Жаждущие переворота в Белоруссии хотят продолжить контрреволюцию 1991-го года

На модерации Отложенный
Жаждущие переворота в Белоруссии хотят продолжить контрреволюцию 1991-го года

Смотрел телеканалы «Дождь» и «Настоящее время». Рассказывали о ситуации в Белоруссии. Заинтересовало интервью с белорусским либеральным экономистом Сергеем Чалым.

Ведущий говорит: вот, дескать, многие ставят в заслугу Александру Лукашенко сохранение крупных заводов и прочих промышленных предприятий. И спрашивает эдак с подковыркой: дескать, а ну-ка, разоблачи.

А Чалый этот и отвечает: да ну, дескать, какие там заводы? Ерунда это всё, эти заводы. Кому они вообще нужны? Это, мол, разговоры одни, а на самом деле эти заводы – прошлый век и пережиток совка. И вообще они нерентабельны, их давно пора закрыть. Поэтому нечего носиться с этими заводами, как с писаной торбой.

Послушал я эти разговоры, и словно вернулся в юность. Люди моего возраста понимают, о чём речь, а молодёжи придётся объяснить. Во второй половине 1980-х, во время перестройки, в Советском Союзе появилось много шибко прогрессивных экономистов: Леонид Абалкин, Абел Аганбегян, Татьяна Заславская, Григорий Явлинский и прочие. Прогрессивные экономисты объясняли, что в советской экономике масса недостатков, она нуждается в коренном реформировании.

И одним из главных недостатков эти умные люди называли нерентабельность и неконкурентоспособность советских промышленных предприятий. Вы посмотрите на наши заводы, говорили прогрессивные экономисты. Они же производят никому не нужную продукцию. Заводы работают, рабочие работают, готовая продукция сходит с конвейера, поступает на склад и лежит там, никто её не покупает.

Ни у нас в стране, ни, тем более, за границей. За границей все товары высокого качества, а у нас барахло. У них «Мерседес», у нас «Запорожец». У них штаны «Монтана», у нас фабрика «Большевик».

А раз такое дело, то и заводы-то нам никакие не нужны, объясняли прогрессивные экономисты, они же демократы. Позакрывать их к чёртовой матери, и дело с концом. Будем делать то, что у нас хорошо получается, – добывать полезные ископаемые и поставлять на Запад. Нефть и газ. А Запад нам взамен будет поставлять автомобили, магнитофоны, бытовую технику, джинсы и даже жвачку.

И в начале 90-х бывшие советские предприятия стали переходить из государственной собственности в частные руки. А что сделали новые, эффективные собственники? Стали вкладывать деньги в развитие производства? Внедрять современные технологии? Бороться за повышение производительности труда?

Нет, новые собственники стали уничтожать доставшиеся им за гроши заводы. Резать на металлолом и распродавать оборудование. Освободившиеся площади сдавать в аренду мутным конторам типа «Рога и копыта». Строить на месте заводских корпусов торговые центры. Или просто рынки под открытым небом. А рабочих – за ворота. Потому что на дворе капитализм, а при капитализме непременно есть безработица.

Так вот, люди, пытающиеся захватить власть в Белоруссии, улыбнись им фортуна, поступят аналогичным образом. Заводы приватизируют, промышленность уничтожат, рабочих уволят, социальную сферу уничтожат в рамках «оптимизации расходов».

Вот из этого и следует исходить, обсуждая происходящие в белорусских городах массовые беспорядки, а не заламывать руки, пересказывая истории о стрельбе резиновыми пулями по протестующим и разбитых автомобильных стёклах. Классовая борьба штука суровая.