеди не поплывут
Среди помоек ваших…
Лирическая исповедь иеромонаха Романа – это боль любящего сердца, которое страдает и сострадает, мучается и молится, верит и надеется…Исповедь души, жаждущей покаяния и просветления: « О душа, что тебе не хватает? Чистоты, чистоты, чистоты». Впервые с творчеством русского инока я познакомился несколько лет назад, когда в исполнении Жанны Бичевской услышал песню «Если тебя неудача постигла…» («Родник»), которая сейчас стала всенародно известной:
За родником – белый храм,
Кладбище старое,
Этот забытый край
Русь нам оставила…
С тех пор духовные песнопения о.Романа я слышал много раз в исполнении Максима Трошина - трагически ушедшего из жизни в 17 лет и подающего такие надежды православного русского певца и композитора! Звучали песнопения поэта в исполнении архидиакона Романа(Тамберга), тоже трагически погибшего 4 мая 1998 года в 37 лет! Поют их «петербургская княжна» Ирина Скорик, Жанна Бичевская, детский хор «НИКА», вышел диск Олега Погудина, где замечательный русский певец исполняет песни на стихи иеромонаха Романа. Сподобился обратиться к его творчеству и известный киноактер Сергей Безруков. И все-таки сам поэт исполняет свои песни удивительно проникновенно и просто, чисто и мудро.
Читая его стихи, понимаешь, что сам приобщаешься к живому роднику высокой русской духовной культуры. В них часто звучит боль за Россию:
Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди – застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.
Как современно звучат эти стихи, написанные двадцать лет назад! «Избави от грядущих бед Святую Русь мою», - с мольбою к Господу обращается поэт и все-таки сквозь земные скорби и страдания видит Свет Истины, через «страдальчество и искупленье» познает радость Бытия, Красоту и Гармонию. Не потому ли самое апокалиптическое по духу стихотворение «Земля от света повернет во тьму», где есть строки, поражающие воображение своей предельной и, потому, страшной Правдой:
Нечестию живущих нет границ,
И люди жить и умирать устали.
О, семя любодеев и блудниц,
Когда б вы знали на Кого восстали!
Не возноситесь, Судия воздаст,
И это будет бедствием из бедствий.
Святы твои слова, Екклесиаст:
Все, что без Бога, - суета суетствий!
( Нет смысла скрывать, что это наш сегодняшний день), – заканчиваются на оптимистической ноте:
Но верю я, что Истина Сама
Вовек восторжествует над землею.
И будет свет, и посрамится тьма,
И сокрушится всяк, творящий злое!
Есть и другие прекрасные лирические откровения нашего замечательного современника. Стихотворение « И Млечный Путь, и кроткий полумесяц», ставшее духовной песней, - предельно искреннее и исповедальное, тоже призывает плыть одинокого странника к «живому огоньку», искать путь во тьме, не отчаиваться и не унывать, ибо уныние, как известно, – тяжкий грех:
А без надежды суетно движенье,
И прошлого никак не понести.
И наша жизнь – не только отраженье…
Греби, родимый! Есть куда грести.
Гони кручину, призывая Бога,
Остави отражение-тоску,
Под небом звездным лунною дорогой
Плыви к тому живому огоньку.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Не так давно я получил по электронной почте письмо, которое привожу в сокращении, от девушки из Эстонии. Прочитав мое стихотворение «Исписаны последние страницы», завершающее поэтический сборник « В начале было Слово», вышедший в 2003 году, где впервые широко представлена религиозная лирика, она почувствовала ту духовную Благодать, без которой не мыслит, видимо, своего существования: « Здравствуйте, уважаемый Николай Николаевич!
Благодарю Вас за письмо. Я, во-первых, грешная, а, во-вторых, мало в чем разбираюсь, потому что я мало училась и общалась.
