Чалдоны - кто это в Сибири?
На модерации
Отложенный
Чалдоны - кто это в Сибири?
Исследователи считают, что этническая группа чалдонов начала формироваться в XVII веке из беглых людей. Это были выходцы из Европейской части России. Своеобразный коктейль: старообрядцы, казаки и прочие переселенцы.
Желанная свобода
Люди надеялись начать новую жизнь на неосвоенных богатых сибирских землях. Поначалу жили в землянках, затем начали строить дома. Занимались охотой, рыболовством, выращивали зерновые культуры и овощи в условиях сурового климата.
Первая волна переселенцев в основном состояла из старообрядцев. Реформы патриарха Никона в 1653 году встретили активное сопротивление сторонников старых обрядов. Власти жестоко расправлялись с противниками реформ. Старообрядцев сажали в остроги, казнили и наказывали сибирской ссылкой.
Духовный лидер старообрядцев — протопоп Аввакум — был сослан в Тобольск. За ним потянулись десятки тысяч его последователей, которые пустили корни в сибирской глубинке и, как говорили коренные жители тех мест, очалдонились.
По поводу возникновения слова «чалдон» лингвисты выдвигают несколько версий: согласно первой — и наиболее распространённой г это сокращение от словосочетания «человек с Дона».
Популярна и другая версия, утверждающая, что чалдонами коренные сибиряки называли прибывших с Дона на вместительных челнах.
Менее распространена версия, по которой понятие «чалдон» имеет в своей основе скифское слово «дон» (что означает в переводе «река»). Отсюда «чалдон» — это человек с реки.
Коренные сибиряки встретили первых переселенцев негостеприимно, поэтому поначалу слово «чалдон» имело негативный и даже ругательный оттенок.
Не мог пройти мимо этого слова и Владимир Даль. В составленном им в 1866 году «Словаре живого великорусского языка» «чалдон» определяется как «бродяга, варнак, беглый каторжник».
В суровых сибирских условиях у чалдонов выработался твёрдый характер. Они отличались выносливостью, работоспособностью, независимостью. В отдельных регионах переселенцы потеснили аборигенов с насиженных охотничьих угодий и богатых рыбой рек.
— Жизни нет от проклятых чалдонов! — ворчали коренные сибиряки.
Иногда конфликты и словесные перепалки переходили в выяснение отношений с применением оружия. Но с течением лет конфликты постепенно сглаживались, уровень терпимости нарастал, агрессия снижалась. Всё чаще звучала фраза: «Сибирь — она большак, — всем места хватит!».
Власть под подозрением
И места действительно хватало. К тому же свободолюбивый независимый характер чалдонов, их удивительное трудолюбие и стойкость выглядели весьма привлекательно и вызывали уважение. Появилась поговорка: «Чалдон шапки не ломает!».
Старики-чалдоны втолковывали молодым:
— Мы никогда крепостными не были и ни под кем не ходили. Для нас важнее всего свобода!
Чалдоны жили общинами, с пяти лет начинали учить детей читать по старинным рукописным книгам, что обеспечивало высокий уровень грамотности. К любой власти относились с подозрением и выполнять приказы начальников не спешили.
Царское правительство настойчиво пыталось обратить чалдонов в православие. Их даже облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в истинную веру. Но упрямцы в ответ на подобные действия снимались с места и перебирались в глубь тайги, куда царские чиновники и полицейские не могли добраться.
Разговаривали чалдоны на своём диалекте, многие предметы и явления называли словами, отсутствующими в русском языке, бережно хранили традиции и жизненный уклад.
Дом разделялся на женскую и мужскую половины. Хозяйка не позволяла мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относилась кухня. В обязанности женщин входили также стирка, уход за детьми, уборка избы, работа в огороде, заготовки на зиму. При этом хозяйке запрещалось выполнять мужскую работу, поэтому охота, ловля рыбы, заготовка дров, ремонт дома — все это, были дела мужские.
Символ богатства
Журналист Виктор Носов, посетивший в начале XX века сибирские деревни чалдонов, писал: «Все мужчины носят бороды, тип лица у людей европейский. Однако часто встречается некоторая раскосость, скуластость и смуглая кожа с оттенком желтизны, что указывает на смешение пришельцев с коренными сибирскими народами».
