Почему Лукашенко надеется на то, что Москва защитит его от собственных граждан

На модерации Отложенный

Фото: официальный сайт президента Белоруссии

Совещание в Центре стратегического управления в Министерстве обороны 

 

После вчерашних жестких заявлений из Брюсселя и Вашингтона у белорусского диктатора Александра Лукашенко остается только один защитник – Владимир Путин и одна дорога – на Восток. Вопрос в том, как поведет себя белорусская элита. От нее зависит, сколько Лукашенко может продержаться у власти. И как себя поведет Россия

Елена Иванова

Ситуация в Белоруссии вызывает все большие опасения в Кремле: Александр Лукашенко может не справиться с протестами, сообщает Блумберг. Три собеседника, знакомых с ситуацией, подтвердили агентству: в Кремле боятся, что Лукашенко будет вынужден уйти, и тогда Россия лишится жизненно необходимого ей буфера с НАТО. Части российской элиты считают жестокое подавление протестов Лукашенко контрпродуктивным, но намерены поддержать его у власти, хотя бы на некоторое время, заявил другой источник.

Лукашенко заявил вчера на фоне продолжающихся протестов и забастовок, что он никуда не собирается уезжать из страны. Но некоторые из его окружения уже зондируют почву в России на предмет возможности «запасного аэродрома» - примут ли их в том случае, если придется бежать из Белоруссии, подтвердили сразу два источника в кремлевской администрации.

Еще вчера российские государственные агентства опровергали информацию о том, что Владимир Путин будет разговаривать с Лукашенко. «В графике Президента звонка нет,» - отвечали в Кремле. Сегодня звонок состоялся – но после того, как Александр Лукашенко отпустил вагнеровцев. Пресс-служба российского президента письменно сообщила после телефонного разговора:

«Белорусский лидер, в частности, проинформировал Путина об обстановке в стране после выборов, президенты выразили уверенность, что возникшие проблемы вскоре урегулируют.» "Главное, чтобы этими проблемами не воспользовались деструктивные силы, стремящиеся к тому, чтобы нанести ущерб взаимовыгодному сотрудничеству двух стран в рамках Союзного государства", — говорится в сообщении.

Сегодня на совещании в Центре стратегического управления в Министерстве обороны Беларуси Лукашенко заявил: «Страну мы не отдадим и ситуацию удержим».

«Когда речь идет о военной составляющей, у нас есть договор с Российской Федерацией в рамках Союзного государства и ОДКБ. Как раз эти моменты подходят под этот договор. И мы с ним договорились: при первом же нашем запросе будет оказана всесторонняя помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь," - заявил он.

И действительно, в статье 4 Договора о коллективной безопасности записано:

"В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН."

Но никакой агрессии в данном случае нет. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 гласит: "Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении."

Намеки Лукашенко по поводу того, что протесты граждан Белоруссии срежиссированы из-за границы, не выдерживают никакой критики. Мало того, что на улицы выходят безоружные люди, которых избивают и калечат лукашенковские хуйвебины. У этих протестов нет лидеров. Они никем не координируются. Граждане Белоруссии не покушаются на территориальную целостность. Они не выступают за присоединение Белоруссии к какой-либо другой стране. Они выступают против бессовестной фальсификации на выборах и просят Лукашенко уйти - по-хорошему.

 

В Договоре о коллективной безопасности, на который ссылается пока еще президент, прямо записано: помощь оказывается " в случае вооруженного нападения".

Если коктейль Молотова в количестве одной штуки можно считать вооружением, тогда Лукашенко может попросить Путина о военной помощи. Очень надеемся, что в Москве в вооружениях разбираются лучше, чем в Минске.

Нет сейчас смысла говорить, что Договор о союзном государстве, которое столько лет подряд торпедировал сам Лукашенко, фактически не действующий. Где единая валюта? Где тот эмиссионный центр, печатающий эту валюту? И почему Договор о Союзном государстве в статье 6 также гласит: "Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности." Коротко в статье 18 упоминается "совместная оборонная политика". Но В Договоре не сказано, что Союзное государство должно защищать себя от граждан государств -участников.

В июне 2020 года Лукашенко назначил новое правительство, состоящее, в основном, из силовиков. Страх стал осязаемым. Перед выборами Лукашенко неоднократно упоминал Майдан и жестокое подавление выступлений в узбекском Андижане. Бывший посол Великобритании в Белоруссии Найджел Гоулд-Дэвис хорошо знаком с белорусской элитой.

«Руководствуясь инстинктом самосохранения, Лукашенко пойдет на подавление протестов до конца, с помощью армии и милиции, если надо. Главный вопрос в том, что будет делать белорусская элита, особенно в силовых структурах. Часть ее слишком глубоко завязла в преступлениях Лукашенко. Но другая часть может выбрать высшую лояльность – к своему народу. Оппозиция уже напоминала, что, согласно белорусской конституции, невыполнение преступных приказов не является преступлением,»- сказал Гоулд-Дэвис.

Российский политолог Валерий Соловей считает, что у Александра Лукашенко осталась одна поддержка в стране – белорусский КГБ. «Есть люди, на которых он надеется, он уверен, но часть тех людей, которым он доверял — а он доверял Белорусскому КГБ, — она сотрудничает с Российской Федерацией, с Кремлем. Они сердцем, душой и, наверное, карманом, может быть, в первую очередь, карманом находятся на стороне России.»

«Набирает силу саморазворачивающаяся и самореализующаяся динамика. И она очень опасна для Москвы, потому что она вызовет прилив энтузиазма в России и, естественно, подражание. Потому что политические перемены, действительно, происходят по принципу домино очень часто. И это показывал, в частности, опыт арабской весны», «цветных революций» и революций рубежа начала 90-х годов прошлого века, когда развалился социалистический лагерь так называемый. Так что дело зашло слишком далеко. И как остановить? Ну, наверное, в Кремле придет в голову: Давайте остановим на дальних рубежах»,- говорит политолог.

Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков понимает, почему Россия поддерживает Лукашенко: «С точки зрения элит, это, наверное, правильный ход. Любой, кто бы был вместо него, скорее всего, был бы более прозападным политиком, менее контролируемым Кремлем. Сохранить элиты, которые сформировались вокруг Лукашенко, очень важно, потому что здесь завязан и транзитный бизнес, и газовый».

Но в политическом смысле, поддерживать Лукашенко сейчас – ошибка. Люди в Белоруссии сами говорили, что если бы Лукашенко объявил, что его поддержали 52% граждан, может быть, это и сошло бы ему с рук. Но наглая беспардонная ложь о 80% поддержки привела к взрыву народного гнева. Белорусы - народ спокойный, но идиотов среди них нет. Пока в Белоруссии хорошо относятся к России. Но если Кремль ввяжется в лукашенковскую авантюру, то Россия может потерять братский народ, и она повторит украинские ошибки. Так "наш сукин сын" привел Россию к невозможной ситуации: Лукашенко не легитимен и не рукопожатен, а другого кандидата у Москвы нет. Хотелось бы, чтобы цугцванг не привел к поспешным действиям с далеко идущими последствиями. 

 

 

Материалы по теме:

 

Лукашенко дозвонился до Путина

 

Bloomberg: окружение Лукашенко обсуждало с Кремлем возможность его бегства в Россию

 

Лукашенко назвал троллингом военных "игру с огнем"