БИТВА ЗА СИНГАПУР
На модерации
Отложенный
<dl id="post-amonov-247003" class="entry hentry">
Падение Сингапура - величайшее поражение британской армии, большего позора Британская империя не знала со времен разгрома колонны Челмсфорда зулусами.
Служба в колониальных войсках, расквартированных в Сингапуре была, не обременительна. Где в Европе шла война, а здесь был почти курорт, хорошее жалование и все удовольствия Сингапура в полном объёме. В городе было полно казино, баров, борделей. Офицеры занимались изучением различных сочетаний джина и тоника, солдаты предпочитали развлечения попроще. Врачи делали состояние на лечение венерических заболеваний.
Усиленно работала только британская разведка. Постоянно засылались агенты за Бамбуковый занавес, так британцы называли территории оккупированные японцами. Агенты приносили хорошие новости: японские войска плохо подготовлены, флот и авиация слабы, и вряд ли Япония сможет начать боевые действия в ближайшее время.
Эти сведения ложились на стол командующего генерала Персиваля. Он читал их, проводил брифинг с офицерами штаба и отправлялся играть в гольф.
Конечно, британские военные не были идиотами, и даже был разработан план «Матадор», были проведены штабные игры на случай высадки японцев на юге Таиланда и наступление оттуда в Малайю. Но британские военные явно недооценивали своего противника. Например, британские офицеры свято верили, что японцы неумеют воевать в джунглях. Японцы к тому времени не один год воевали в Китае, и были прекрасно подготовлены к любым видам боя.
В ночь с 7 на 8 декабря спокойная жизнь британцев закончилась, японские войска начали высадку под Кота-Бару. Это вызвало удивление у британцев, но они стали действовать по заранее утверждённому плану. Войска из Сингапура и Индии выдвинулись на встречу японцам с целью сбросить их в море. Началась Битва за Малайю.
9 декабря британское "Соедение Z", сотоявшее из линейного корабля "Принц Уэльский", линейного крейсера "Рипалз" и четырёх эсминцев, покинуло Сингапур и отправилось к месту высадки японских войск. Это флотское соединения должно было блокировать японские войска с моря, отрезав им снабжение.
Утром 10 декабря соединение было замечено японской подводной лодкой. Торпедная атака не удалась, но координаторы были переданы в японский штаб. Японцы быстро поняли, что перехватить с помощью флота британцев они не смогут. Были подняты все бомбардировщики оказавшиеся под рукой. Вскоре "Соедение Z" подверглось авиационному удару. "Принц Уэльский" получил четыре, а "Рипалз" три торпеды в борт, вскоре оба коробля затонули.
Сингапур остался без прикрытия с моря. Потеря "Соединение Z" несколько озадачило британцев, но было решено что это случайное стечение обстоятельств.
К началу января 1942 года стало ясно, что Битву за Малайю британцы с треском проиграли.
Сильно потрепанные британские войска занимали оборону на линии Джохорских гор. Но было ясно, что эту линию войска не удержат. Возникла возможность захвата Сингапура японцами. А это уже грозило потерей Индии, чего в Лондоне никак допустить не могли. Черчиль потребовал от командующего войсками в этом регионе сэра Арчибальда Уэйвелла удерживать Сингапур любой ценой.
Уэйвелл отдал приказ войскам, занимавшим оборону в Джохорских горах, отступать в Сингапур. Командовать обороной Сингапура был должен генерал Персиваль. Оступление перешло в паническое бегтво.
А в след за британцами на велосипедах катились японские войска.
К 31 января остатки британских, австралийских и индийских войск добрались до Сингапура. Город наполнился мародерами и дезертирами. Управление войсками было нарушено. Более менее сохранили дисциплину и боеспособность австралийские и индийские части. Пока военная полиция собирала и приводила в чувство остальные части, австралийцы и индусы готовились к обороне.
Австралийские саперы взорвали дамбу соединящею остров с материком.
Сингапур оказался абсолютно неготов к обороне от нападения с суши, оборона была заточена под отражение морских десантов, орудия фортов были приспособлены только к стрельбе по морским целям.
