Newsland.com – место, где обсуждают новости.
Социальный новостной агрегатор №1 в Рунете: самое важное о событиях в России и в мире. Newsland.com - это современная дискуссионная платформа для обмена информацией и мнениями.
В режиме 24/7 Newsland.com информирует о самом важном и интересном: политика, экономика, финансы, общество, социально значимые темы. Пользователь Newsland.com не только получает полную новостную картину, но и имеет возможность донести до аудитории собственную точку зрения. Наши пользователи сами формируют информационную повестку дня – публикуют новости, пишут статьи и комментарии.
Комментарии
"Весна священная". Жертвоприношение.
Дикая, необузданная хореография.
Скажи, а что-нибудь из Пуччини в "Вояджере" было?
Пронизывающая музыка.
Перед запуском «Вояджера» на пластинку записали произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Стравинского, Чака Берри, Луи Армстронга, народную музыку Перу, Болгарии, Австралии, Африки, азербайджанскую музыку для волынки и грузинское хоровое пение. Кроме того, инопланетяне смогут послушать шум океана, кваканье лягушек, лай собак, звуки львов, шимпанзе, шаги, удары молотка и топора о дерево, звук пилы, сирену, шум реактивного самолета и плач ребенка.
Она попыталась реконструировать хореографию Вацлава Нижинского.
Ей удалось. Хотя для этого пришлось перевернуть весь доступный материал в университете Беркли, выпускницей которого она является.
Замечу, что вместе с ней работал профессиональный историк балета Кеннет Арчер.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=EvVKWapctX4&feature=emb_logo
Успешно?
Безуспешно?
Судить зрителю.
Мне нравится попытка Миллисент Ходсон (1987 год).
Эта работа сделана в содружестве с Кеннетом Арчером.
Критики полагают, что это зрелище к редакции Нижинского ближе всего. Поэтому и ролик с ключевой сценой здесь выложил: https://maxpark.com/community/3744/content/7191426#comment-102966354
То, что сделал Нижинский, отменяло все правила балетного танца — так далеко не заходил еще никто.
Танцовщиков с детства учили разворачивать носки врозь — Нижинский заставил их танцевать, скосолапившись.
Техника классического танца подразумевает плавные приседания, которые дают толчок прыжку или амортизируют приземление, — Нижинский заставил всех танцевать на прямых ногах, так что прыжки отдавались в голове и болела спина.
Ноги топотали и словно вколачивали ритм в сцену.
Угловатое соло Избранницы, которую приносили в жертву, напоминало конвульсии.
Но именно этим способом Нижинскому удалось передать на сцене бесконечный животный ужас.
Даже сама исполнительница роли Избранницы потом вспоминала, что совершенно не по-театральному, а по-настоящему боялась на сцене бородатых Старейшин, которые приносили ее героиню в жертву.
Те, кто увидел в хореографии Нижинского балетный эквивалент первой картины кубизма («Авиньонских девиц» Пабло Пикассо 1907 года), били морды тем, кто подумал, что это просто уродство и надувательство.
«Весна священная» заявляла, что отныне правил и границ нет вообще.
Отныне балет мог быть любым.
С «Весны священной» в мировом балете начался настоящий, не календарный ХХ век.
В ХХ веке у «Весны священной» было множество постановок — свою версию сделал почти каждый крупный хореограф: по алфавиту — от Бауш Пины до Эка Матса.
И, вероятно, каждая стоит внимания.
"Смысл нашей работы можно определить словами Нижинского, обращенными к сестре Брониславе, на репетициях соло Избранницы: «Ты танцуешь, чтобы спасти землю!».
Вот ее жертва".
(с) Миллисент Ходсон.
Hodson M. Nijinsky’s Crime Against Grace. Reconstruction Score of the Original Choreography for ‘Le Sacre du printemps’. Pendragon Press, 1996.
Сестра Вацлава Нижинского и исполнительница главной партии в первой постановке балета Бронислава Нижинская писала:
«Мужчины в "Весне священной" — это первобытные люди. Своим обликом они даже смахивают на животных.
Ступни их ног повернуты внутрь, пальцы сжаты в кулаки, а головы втянуты в ссутуленные плечи. Они шагают, слегка согнув колени, тяжело ступают, будто с трудом поднимаясь по крутой тропе, протаптывают путь по каменистым холмам.
