Белоруссия: кто? почему? за что?

На модерации Отложенный

Волна дебатов о событиях в Белоруссии оставляет за бортом едва ли не самые главные вопросы: почему и кто выходит на улицы Минска и других городов, что именно хотят люди, которые рискуют своей свободой, здоровьем, жизнью? Почему их многие десятки тысяч, а скорее всего – больше? Почему именно в Белоруссии – казалось бы самой спокойной и устойчивой стране с огромными историческими традициями антифашизма и дружбы с Россией?

Прежде чем предложить ответы на эти вопросы, подчеркну: я пишу эти строки не как посторонний наблюдатель. Моей Родиной был и остается СССР, и Беларусь – ее неотъемлемая часть. Это строки человека, у которого в Минске много товарищей и для кого личностно небезразличны судьбы этой страны. 

А теперь – по существу.

 

Белорусский капитализм

Корень сегодняшних проблем страны – специфика социально-экономической и политической системы Белоруссии. На протяжении последних десятилетий в стране сложилась весьма специфическая модель полупериферийного капитализма – система, в которой основная экономико-политическая власть принадлежит не частному капиталу, а патерналисткому бюрократическому государственному аппарату, символом (но не хозяином) которого является Лукашенко.

В отличие от РФ и большинства других стран СНГ крупный олигархический капитал в Белоруссии развит слабо и в большинстве своем находится в подчиненном по отношению к государственному аппарату положении. Соответственно, частный капитал, не сращенный с бюрократией, находится в подчиненном положении и платит чиновничеству дань. Существенно, что это подчинение не только экономическое, но и административное, политическое, и даже культурно-идеологическое. И это касается и малого, и среднего, и крупного бизнеса.

Существенно, что белорусское государство является одновременно и патерналистским, и бюрократически-капиталистическим. В первой роли оно значительную часть своих ресурсов использует на поддержание промышленности, аграрного сектора, инфраструктуры и населения. Во второй сращенная с капиталом бюрократия подчиняет и эксплуатирует большинство трудящихся и экономически, и административно-политически, выступая как государство-капиталист.

 

Трудящееся большинство 

Главное при этом – то, что человек труда (я намеренно использую это вышедшее ныне из употребления понятие) в Белоруссии, еще недавно живший в общем и целом относительно сытно и защищенно, лишен возможности быть Человеком, а не «винтиком», частью обезличенно-послушной массы; лишен возможности быть личностью, субъектом экономической, политической, культурной жизни, а не пассивно-послушным объектом заботы (в кавычках и без) со стороны «батьки».

Да и «сытость» большинства трудящихся Белорусии в последнее время стала весьма относительной: экономическое и социальное развитие замедляется, реальное социальное неравенство – растет.

Результат – все большее отчуждение народа от государства, подспудно растущая усталость от придавленно-обезличенного выживания. И все это – загнанное вглубь, в полуподпольную недовыраженность.

Результат – подспудная готовность большинства рядовых белорусов поддержать протест. Но одновременно еще и страх потерять относительную стабильность патерналистки-обеспеченного существования. Отсюда неявно присутствовавшая до недавнего времени у большинства «рядовых» тружеников страны позиция: за изменения, но не за либеральный капитализм, а потому если нет альтернативы – то тогда пусть лучше остается Лукашенко.

Но опора Лукашенко во время протестов исключительно на силу меняет ситуацию не по дням, а по часам: «рядовые» граждане просыпаются и понимают, что патернализм – это не только стабильность, но и застой. А капитализм, даже патерналистки-бюрократический – это эксплуатация и подчинение…

 

Оппозиция: кто и почему 

Капиталистическая в основе своей природа белорусского общества рождает ориентацию большинства населения, особенно молодежи, и (вдвойне!) «элитной» молодежи на либерально-потребительскую систему ценностей, господствующую в мире в XXI веке.

В этой системе ценностей на первом месте стоит обогащение, прямо завязанное на престижное потребление брендов, нахождение «в тренде» и индивидуализм – все то, что составляет основы идеологии и психологии неолиберализма. В патерналистски-капиталистической Белоруссии эти интенции молодежи, с одной стороны, взращиваются (капитализмом), с другой – блокируются (бюрократическим патернализмом). Результат – противоречие, ведущее к взрыву. Отсюда позиция значительной части средней и мелкой буржуазии, а также фрилансеров, и всех тех, кто (во многом иллюзорно!) считает себя собственниками немалого «человеческого капитала», что особенно характерно для образованной на западный манер молодежи крупных городов.

