Гражданская война
На модерации
Отложенный
"Мы сегодня крепко держим в руках будущее нашей независимой Беларуси. Страну мы вам не отдадим..."
А. Лукашенко, 04.08.2020
Председатель ЦИК РБ Лидия Ермошина вечером 9 августа 2020 г. объявила о победе А. Лукашенко на президентских выборах 2020 года: за А. Лукашенко – 81% голосов, за С. Тихановскую – только 11%. По идее, вечером в день голосования улицы и площади белорусской столицы должны были быть переполнены ликующими сторонниками А. Лукашенко. Однако вместо этого начались столкновения с протестующими. Беларусь медленно, но видимо уже неотвратимо входит в гражданскую войну.
Итак, предвыборная кампания закончилась более-менее предсказуемо. Объявление результатов ЦИКом, неприятие результатов белорусским электоратом, уличные протесты. Естественно, на фоне этих событий у нас возникает несколько вопросов:
- Зачем все это было?
- Зачем А. Лукашенко 81% электоральной поддержки?
- Зачем Москва признала итоги выборов?
- Что из себя представляют протесты?
Историческая справка: В 67 году в греческой Олимпии, входившей в Римскую империю под названием провинции Ахайя, состоялись очередные Олимпийские выборы. Как раз в это время Император Нерон, считавший себя непревзойденным актером, певцом и спортсменом, да и вообще обладавший самыми разнообразными талантами. Ради императора в регламент Олимпийских игр ввели музыкальные состязания, которые Нерон, безусловно выиграл. Но император хотел заслужить венок победителя в самых почетных соревнованиях – гонках на колесницах. Учитывая, что все должно быть честно и прозрачно, в колесницу Нерона впрягли не двух положенных по регламенту состязания лошадей, а десять. Ипподром, естественно, поддержал такое исправление спортивной демократии. Затем случалась трагедия. На повороте Нерон, по зловредным слухам, уже находившийся в изрядном подпитии, вылетел из колесницы, но Зевс не дал ему погибнуть, император отделался синяками. Набежавшая толпа рабов, подхватила пьяного Нерона и на своих плечах донесла его до финиша. Так римский император был награждён оливковым венком победителя. Правда, этот спортивный триумф, не помог Нерону, носившему еще и титул «Отца отечества», не помог ему удержать власть. А какой спортсмен был!
Зачем все это было?
Автор этих строк прекрасно помнит все предыдущие президентские кампании в Беларуси. В первой не участвовал, но внимательно наблюдал. Во второй и третьей принимал посильное участие, остальные кампании по объективным причинам только наблюдал, отмечая, как меняются протесты, чем отличаются новая волна активистов, начинающих борьбу с режимом А. Лукашенко, от предыдущей.
Но каждый раз приходилось напоминать, что в Беларуси существует классический авторитарный режим, чей лидер будет сидеть пожизненно, и пытаться его свалить путем демократических процедур (выбор) принципиально невозможно. С тем же успехом можно объяснять убийце и уголовнику правила этикета.
Почему-то в очередной раз повторять одну и ту же уже не раз подтверждённую политическую истину: «В Беларуси выборов нет и не может быть». Вместо них есть госпожа Ермошина, которая объявила 9 августа, что «обязанность кандидата – это, в принципе, смириться с этим (с поражением – А.С.) - принять, поздравить…» (https://lenta.ru/news/2020/08/09/proigr/). При этом надо отметить человеколюбие председателя ЦИК РБ, так как она ведь не добавила к «смиритесь» требование всему народу встать на колени. А могла бы. Но Л. Ермошина донесла до нас атмосферу правительственных кругов, где смеются над этим глупеньким и наивным «народцем», собирающим подписи, тщательно их выверяющим, считающим рейтинги и призывающим идти голосовать за человека, который потом выпускает против собственного народа тысячи карателей.
Тем не менее, каждые пять лет новое поколение наивных «борцов» начинает вести подготовку к выборам, как будто они живут в демократической стране с избирательными участками, где не обворовывают своих граждан. В итоге эти активисты в очередной раз обеспечивают легитимность следующего срока А. Лукашенко. Так будет и с седьмым сроком, и с восьмым, а следом с первым сроком старшего сына, вторым сроком старшего, первым сроком младшего и т.д.