Мне 22 года, я живу в Эстонии, в городе Тарту, учусь на эстонской филологии. Я тоже пишу стихи, но мало. Хочу быть писателем, если это в наше время нужно и воспринимается молодежью. Мой жених живет в Москве, он тоже пишет - стихи и прозу.
Мне бы у Вас спрашивать мнения, а не Вам у меня! Спаси Господи за Ваше стихотворение. Оно - святое. Смысл этого стихотворения для меня: Человек начинает писать, Бог заканчивает.
Человек вошел в жизнь, в ликование Церкви. Человека стало больше ("Христос, апостолы, евангелисты" - все как будто часть Вас).
С Богом - прозрение, прощение и облегчение.
Также ассоциация с тем, что последние страницы - последние дни жизни. Блажен, кто в последние дни приходит в церковь, кто может в последние часы жизни надеяться на Бога, кто может последние дни провести с Богом.
* * *
Храни Вас Бог сейчас и каждый час,
И в каждом деле не остави Вас!
Пусть Бог даст причаститься в этот раз,
Чтоб Вы смогли быть в Нем, а он бы в Вас!
Анна
Вспоминаю строки стихотворения, о котором пишет Анна:
Исписаны последние страницы.
Жизнь коротка, зато душа щедра.
И вот уже к заутрене пора –
Пришла пора и Богу помолиться…
Как светел храм! От тысячи свечей
Исходит свет, молитвою струится,
И музыка божественных речей
Ложится на последние страницы…
Я был счастлив, получив письмо из Тарту от Анны Везбер, которая в наше столь многострадальное время причастилась к высокому и самому, пожалуй, исповедальному искусству – поэзии. Что же касается поэзии о.Романа, следует отметить, что особое место в творчестве русского инока занимает тема покаяния, причем «безжалостного к себе покаяния», о чем и писал Валентин Распутин: «Когда пойду на суд душой», «Исчезну я с лица земли», «В минуту скорбную сию» - лирические исповеди поэта, призывающие нас к совести – к «глубине личности, где человек соприкасается с Богом»(Николай Бердяев):
Я все обеты преступил,
Неправде послужив,
Одну лишь истину открыл,
Что даром жизнь прожил.
И даже истины одной
И той не понести –
Прости меня, Создатель мой,
За все меня прости…
( «Покаяние»)
Мы счастливы в этом мире духовным и душевным общением. Поэтому и призывает иеромонах Роман в одном из своих стихотворений всех нас обратиться в детей, чтобы услышать голос нашего Небесного Отца:
Нас куда-то несет в непроглядную темь,
И погибельным вехам не видно конца.
Ложь и Смута окрест. Обратитесь в детей!
Обратитесь в детей, и услышите голос Отца.
В предисловии к своему последнему сборнику « Пред всеми душа виновата», о котором я упоминал выше, изданному в прошлом году в Минске, поэт признается: «Не миру судить, не миру и угождаю». И, обращаясь ко всем талантливым людям Русской Земли, призывает: « Имущие дарования! Вас одарили не для стяжания праха и восхваления тлена. Не мыльным забавам – дыхание человека, не суете – озарение. Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному. Доколе богатиться нищетою? Употребите полученное на врачевание пораженного. Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возвращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и мое достоинство». В наше тревожное время всеобщего хаоса, утраты духовных ориентиров и нравственных ценностей, стихи и духовные песнопения отца Романа напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный им образ Божий.
Комментарии
(Одна из любимых тем советских "интеллигентиков" в кухонно -"задушевных" беседах за бутылкой водки)
Это становится понятно и очевидно на уровне систем: учение Иисуса Христа в евангельском ( а не церковном) изложении системно - http://ideo.ru/axio.html В символическом смысле, на современном языке "Христос" - это и есть Система (функциональная система - это невидимая сущность, проявляющая свойства живого существа). А Россия изначально - рабско-милитаристская империя, в системном смысле такое же паразитическое образование, как раковая опухоль, т. е. антисистема. В отличие от системы, вместо функциональной пользы антисистема ориентируется на халяву - http://ideo.ru/cancerocracy.html И создавалась Россия ради извлечения халявы, как бабло-империя (так и называлась - Алтын-Орда), и к тому и пришла -полному и безраздельном царству халявы...