Однако время, для подготовки к обороне у англичан было, а вот желания нет. Веры в то, что Сингапур можно удержать не было, в управлении царил хаос, на территории города взрывались объекты, причем это делалось без какого-либо плана, на усмотрения офицеров среднего звена. Причем для подрывов использовались противотанковые мины, которые явно было лучше использовать для создания минных полей.
Гарнизон Сингапура на тот момент насчитывал 85 тысяч человек. Оружия и боеприпасов было в достатке, но были проблемы с водой и пищей. На море господствовал японский флот, в воздухе японская авиация. Гарнизон можно было усилить за счет создания ополчения из проживавших в Сингапуре китайцев, а это около 500 тысяч человек. Но британское командование не решилось на это.
Генерал Персиваль расположил свои войска в лучших традициях линейной тактики, так любимой британскими военными, равными частями по всей линии фронта. Это лишило оборону глубины и оперативного резерва.
Подошедшие в начале февраля к Сингапуру японские войска стали спешно готовится к наступлению. Генерал Ямасито, командовавший 25-й армией, был уверен, что противник деморализован и ему нельзя дать опомниться.
Японские войска были потрепаны не меньше британских. Но паники никакой не было, не было и потери управления. Солдаты были сильно мотивированы на победу, офицеры сохраняли спокойствие. Японские войска насчитывали около десяти тысяч человек.
Подготовка к наступлению проводилась в большой скрытности.
Все приготовления велись по ночам, местное население было выгнано за несколько километров от места подготовки.
8 февраля японская артиллерия массированный огонь по обороне британцев. Генерал Персиваль считая это подготовкой к многодневному штурму приказал беречь снаряды, отвечать только двадцать залпами. Ямасито наоборот приказал снарядов не беречь, надеясь на скорую победу.
В ночь с 8 на 9 февраля японская 18-я дивизия с 21-м дивизионом тяжёлой полевой артиллерии и 5-я дивизия с приданным 1-м танковым полком начали форсировать пролив.
Английский прожекторный полк, который должен был осветить залив в случае нападении японцев, не мог сделать это без приказа. Приказа такого не поступило. Молчала и британская артиллерия. Переправляться японцам мало что мешало. К утру японцы расширили плацдарм. Всего было переправлено десять тысяч человек и артиллерия. К вечеру Ямасито перепес штаб на территорию остра. Под контроль японцев перешли склады, аэродром, нефтехранилища.
Японская гвардейская дивизия с приданным 14-м танковым полком с целью сковать силы противника восточнее дамбы высадила до рассвета 8 февраля. Развертывание войск так же не встретило серьезного сопротивления. 9 февраля дивизия успешно форсировала пролив.
Весь день 9 февраля генерал Персиваль пытался заткнуть дыру в обороне, перебрасывая войска с разных участков фронта. Введённый в заблуждение японскими демонстрациями Персиваль решил, что следующие десанты будут дальше к востоку, и не стал перебрасывать оттуда войска на помощь двум сражающимся австралийским бригадам. Японцы же продолжали высаживаться всё дальше к западу, в результате чего австралийские и индийские части постепенно оттеснялись на восток. В итоге союзные войска потеряли контроль над пляжами к западу от дамбы.
10 февраля в Сингапур прилетел генерал Уэйвелл. Он отдал приказ о контрнаступлении и одновременно распорядился убрать с острова всю авиацию, авиационное оборудование уничтожить. Вечером он улетел.
Вечером того же дня 22-я австралийская и 44-я индийская бригады получили приказ об отходе на линию Кранджи-Джуронг. В это время японцы ативно наседали на 27-у австралийскую бригаду, недавая ей отойти на линию Кранджи-Джуронг.
Пока 27-я бригада сдерживала яросные атаки японцев, две другие бригады заблудились и ушли дальше чем нужно. Когда они вышли в нужную точку, то там уже были японские войска.
К вечеру 10 февраля японская 18-я дивизия уже подошли к деревне Букит-Тима, и в течение ночи при поддержке танков продвинулась ещё дальше.