Готовить выборы в РБ означает одно – продлевать господство правящей династии, которая вцепилась во власть мертвой хваткой. На этих выборах А. Лукашенко честно дважды признавался, что он власть никому и никогда не отдаст. Он знает свой народ, и он уверен в своей безнаказанности, как и люди, которые служат этому режиму.
Зачем А. Лукашенко 81% электоральной поддержки?
Действительно, представленные Л. Ермошиной цифры электоральной поддержки беспрецедентны. Исходя из данных альтернативных экзитпулов и даже из преобладание в очередях перед участками избирателей с белыми повязками, можно говорить, что А. Лукашенко приписал себе минимум 50% голосов. Причем приписки делались демонстративно, нагло, безнаказанно. Невольно возникает ощущение, что если бы белорусский президент написал себе с помощью Л. Ермошиной 55-58%, то уровень протестов снизился бы наполовину.
Но видимо в данном случае сыграл характер белорусского президента, готового поставить весь народ на колени, чтобы покуражиться над ним, позлорадствовать и поиздеваться: «Ну что, голосовали? Ну и что это вам дало? Я тут вечный и несменяемый». Это практика надсмотрщиков над рабами с бразильских плантаций в 19 веке. Нет иллюзий, для А. Лукашенко белорусский народ является реальным рабом. Хотя, белорусский народ неоднократно признавался, что он не белорус.
Но ведь необходимо напомнить, что 81% электоральной поддержки - это практически весь народ Республики Беларусь, так как остальные 19% - это остаток из пожилых людей, которые уже давно не голосуют, инвалидов, сидящих по домам и которым политика не интересна, спивших граждан и наркоманов и т.д. Говоря о 81% поддержки за А. Лукашенко, Л. Ермошина утверждает, что вся Беларусь поголовно стоит за Лукашенко.
Иными словами, если граждан России, верящий в победу А. Лукашенко, приезжает в Минск, выходит в город и видит городскую суету, людей на остановках городского транспорта, покупателей, входящих и выходящих из магазинов, молодежь и пенсионеров, гуляющих в парках, то для него все эти люди, буквально все, являются стойкими сторонниками А. Лукашенко. Осталось только подойти и поздравить граждан Беларуси с шестым сроком несменяемого белорусского президента. И вот тут обнаружится катастрофическая ошибка, чреватая минимум скандалом… Так где же эти избиратели А. Лукашенко.
Так 9 августа люди вышли, отчасти не только с протестом, но и чтобы найти этот самый белорусский народ, который голосует за А. Лукашенко. Но вот только по всей республике на улицу из этого странного и виртуального лукашенковского белорусского народа не вышел ни один человек. До сегодняшнего дня в Беларуси не нашли ни одного сторонника А. Лукашенко за вычетом чиновников и силовиков. Даже Л. Ермошина не вышла с портретиком пожизненного главы государства. В конце концов, ну хотя бы кто-то из избирателей на балконе повесил портрет президента. Ясно, что боятся или таких вообще нет.
В итоге получается, что белорусские власти живут в какой-то отдельной Беларуси, где за них все голосуют, а народ республики в своей, где невозможно найти избирателей Лукашенко. Кто виноват в создавшейся ситуации? Обыкновенная безнаказанность белорусских властей.
Зачем Москва признала итоги выборов?
Для огромного большинства граждан Беларуси поздравление А. Лукашенко с избранием со стороны президента России (10 августа 2020 г.) оказалось неожиданным. Нарушения в ходе избирательной кампании, фальсификация итогов голосования + попытки втянуть в белорусские выборы ОАО «Газпром», а следом и российское государство, объявление В. Бабарико ставленником Москвы, захват российского банка, антироссийская кампания в белорусских СМИ и, как своеобразный итог – захват 33 граждан РФ («боевиков») создали в белорусском обществе определенную уверенность в том, что Москва не признает итоги голосования.
Однако Москва одной из первых, следом за лидером КНР, что конечно, подстегнуло, согласилась с Л. Ермошиной.