Женщины в "Весне священной" хоть и относятся к тому же первобытному племени, но уже не совсем чужды представлениям о красоте.
И все же, когда они собираются группками на холмах, затем сходят вниз и образуют толпу посреди сцены, их позы и движения неуклюжи и угловаты».
Замысел «Весны священной» появился в начале 1910 года.
В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает:
«Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность.
Это стало темой «Весны священной».
Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество.
Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе.
В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся».
Но нам доступен текст либретто, по которому спектакль был поставлен...
Первая картина.
На сцене появляются юноши и старуха.
Никто не знает, сколько лет старуха живёт на земле, это олицетворение вечности, бесконечного существования земного мира.
Юноши – олицетворение пробуждающейся Весны, новой жизни.
Навстречу идут девушки (Щеголихи).
Хороводы девушек и юношей смешиваются.
Юноши борются друг с другом за право обладания кем-то из девушек (Игра двух городов).
Диалог юношей и девушек нарушается приходом Старейшего-Мудрейшего, самого старого из племени.
Все забывают о земных радостях, охваченные священным ужасом перед высшими силами.
Старейший-Мудрейший благословляет землю, упав ниц (Поцелуй земли).
Участники обряда сливаются в едином танце (Выплясывание земли).
Вторая картина (Великая жертва).
Снова танцуют юноши и девушки, но теперь не динамично, а монотонно.
Девушки танцуют, обозначая круг, где будет стоять Обречённая.
Её принесут в жертву, чтобы вернуть Весне силу, которую у Весны отняла человеческая молодость.
Обречённая стоит неподвижно, девушки танцуют вокруг (Величани...
Нервные срывы у исполнительниц этой роли нередки.
Именно там осенью 1912 года была закончена партитура «Весны священной».
В честь этого названа одна из улиц в Кларане: Rue du Sacre du Printemps (Улица Священной Весны).
Что интересно, ранее в этом же городке - пригороде Монтрё - некоторое время жил Петр Ильич Чайковский, и здесь им был написан его знаменитый концерт для скрипки с оркестром D-dur.
Кларан - колыбель прославленной русской музыки?:)
На снимке: Памятник Стравинскому на набережной Женевского озера в Монтрё.
"Прокофьева не интересовала Венская школа музыки. Ему это было любопытно, но не более...
Кто его интересовал больше других - так это Стравинский.
Он сам был по преимуществу тонален, и музыка Великого Игоря в то время [двадцатые годы XX века], несмотря на его гармонические дерзости, была еще совершенно тональна, поэтому, в сущности, до известной степени оба говорили на одном и том же языке, несмотря на то, что музыка одного из них была антиподом музыки другого".
(с) Франсис Пуленк. "Я и мои друзья".
глава "Сергей Прокофьев".
Французского композитора познакомил с Прокофьевым и Стравинским всё тот же Дягилев...
Пауль Захер, помимо своего основного бизнеса, был ещё и музыкантом, и под его управлением в 1947 году в Базеле состоялось исполнение "Базельского концерта" для струнного оркестра Игоря Стравинского.
https://www.youtube.com/watch?v=S9SRCgeb9aU
https://www.youtube.com/watch?v=uKzxv9EX-J4
Тайна сия велика есть, Ми La.
https://www.youtube.com/watch?v=GRKNnZ5CEJs
— Я вам сейчас уши оборву!.. Я родителям пожалуюсь! Чтобы я вас тут не видел!
Это — Сергей Сергеевич Прокофьев. Мы частенько играли под окном его комнаты, шумели и мешали ему сочинять музыку".
(с) Галина Шостакович,
дочь Дмитрия Шостаковича.
Р.S. Вот в таких нечеловечески тяжких условиях и пришлось композитору писать увертюру для "Золушку":)
што могу сказать об этом балете .... если честно то ни Стравинского ни балет Весна священная я (наверно к сожалению) так и не приняла ....мне ближе классические балеты
хотя есть и современные балеты которые с удовольствием смотрю и бывает што и современные балеты в которых сочетается и авангардный взгляд и юмор и классика
так из последниго што мня удивило и зацепило это алиса в стране чудес в постановке ковен гардена
https://www.youtube.com/watch?v=Y5ZuM82ukQE
Что касается ролика, то юморная хореография - потрясающая!