Дамба, соединявшая остров Сингапур с Малаккским полуостровом, была взорвана английскими сапёрами со стороны материка. В результате, как только десант очистил от противника прилегающие к дамбе пляжи, японцы быстро восстановили разрушенный участок, и смогли перебрасывать подкрепления на плацдарм по дороге.
11 февраля прикрывавшая дамбу 27-я австралийская бригада, долго сражавшаяся с японцами в одиночестве, была фактически уничтожена. Японцы провинулись до деревни Ни Сун.
Японские войска прошли линию Джуронг-Кранджи и завязали бой за Букит-Тима. Персиваль перенёс свою штаб-квартиру в подземный бункер в Форт-Каннинге.
12 февраля японская гвардейская дивизия захватила Ни Сун и находящийся там резервуар, являвшийся основным источником воды для города Сингапур. Индийские и малайские войска к тому времени уже были сильно деморализованы, и массово дезертировали. Ночью британские части оставили свои позиции в восточной части острова и начали отход к городу.
13 февраля японские 5-я и 18-я дивизия продвинулись ещё дальше, а Ямасита перенёс свою штаб-квартиру в свеже захваченную деревню Букит-Тима. 18-я дивизия, атаковав вдоль юго-западного побережья, сбила с позиций малайскую бригаду и вынудила индийские и малайские части отойти на последнюю линию обороны.
14 февраля японская артиллерия заняла огневые позиции в районе Букит-Тима и начала обстрел Сингапура. 5-й дивизии была придана 3-я танковая группа; было захвачено кладбище, являвшееся ключевой позицией в английской обороне.
На рассвете 15 февраля началось последнее японское наступление на сузившийся периметр английской обороны, проходивший уже по окраинам Сингапура. 5-я дивизия развернула наступление в южном направлении. Гвардейская дивизия вечером 15 февраля вышла к восточной окраине Сингапура, северо-восточнее аэродрома Каланг.
Утром того же дня генерал Персиваль провёл совещание с командирами секторов обороны. Он предложил два варианта развития событий. Сдаться или провести контратаку и отбить у противника резервуары с пресной водой и склады с боеприпасами. Рыцари империи выбрали первое.
А у японцев тоже царило беспокойство. Войска понесли большие потери. Боеприпасы кончались и Ямасито боялся контратаки англичан. Новость о том что англичане готовы обсуждать условия сдачи его обрадовала.
В 17 00 генерал Персиваль с белым флагом лично отправился к японским позициям.
Продержав англичан под палящим солнцем, Ямасита пригласил их в тесное помещение, где столпилось более 40 человек и было нечем дышать. Ямасита резко произнёс: «Мы требуем немедленной безоговорочной капитуляции».
Персиваль согласился. Это стало крупнейшей капитуляцией британских войск за всю историю. Часто британские историки утверждают, что это спасло много жизней и стало актом гуманизма. Но в японских лагерях от жестокого обращения умер каждый третьй защитник Сингапура.
Генерал Персиваль просидел в японском лагере всю войну и был освобождён Красной Армией.
Падение Сингапура оказалось событием стратегического значения. После этого японское наступление пошло по расходящимся направлениям, и японцы быстро захватили Бирму и Голландскую Ост-Индию, приблизившись к Индии и Австралии.
</dl>
Комментарии
Японцев было значительно меньше, чем обороняющихся войск Британии и Содружества. Кого интересуют цифры, найдёте их в интернете.
Насчёт австралийцев - правильно, они воевали честно и мужественно, предаваемые индусами и покидаемые бегущими британскими частями.
Индусы - они вошли в сговор с японцами ещё в Малайзии. Японцы пообещали им независимость Индии от Британии. Формально они выполняли приказы британского командования. Им дают приказ палить из пушек - они честно палят до израсходования всех снарядов, но не туда, где японцы, а в болото, где япов нет. Им говорят стрелять - стреляют, но поверх голов. Они постоянно были с япами на связи и докладывали им оперативную обстановку и настроения в британском штабе. Им даётся приказ - они его выполняют, но вот незадача: чуть припоздают или чуть заблудятся. И их командиры-индусы нагнетали в британском штабе панические настроения. Такие вот "союзнички".