Вирус идёт в политику

На модерации Отложенный

Вот уже почти неделю города и районы страны на время карантина разделены на четыре цветные зоны

В СВОЁМ БОЛЬШИНСТВЕ Украина оказалась «окрашенной» в зелёный цвет, однако есть города и районы, которые в минздраве называют «красными», где опасность распространения коронавируса считается самой высокой. К ним отнесены Луцк, Тернополь и Кицманский район Черновицкой области. Исходя из ограничений, которые определили в минздраве, в «красной зоне» не должны работать общественный транспорт, рестораны, кафе, торгово-развлекательные центры и учебные заведения.

Сразу после того как в минздраве огласили распределение по эпидемиологическим зонам, мэры городов из «красной зоны» выступили против такого решения, расценив подобные ограничения происками «центра». По их словам, никакой необходимости «закрывать» города нет, поэтому они всячески саботируют проведение противоэпидемиологических мероприятий, отказываются останавливать транспорт и закрывать общественные заведения.

И.о. мэра Луцка Игорь Полищук написал на своей странице в «Фейсбуке», что мотивы отнесения города к так называемой красной зоне непонятны, ведь «в последнее время по статистике уровня заболеваемости COVID-19 в городе ничего не изменилось». По его словам, это решение — «глупое, несвоевременное и непрофессиональное».

«Сообщаем, что Луцкий городской совет не будет принимать никаких решений относительно остановки транспорта или закрытия каких-либо учреждений в связи с вышеуказанным непонятным распоряжением», — заявил советник луцкого мэра. По его словам, для того чтобы ввести ограничения, центральная власть должна объявить режим чрезвычайного положения. Только в этом случае они согласятся на все ограничения.

Резко ответили на такое распределение зон и в Тернополе. Мэр города Сергей Надал заявил, что всё будет работать, как и раньше. Единственное, на что они не могут повлиять, — это поезда, которые перестали останавливаться в Луцке и Тернополе. Горсовет уже принял решение не ужесточать карантин и обеспечить работу транспорта и учебных заведений. Местные депутаты обратились к главе минздрава Максиму Степанову и министру инфраструктуры Вячеславу Криклию с требованием отменить решение по поводу остановок поездов.

По словам самих градоначальников, все ограничения — это «политическое давление», месть мэрам, не согласным с повесткой центральной власти. Как считает Надал, к «красной зоне» отнесли «непокорные» областные центры.

В свою очередь глава минздрава Максим Степанов заявил, что местные власти не имеют права смягчать карантинные ограничения. Дескать, «органы местной власти, согласно их полномочиям, установленным законом, могут только усиливать те или иные эпидограничения, но ни в коем случае не смягчать их».

А советник главы МВД Антон Геращенко обвинил мэров городов из «красной зоны» в предвыборном популизме и непонимании до конца сложности ситуации. Нежелание вводить усиленный карантин советник МВД объяснил приближением выборов: местные власти не хотят принимать непопулярные меры. «Такие мэры городов, которые хотят остаться в стороне, рассуждают, что им не нужен карантин и что они будут отвечать за каждого погибшего в своих городах», — пригрозил Геращенко.

Политический протест градоначальников Луцка и Тернополя похож на то, что происходило в Черкассах. Тогда мэр города Анатолий Бондаренко выступил против карантинных ограничений, поссорился с президентом Украины Владимиром Зеленским, с главой МВД Арсеном Аваковым и инициировал мэров других городов поддержать его «бунт». После этого в стране возникла партия мэра Днепропетровска Бориса Филатова «Пропозиция». Сейчас Бондаренко заявил о кооперации с экс-главой Луцка, народным депутатом от группы «За майбутне» Игорем Палицей. Практически все эти люди — приближённые к олигарху Игорю Коломойскому.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, за политическими баталиями, которые разгорелись в стране за три месяца до местных выборов, реальные проблемы здравоохранения ушли на самый задний план. Специалистов, в данном случае бывшего главного санитарного врача Украины Святослава Протаса, беспокоит, что в стране до сих пор отсутствует компетентный орган, ответственный за эпидемиологическую безопасность населения.

«Моё предположение, что государство сделало такую стандартизацию, подготовило такие шаблоны, цветные зоны в связи с тем, что была разрушена система профилактической медицины. В стране отсутствует компетентный орган, ответственный за эпидемическую безопасность, поэтому дабы облегчить жизнь местным властям, сделать их решения более-менее сбалансированными, была предложена такая стандартизация, определённые критерии, чтобы не было такого хаоса, который мы наблюдали в начале внедрения карантина», — разъяснил Протас на своей пресс-конференции в информационном агентстве ГолосUA.