Женщины-чалдонки одевались строго. Они носили длинные платья из плотного материала и непременные чёрные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Незамужняя девушка могла надеть яркий платок, но выйти на люди с непокрытой головой считалось большим позором.
Во время застолий на скамейку под божницу (или в красный угол) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодёжи полагалось сидеть в конце стола.
В домах чалдонов стены украшались хвостами глухаря и шкурами лосей (они символизировали богатство), а дети в качестве игрушек традиционно использовали лосиные и оленьи кости и медвежьи зубы. Зверя добывали в тайге отцы.
Трепетно сохраняли чалдоны свою самобытную речь, а также религиозные обычаи и ритуалы, представлявшие собой загадочную смесь христианства и язычества. В красный угол помещали как старинные иконы, так и фигурки идолов.
Чалдоны свято верили в приметы, которые передавались из поколения в поколение. К примеру, если случайно падала икона, говорили:
— Вот незадача: Боже может обидеться!
Вполне естественно, что чалдоны из реальной жизни перекочевали на страницы книг и стали героями произведений классиков отечественной литературы — о них писали Мамин-Сибиряк, Короленко, Есенин, Маяковский и другие. Обычно литераторы изображали их как людей замкнутых, недружелюбных, не доверявших чужакам — ведь ждать чего-то хорошего от гостей, как правило, не приходилось.
В 1903 году публицист Влас Дорошевич писал: «Чалдон — слово сибирское, означает вольного человека, осёдлого. И в том, как беглый каторжник, варнак, произносит это «чалдон», слышится много ненависти даже к маленькому достатку, много презрения бездомного бродяги ко всему, что зовётся домом, семьею…».
А вот фрагмент рассказа Владимира Короленко «Фёдор Бесприютный» (1886 год): «Он знал, в какой стороне чалдон живёт мирный и мягкосердный; в каких деревнях бабы ревут ревмя, заслышав заунывный напев «Милосердной» и где бродяге надо идти с опаской; знал он, где для бродяжки готов хлеб «на поличке» и где встретят горбача винтовкой».
В реальной жизни чалдоны недолго раздумывали, прежде чем ту самую винтовку — в случае опасности — пустить в ход.
Свою лепту в характеристику чалдонов внёс и поэт Сергей Есенин. У него можно встретить такие строки:
Глупый сибирский чалдон,
Скуп, как сто дьяволов, он.
Владимир Маяковский, сочинивший забавную и быстро набравшую популярность «Советскую азбуку», в качестве слова на букву «Ч» выбрал словечко «чалдон»: «Чалдон на нас шёл силой ратной…».
Покорение Сибири
Необходимо отметить, что ряды переселенцев регулярно пополнялись и в XX веке. Особенно мощная волна хлынула в Сибирь в 1940-е годы. Она была вызвана сталинскими репрессиями в отношении прибалтийцев, кавказцев, крымских татар и других народов.
При первой же возможности переселенцы старались уйти из-под надзора чекистов и переселиться в глухие таёжные уголки, где зачастую смешивались с чалдонами.
О жизни современных чалдонов известно очень мало: они живут в далёких, глухих, зачастую недоступных для транспорта сибирских деревнях. Они закалены Сибирью и вполне самодостаточны. Однако изучение этой этнической группы не прекращается.
Экспедиции регулярно отправляются в сибирскую глубинку и привозят интересный фактический материал, включающий рассказы чалдонов, уникальные фото из семейных архивов, предметы быта и языческих культов.
В 1998 году этнографы Омского государственного университета провели опрос среди жителей глухих сибирских деревень. Их расспрашивали о вкусах, обычаях, жизненном укладе, планах на будущее, а также просили указать, к какой национальности они себя причисляют. Оказалось, что почти 40 процентов считают себя чалдонами, русскими назвались лишь 35 процентов. Остальные представлялись казаками, татарами, бурятами…
История чалдонов хранит немало тайн. Это обстоятельство предоставляет огромные возможности для будущих исследователей древнего сибирского этноса.
"Тайны ХХ века" №31, 2020 г.
Комментарии
История чалдонов хранит немало тайн. Это обстоятельство предоставляет огромные возможности для будущих исследователей древнего сибирского этноса.
Переписала Светлана Сергиенко.