Да здравствует Королева Червей!
Зинаида Яновски, бесспорно, классная танцовщица:)
а вот мужчин в балете стоит называть танцовщиками ))
(итал. ballerina, от позднелат. ballo — танцую)
танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й половине 19 в., после триумфальных выступлений итальянских танцовщиц-виртуозок. В дореволюционной России звание Б. присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы (звание было связано с получением определённого оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей). В настоящее время Б. принято называть всех артисток балета.
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ. 1915; Скальковский К., В театральном мире, СПБ. 1899.
Источник: Большая советская энциклопедия.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/66985/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0
К чему столь длинная цитата?
Все балерины - танцовщицы.
Но не все танцовщицы - балерины.
Это ежели руководствоваться логикой и нормами русского языка:).
Достаточно бойкой шестикласснице уверенно пропрыгать на пальцах какую-нибудь заштатную вариацию, как в дежурном газетном отчете о хореографическом училище будут произнесены не менее дежурные похвалы "молодой балерине".
Стоит посредственной солистке с грехом пополам станцевать центральную партию спектакля - новая "балерина" готова.
Если нужно назвать профессию кордебалетной танцовщицы, то даже не очень далекие от театра люди в просторечии для краткости скажут: "балерина" ...
Чтобы стать балериной, надо было иметь физические данные, талант, индивидуальность, темперамент... Чего только надо не уметь!"
(с) Дмитрий Черкасский.
"Записки балетомана" стр. 103-104.
https://www.youtube.com/watch?v=iGaF4tKUl0o
Вот и Лайза Минелли так думает:)
https://www.youtube.com/watch?v=ge7NiJuSpac
Дружба Дягилева и Стравинского продолжалась долгие годы. Стравинский пережил своего друга более чем на сорок лет, но похоронены оба рядом — на кладбище Сан-Микеле в Венеции.
https://www.youtube.com/watch?v=NVxpEQJf09U
Непременно воспользуюсь вашей рекомендацией.
Вы имели в виду "Шум времени"?
Здесь разобрано большое количество различных смертей известных людей, дается сравнение, как воспринимали смерть известные писатели, художники...
Среди персонажей этой "книги о смерти" фигурирует и Стравинский:
"Стравинский в преклонном возрасте сидя в комнате, звал жену. На вопрос:"Чего ты хочешь?" - отвечал: "Убедиться в собственном существовании".
Забавно, не правда ли?:)
Комментарий удален модератором
Все остальное, происходящее с нами, предсказать с вероятностью в сто процентов попросту нельзя - невозможно.
Следовательно, смерть надо принять - спокойно и с достоинством.
Мне под семьдесят, как вы знаете.
И все-таки думаю о смерти не слишком часто:)
Ведь каждый новый день - это подарок.
Драгоценный подарок, заметим.
Сидит студент консерватории композиторского отделения в сквере на лавочке угрюмый.
Друг спрашивает:
- Что приуныл?
- Да вот, курсовой проект не клеится, не могу ничего сочинить.
- Ну и чего ты мучаешься? Возьми дипломное сочинение своего препода и разверни наоборот.
- Пробовал. Шестая симфония Шостаковича получается.
Р. S. Прочитанные задом наперед ноты весьма интересны, Люба:)
Вот, к примеру, Бетховенская пьеса "К Элизе".
Она в обе стороны звучит неплохо, как мне кажется:)
https://www.youtube.com/watch?v=_SdSSNYheH4
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище,
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
Лет семнадцать мне было, когда впервые прочел этот текст. Он до сих пор прочно сидит в памяти. Почему? Видимо, потому что в поэтических этих строчках - нравственное кредо Гумилева, которое нам с вами близко, Люба.
Кстати, расстрельной командой петроградской ЧК командовал гвардейский офицер, с которым Гумилев познакомился в окопах Первой мировой...
Удивило про " заброшенное" - в свое время оно было таким живым, я его всем новичкам рекомендовала. Давно не следила- за его жизнью.