В свою очередь А. Лукашенко сейчас буквально ликует. Шантаж заложниками продемонстрировал свою эффективность. Но в тоже время, понимая, что для Кремля исключительно важна судьба взятых в Беларуси заложников («русские своих не бросают»), тем не менее в очень многие в Москве питали надежду, что Кремль не будет торопиться с поздравлениями.
Трудно сказать, что ускорило процесс. Не исключено, что А. Лукашенко опять использовал против Кремля угрозу выдать заложников Украине, так как в разгар уличных протестов Минску позарез была нужна публичная поддержка Москвы. Но ведь и сейчас, после уже полученного от России признания шестого срока, ничего не ограничивает белорусскую сторону в передаче заложников Киеву. Получается, что Москва проблему не решила или она в миллионный раз поверила А. Лукашенко.
Более того, хорошо представляя образ действий А. Лукашенко, можно ожидать, что белорусский президент еще не раз попытается использовать заложников против России, чтобы решить иные свои политические и финансовые проблемы, с которыми он не расстается. Если с А. Лукашенко начали переговоры, то почему бы не поиграть в работорговлю еще раз.
Активная пролукашенковская пропаганда на российских каналах 10 августа была нацелена на то, чтобы объяснить российскому населению причины признания нового президентства человека, который в тесном контакте с СБУ активно работает против России и уже две недели держит граждан России в тюрьме. Сразу отметим, что получилось плохо, так как режиссёры использовали не профессиональных лицемеров, а людей из белорусского лобби, которые явно переборщили. Фактически, считая А. Лукашенко де-факто президентом Российской федерации, они предлагали сделать заложниками Лукашенко всех россиян поголовно, что вызвало негативные отклики в российском обществе, где уже запутались: вчера Лукашенко был предателем, сегодня братом и союзников, а завтра снова врагом (?).
Что еще повлияло на признание Россией шестого срока А. Лукашенко? Не является тайной, что в российском политическом классе и экспертном сообществе активно обсуждается перспектива работы с А. Лукашенко в ближайшей перспективе. Любопытно то, что почти все вменяемые эксперты отмечают, что А. Лукашенко не набрал потенциал после выборов, а растратил. Иными словами, в России знают реальные итоги выборов в Беларуси и думают, как их использовать.
Сейчас А. Лукашенко реально очень «слабый президент», зависимый, с одной стороны - от внешней, прежде всего российской поддержки, а с другой стороны – от своих белорусских силовиков. Но дальше начинается развилка. По первой версии, Кремль должен воспользоваться слабостью А. Лукашенко и заставить его подписать все интеграционные документа, а также приступить к их выполнению.
По другой версии, «слабый» А. Лукашенко не нужен Кремлю, так как чтобы выполнить взятые на себя обязательства, белорусский президент предварительно поставит перед Кремлем главное условие: восстановить в полном объеме российскую финансово-ресурсную поддержку. И все пойдет по кругу. В ближайшей перспективе А. Лукашенко за счет России укрепит свои позиции в Беларуси, что в свою очередь позволит ему в очередной раз уклониться от выполняемых обязательств. Этот цикл в отношениях с А. Лукашенко Россия проходила три раза – 1996, 2010, и вот, 2020 г.
Результат очередных попыток вынудить А. Лукашенко взяться, наконец, через четверть века, известен заранее, так как стоит напомнить о существовании политических формул, давно доказавших свою правильность в отношении А. Лукашенко: «Лукашенко абсолютно недоговороспособен», «Лукашенко никогда не выполняет своих обещаний» и главное: «Интеграция с Лукашенко невозможна».
Судя по всему, в Кремле победили сторонники Первой версии. Она тактически понятна, позволяет быстро осуществить «прорыв», ну «а там видно будет».
Последствия признания выборов в стреднесрочной перспективе будет носить для России катастрофический характер. Фактически Москва повторяет ошибку 2014 года, когда РФ признала избрание на Украине президента П. Порошенко. Одним из результатов признания стала война на Донбассе.