По мнению эксперта, сейчас на Украине фактически действует пассивное реагирование на эпидемиологические риски, которое заключается в зачитывании статистики, опубликованной в СМИ.

«В силу псевдореформ у нас сегодня де-юре за эпидемиологическую ситуацию на Украине должно отвечать министерство аграрной политики. Вопреки законам и Конституции, функции по обеспечению санитарного благополучия были возложены на Госпродпотребслужбу, которая является компетентным органом исключительно в вопросах безопасности пищевой-непищевой продукции. Эпиднадзор вроде как оставили за минздравом, но, к сожалению, действующее законодательство не предусматривает такой дефиниции. К примеру, сегодня министр здравоохранения доводит к сведению граждан через СМИ цифры по заболеваемости, а это лишь пассивная система реагирования на эпидемиологические вызовы», — отметил Протас.

ФАКТИЧЕСКИ оценку, полностью совпадающую с выводами экспертов, высказал и лидер Компартии Украины Пётр Симоненко. По его словам, смысл «медреформы» состоит в полном разгроме десятилетиями строившейся советской системы народного здравоохранения, для которой главной целью было здоровье нации, а отнюдь не бизнес-схемы. Уничтожение осуществляется по требованию международной фармацевтической мафии и МВФ. Общий кризис системы здравоохранения усиливается. Украина — на первом месте в Европе по распространению социально опасных инфекций.

Подтверждением тому стал резкий рост на Украине за последний месяц заболеваемости туберкулёзом. Пока украинские политики делают вид, что яростно сражаются с коронавирусом, в стране образовались пробоины на остальных направлениях общественного здоровья. Из-за отсутствия профилактической медицины появляются и распространяются заболевания эпидемиологического характера. Так, в июле было зарегистрировано 1530 случаев туберкулёза, хотя месяцем ранее этот показатель был на уровне 1199 случаев.

При этом у 1256 человек туберкулёз зарегистрирован впервые, у 274 — рецидив. Только 34 пациента возобновили лечение после перерыва, а 95 — начали повторное лечение после неудачного. Причём среди пациентов, у которых в июне зарегистрирован туберкулёз, преобладают мужчины (1079 случаев), жители городов (1019 случаев). Отмечается, что 345 человек начали лечение мультирезисцентного туберкулёза, а всего, по состоянию на июль, от туберкулёза лечились 15219 пациентов. В ситуации, когда в мире от туберкулёза ежегодно умирают более 1,5 млн человек — больше, чем от любой другой инфекционной болезни, на Украине в контексте реформы медицины сократили специализированные противотуберкулёзные диспансеры.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ населению Украины грозит новая смертельная эпидемия. Специалисты минздрава бьют тревогу, так как до конца года страну может накрыть эпидемия дифтерии. По оценкам врачей, пострадать от этой страшной болезни могут десятки тысяч человек. По статистике из тысячи больных в среднем умирают от 50 до 100 человек. А лечить больных нечем: в украинских больницах просто нет противодифтерийной сыворотки.

Врачи напоминают, что в начале 1990-х годов на Украине уже была эпидемия дифтерии, которая продлилась несколько лет. Тогда прививками охватили чуть более 40% населения, похожая ситуация наблюдается и сейчас. Так как инфекция дифтерии передаётся воздушно-капельным путём, ею очень легко заразиться. По оценкам специалистов, самое опасное осложнение после дифтерии — это миокардит, когда сердечная мышца перерастает в соединительную ткань и сердце просто не может нормально сокращаться, что приводит к гибели пациента. Инфекция даёт осложнения на нервную систему и почки. Врачи также предупреждают, что лечить заболевших, если начнётся эпидемия, просто нечем.

Известный инфекционист профессор Сергей Крамарев разъясняет: «У нас в больницах раньше делался запас противодифтерийных сывороток. Сейчас их нет ни в одном лечебном заведении. Пока, если к нам поступает пациент, мы можем взять сыворотку из гуманитарной помощи. На несколько случаев в год этого хватает. Но как только начнётся вспышка, этого запаса окажется недостаточно. Лечить пациентов нам просто нечем. А это единственный способ спасти человека от смерти».

В.М.Т.