(Позволю себе важное отступление: капиталистическая в основе своей система образования в лукашенковской Белоруссии учила и учит молодежь по американским канонам – будь то Economics, менеджмент, философия или политология).

Плюс к этому – реальное отсутствие возможности самовыражения и выступления с критикой существующей системы.

И все это в условиях объективно неизбежной экономической, информационной и культурной сращенности с глобальным политико-экономическим капиталом («Западом»).

В результате перечисленные выше социальные слои, относимые часто к так называемому «среднему классу» крупных городов (реально это верхние 15-20% населения), в большинстве своем стали оппозицией лукашенковской системе. Это меньшинство, но политически и информационно активное меньшинство.

И еще один фактор – оторванная от реальной жизни, интересов и проблем народа и страны в целом, неподконтрольная гражданам бюрократия неизбежно «глупеет», проигрывая оппозиции еще и интеллектуально. В результате протестующие в большинстве случаев выигрывают у властей информационно-коммуникационную войну, на что последние отвечают наращиванием грубой силы, что лишь множит количество их оппонентов...

 

Внешний фактор

Наконец, обязательно необходимо учитывать и внешний фактор. Беларусь находится в окружении стран ЕС (плюс стоящих у них за спиной США) и Украины – с запада, севера и юга; России (и Китая, в политическом, а не географическом смысле) – с Востока. «Запад» в борьбе за Белоруссию как экономико-политико-военный плацдарм действует мощно и использует не только деньги и политические технологии, но и наиболее важные и современные методы – культурно-идейно-информационное манипулирование, обращаясь к обывателю, в первую очередь – молодому. «Восток» проигрывает, действуя слабо и по старинке, пытаясь все проблемы решить в пространстве личных отношений лидеров, экономического торга и операций спецслужб.

Итог – ответ на вопрос, кто и почему выходит на протесты.

 

Баррикады протеста

Основа нынешнего протеста – объективное неприятие существующей в Белоруссии экономико-политической системы большинством так называемого «среднего класса», который при информационно-организационной поддержке «Запада» постепенно «дозрел» до протеста. К его потенциальной готовности добавили выращенных специально для этой цели националистов, деньги, провокаторов, полит- и прочих технологов и… объективно существующий запрос стал активным действием. Каша протеста была заварена.

Кто же сегодня стоит по другую сторону баррикад?

Очевидно, что государственный аппарат и машина насилия.

А что же большинство трудящихся? Пока большинство остается в стороне от активного участия в протесте, ибо оно полусознательно чувствует: для трудящихся Белоруссии победа неолиберальной оппозиции обернется еще большим злом, чем то, что несет существующая система. Поясню: политических свобод рабочие, крестьяне, учителя и врачи Белоруссии от неолиберальной системы не получат. В лучшем случае им дадут формальные вывески, скрывающие тотальное манипулирование общественным мнением со стороны глобального корпоративного капитала и его политических представителей. В худшем – диктатуру националистов с профашистским привкусом. Экономически от неолиберализма трудящееся большинство (включая «наивных» молодых протестантов) не получит ничего, кроме отмены и без того не слишком больших социальных гарантий и возможности из патерналистики-защищенного (хотя и политически бесправного) пролетариата превратиться в нищающий и политически принципиально неорганизуемый прекариат, который служит отличной питательной средой для национализма и диктатуры.

Но это пока. Если система репрессий будет нарастать и становится самодовлеющей (а эта тенденция имманентна для неподконтрольной гражданам репрессивной государственной системы), то волна протестов включит «рядовых» белорусов. Они волей-неволей поймут: существующая власть готова карать всех без разбора и им с ней не по пути.

И тогда большинство терпеливого, но бесстрашного в своем гневе белорусского народа может реально восстать…

P.S. «Белоруссия родная…» – эти слова старой песни – часть нашего не только прошлого. Судьбы. Судьбы, в основании которой не просто победа в Великой войне против фашизма, но и созидание. Причем созидание даже в самых чудовищных условиях и на основе собственной инициативы, самоорганизации. Пример – партизанское движение. И здесь именно Белоруссия показала всем пример, как народ может бороться с врагом. Недаром именно в Минске, именно на тех улицах и площадях, где сегодня идут столкновения, прошел первый парад Великой Отечественной войны – Митинг и Парад 30 партизанских бригад, длившийся несколько часов 16 июля 1944 года. А на следующий день по улицам Москвы провели 57 000 пленных немецких солдат и офицеров, помыв за ними асфальт…

Александр Бузгалин