Ну так вот, антисистема на религиозном языке антихрист и есть. А церковь - агитпроп его. Православие в Византии для того и создавалось...
Я не отрицаю, что он весьма талантлив, но православие всё сотрет в пыль и бессмыслит. Православие - это рак, который пожирает смыслы: "Нет ничего прекрасней смерти, Когда она ведет к Христу!" - это уже финиш. Ценности наоборот, смерть вылезает из негативных в позитивную ценность. Сатанизм.
Я вижу, что идея Романа - это замшелый, деструктивный церковный православный эскапизм - этот мир дерьмо, виртуальный лучше; смерть ценнее жизни... - обычная имперская рабская демагогия. Империя (в России имперский агитпроп - православие) всегда стремится представить реальный мир рабам, как иллюзорный, и смерть сделать ценнее жизни (пирамиды о том свидетельствуют, например). Иначе имперскую систему не удержать - раб должен быть отчужден от очевидностей и погружен в иллюзии. Империя называет это "духовностью", но это не большая "духовность", чем галлюцинации наркомана.
Настоящая духовность - это не отрыв от очевидностей, а приближение к ним, каковым является является учение Иисуса Христа. Видение и понимание свойств и законом мира идейного (идея - это светский аналог религиозного понятия "духа") - это не потусторонний, а самый что ни на есть актуальный...
Роман глубоко, искренне и всем сердце любит Господа. И его стихи совершенно не противоречат Слову Божьему. Он христианский Поэт. Я могу только два места привести из Библии, где отображается тема смерти. 1-«Дорога в очах Господних смерть святых Его!» - Псалом 115:6 ,
2-"Ибо для меня жизнь -- Христос, и смерть -- приобретение". (Флп.1:21-23) -эти слова сказал апостол Павел, желание встречи с Господом спасённого человека, которому ОТКРЫЛАСЬ великая любовь Христа.
О духовных вещах, нужно рассуждать духовно ... а Вы пишите, лишь бы что-то написать....
А совдепский период - это реакция империи на восставшую русскую культуру, которая так напугала империю (особенно Толстой), что ей пришлось пойти на все тяжкие, на такие радикальные смены вывесок. как коммунистические. А суть рабская осталась той же и еще жестче...
Плейбеское своё высокомерие (талантливые менеджеры, забузившая интеллигенция, повернувшийся мозгами Толстой) советую попридержать, ибо ударит по Вам. Не важно, понимаете Вы это или нет...
в возрождении Христа,
христианский Крест покажет
нам рождение Христа.
Ну, а год нам тоже скажет,
в тот год воскреснет наш Иисус,
и новый путь нам всем укажет
своим знамением: Я тут.
Законы новые нам даст Иисус,
Законы Духа и Судьбы,
и в СССР вернёт нас снова,
Святыми Знаменьями Любви.
И поклонятся все народы,
Земли Великой - наша Мать,
и славить будут все Иисуса,
Любви и Счастия на веки вечные желать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
«И пускай лизоблюды безродные Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее, Потому как мы — не лукавили!
Бог лукавых не терпит — слышали? Кто продался — уже не выстоял.
Ну, а мы неслучайно выжили,Веру в Высшую Правду выстрадав!».
Однако к чести предков, они никогда рьяно не критиковали власть и Церковь, а делали все, что в их силах было. Возможно поэтому я быстро устаю от бардовских песен иер.Романа, Ж.Бичевской, М.Трошина, надо ведь в нужное русло обращать это, на изменение себя, излечение своей души, совести. К сожалению не все это понимают, находят выход во внешнем, что является отходом от христианства. Вот отсюда и ограничения с продажей дисков. Но запрета нет, и стихи, и песни через монастыри продаются.