В рамках развивающегося в Республике Беларусь политического кризиса признание Россией итогов выборов 2020 г. раскалывает сложившийся протестный блок против А. Лукашенко, что обеспечивает белорусскому президенту шестой президентский срок. После антироссийской предвыборной кампании белорусского президента пророссийская часть белорусского электората уже никогда не вернется к А. Лукашенко, но в свою очередь эти люди, к сожалению, навсегда потеряны для Кремля. Националисты в рамках раскола антилукашенковского блока безусловно оседлают уличные протесты и направят их против России, чем создадут условия для реального белорусского «майдана» и геополитического поворота республики по украинскому варианту. Напомним, что в России после 2014 года так и не прошел открытый анализ уроков украинского кризиса и никаких выводов сделано не было.
Признание итогов выборов РФ является стратегической ошибкой Москвы и триумфом А. Лукашенко.
Что из себя представляют протесты?
В Беларуси начались уличные протесты. На их фоне мы должны понять: имелась ли у белорусского народа возможность заставить Москву все-таки стать на его сторону, так как доказать в судебном порядке фальсификацию итогов голосования в Беларуси невозможно?
Автор этих строк в июне писал, что Россия безусловно поддержит выбор белорусского народа, если он будет доказан, т.е. в данном случае мог быть призван вариант «бархатной революции» в формате Еревана 2018 года.
Минск 9 августа выставил более 100 тыс. человек. Причем в отличие от противостояния 10 августа, воскресное выступление было реально протестным, но не мирным. Силовой акцент 9 августа был придан белорусскими силовиками. Но в итоге, на утро 10 августа даже европейские телеканалы информировали о «уличных столкновениях». «Бархатная революция» в республике невозможна.
Тогда что происходит на улицах белорусских городов? Напомним, что в той или иной форме волнениями охвачены 33 города.
Итак, в Беларуси нет «цветной революцией». Протестующие не объединены вокруг идеи пересчитать бюллетени или требования объявить второй/третий тур голосования. Выступления нацелены на отставку белорусского президента, так что А. Лукашенко не удалось спрятаться за спину Л. Ермошиной.
Посмотрим другие формы протестов:
- протесты не являются «майданом». Никто не захватывает территорию в центре белорусской столицы, никто не ставит палатки и ограждения. А самое главное – нет заказчика майдана и денег на него. Те деньги, что в устах белорусских «экспертов» на телевизионных ток-шоу выросли от миллионов до миллиардов, никто в живую не видел, включая штатных лгунов с белорусского телевидения;
- протесты не являются мятежом. Никто не захватывает здания, протесты до вечера 9 августа оставались мирными.
Тогда что это было? Сейчас, после 10 августа белорусские протесты носят характер городской герильи, вариант партизанской войны. Внимательный анализ событий вчерашнего вечера говорит о росте профессионализма со стороны протестующих. В отсутствие штабов, лидеров, связи и денег люди самоорганизовываются и буквально на ходу овладевают методами уличной борьбы. Вчера против сил правопорядка, за которыми уже закрепился термин из 1940-х годов – «каратели», использовали «коктейли Молотова». Кричалки в их сторону – «фашисты». Власти остаются приверженцами исключительно силовых методов общения с народом в стиле гаулейтера, что, в принципе, белорусам знакомо на генетическом уровне.
Понятно, что через день-два уже появятся полевые командиры, некоторые формы конспирации и подпольной работы, появятся и публичные фигуры.
К сожалению, компромисс между восставшими и властями уже не возможен. Республика медленно и неуклонно входит в гражданскую войну, которую А. Лукашенко как раз и разжег своими виртуальными 81% электоральной поддержки.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Чего хотите достичь? К чему рванули не оглядываясь??
Величия скакуасии под управлением пиндосии??
Лично я вам не советую туда заглядывать. Там темно и страшно, там бабайки порошенки и саакашвилисты с фашистскими недобитками додербанивают бывшую советскую республику, в своё время самую богатую и даже космическую.
Оттуда убЕгло в Европу и Россию народу больше чем три народа Беларуси, там бандеровцы для устрашения на городских площадях потешные виселицы из картона строят.
Не смотрите туда, не надо.