ХАБИРОВ СДАЛ КУШТАУ ОБРАТНО БАШКОРТОСТАНУ И УПАЛ В ГЛАЗАХ КРЕМЛЯ

На модерации Отложенный

А «Башкирская содовая компания» назвала протестующих «мразью» и нашла пиарщика в Израиле

16 августа стало самым черным днем в губернаторской карьере Радия Хабирова. Ему больше не доверяет Москва: кремлевский назначенец не смог решить единственную поставленную ему задачу – безболезненно разрулить сырьевую проблему стратегической для страны «Башкирской содовой компании». Для электората Башкортостана Хабиров тоже стал хромой уткой после того, как сначала назвал свой народ «ваххабитами» и направил на него ОМОН, а встретив ожесточенное сопротивление, сдался и стал покорно соглашаться с требованиями протестующих против сырьевой разработки шихана Куштау. Хабиров, пытаясь усидеть на двух стульях, упал с обоих, констатируют эксперты. Победило же 16 августа гражданское общество и мирный протест. Хотя неизвестно, удалось бы активистам одержать верх, если бы на мониторе звонившего в Уфу днем кремлевского чиновника не маячили кадры из Минска.

Среди прочего, события 16 августа до основания разрушили образ Хабирова-мачо. Зрелище поникшего головой, промокшего до нитки и опозоренного главы республики, кивающего головой в ответ на громогласное «требуем!» со стороны толпы, которую двумя часами ранее государственные СМИ называли «экстремистами» и «ваххабитами», забудется не скоро. Особенно вкупе со сказанными главой совсем недавно сентенциями «Куштау будет разрабатываться, и бесполезно меня ломать и выкручивать», которые Хабиров произносил в теплом зале при аплодирующих подчиненных в партере.  Оказалось, что «ломать и выкручивать» главу вполне можно, просто делать это нужно активно и уверенно.

 

Видео "Эха Москвы в Уфе"

Наблюдателям очевидно, что еще утром 16 августа глава республики не собирался вступать ни в какие переговоры с защитниками Куштау. «Хабирову не о чем разговаривать с ваххабитствующими», – заявлял «Правде ПФО» информированный собеседник в Доме Республики тогда, когда большинство силовых акций на горе еще не были проведены.

Но сначала в субботу ЧОП «Башкирской содовой компании» при силовой поддержке ОМОНа жестко разогнал лагерь протестующих, а когда утром в воскресенье активисты вернулись на Куштау и отбили лагерь обратно, «Башинформ» выпустил сообщение, что на шихан идут еще 15000 «кикбоксеров и борцов». А начавшаяся примерно в 11-12 часов дня силовая акция ОМОНа по возврату контроля над горой подарила интернет-зрителям, включая самых высокопоставленных, куда большее количество страшных кадров людского горя и насилия, чем накануне.

И самое главное – на кадрах было очевидно, что ОМОН при поддержке республиканских чиновников (в числе месящих экоактивистов был замечен, например, глава Ишимбайского района, а сами активисты позднее заявили Хабирову, что видели среди разгоняющих даже руководителя его администрации Александра Сидякина) прессует никаких не ваххабитов, а самых обычных жителей Башкортостана, включая женщин и детей.

Но ни эти кадры, ни появившиеся утром обращения в поддержку Куштау пародиста Максима Галкина и музыканта Юрия Шевчука, неспособны были остановить остервенение силовиков, направляемых из Уфы.

 

И внезапно в районе 15-16 часов все изменилось. Сначала силовики резко прекратили разгон и встали стеной напротив протестующих, не предпринимая активных действий. А через некоторое время активистам объявили, что к ним едет Хабиров. И то, каким растерянным и покорным (хотя и злым) приехал глава республики, очень контрастировало с обычным видом Хабирова.

Еще до его приезда в соцсетях начала распространяться информация, что главе республики позвонили из Кремля и в ультимативной форме потребовали ехать на шихан мириться. Версия выглядит непротиворечивой хотя бы потому, что Хабиров не меняет решений под давлением, и это про него хорошо известно. Совсем другое дело – когда приходится выполнять приказ.

По итогам переговоров Хабирова с протестующими было решено, что Куштау не будет разрабатываться, пока не будет выработан компромисс. Протестующих пригласили в Уфу на заседание специальной комиссии по Куштау, первое заседание которой назначено на сегодня. Вопрос с освобождением около 80 арестованных активистов Хабиров пообещал разрулить в ближайшее время с использованием законных процедур. Глава республики отказался увольнять своего главного пиарщика Ростислава Мурзагулова, заявив, что «своих не сдает». Судьба новоявленного пиарщика «Соды» Дмитрия Эйгенсона, навязанного боссам БСК Мурзагуловым на шестизначную зарплату и специально выписанного по такому поводу из Израиля, осталась неизвестной. Как и перспективы гендиректора БСК Эдуарда Давыдова, лично назвавшего защитника Куштау «мразью» в мегафон во время силовой акции.

 

Гендиректор БСК Эдуард Давыдов вступает в переговоры с протестующими

В заложниках ситуации оказались заслуженные артисты Башкортостана группы «Караван-Сарай» и «Аргымак», а также этнопевец Зайнетдин, выступившие в субботу в поддержку БСК и заклейменные соотечественниками. В подвешенном состоянии остался телеведущий БСТ Тагир Вахитов, объявивший об увольнении в знак протеста против силовых акций в отношении защитников Куштау. Был уволен из БГАУ оказывавший содействие протестующим профессор Гарифулла Яппаров.

Неделя силовых столкновений еще долго может негативно сказываться на башкирском обществе. Если только сторонник силовых акций Радий Хабиров не возьмет на вооружение сказанные им самим на Куштау слова: «хватит воевать. Продолжим воевать – никому ничего хорошего от этого не будет».

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

На превью фото: Виктория Куприянова

Автор: 

Андрей Иванов