Отмененный Холокост
На модерации
Отложенный
Парадный портрет М.С. Воронцова в Военной галерее героев 1812 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга
О таких историях и людях необходимо помнить. Каждый год 29 сентября в Киеве отмечается траурный день расстрела евреев немецкими фашистами в Бабьем Яру в 1941 году, во время которого было убито 33.771 человек. Этим событием начался европейский Холокост, а конец ему был положен 27 января 1945 г. освобождением советскими войсками концентрационного лагеря смерти в Освенциме (Аушвиц-Биркенау, Польша). Этот день установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста. Официально считается, что за период Холокоста погибло 6 миллионов евреев.
Углубляясь в историю и вспоминая об этом, полезно знать, что в Российской империи в прошлом также была совершена ныне малоизвестная попытка организовать нечто подобное Холокосту, но тогда в стране нашелся благородный, смелый человек, не допустивший совершения этого тягчайшего преступления. О нем нужно знать и чтить его память. Прочесть о нем можно только в малоизвестных документах, а это несправедливо – о таких историях и людях необходимо помнить, изучать и потомкам рассказывать.
Об этом событии и главном его герое, с полным к нему уважением, пойдет речь.
В истории евреев России, густо населявших территорию юго-запада нынешней Украины, Молдавии (Бессарабии) и Крыма в прошлом возникла реальная угроза их почти полного уничтожения.
В начале 40-х годов 19-го столетия, то есть 200 лет назад, по предложению министерства государственных имуществ России, одобренному императором Николаем Первым, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию далеко на восток, в заволжские безжизненные, полупустынные степи в условия существования, целенаправленно приводящие к вымиранию людей, то есть по нашим современным понятиям царской властью еще в XIX веке планировалось «мероприятие», которое мы теперь называем Холокостом (или геноцидом).
Человеком, открыто и смело выступившим против преступного царского решения, был генерал-губернатор Новороссии, фельдмаршал, полномочный наместник царя в Бессарабии. Увы, в советское время о Михаиле Семеновиче Воронцове основная масса людей судила лишь по пушкинской эпиграмме, а в популярной исторической литературе его выставляли как царского сатрапа, реакционера, крепостника, душителя свободы. Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, рискуя своей карьерой, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось: «Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены (черта оседлости Екатерины II). Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям».
Далее Воронцовым излагалось мнение министерства государственных имуществ, делившее евреев на «полезных» и «бесполезных». (Как известно, немецкие фашисты использовали этот опыт).
«Смею думать, - продолжает М.С.Воронцов, - что само название «бесполезные» для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают «бесполезными», составит 80 процентов еврейского населения.
Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах. Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России».
«Смею думать, — резюмирует генерал-губернатор Новороссийского края, — что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости; смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока».
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами: «Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа».
На обеде у государя император сказал Воронцову: «Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев».
Каким образом можно выразить свое восхищение и признательность человеку, совершившему этот самоотверженный поступок и заступившемуся за евреев? Но об этом дальше.
Он смел думать, и результаты этой смелости не могут не восхитить. И нашу признательность можно выразить тем, что мы, потомки спасенных, с благодарностью поддержим от забвения память о нем, и этой публикацией постараемся привлечь внимание к жизни этого замечательного государственного деятеля.
С началом генерал-губернаторства М. С. Воронцова положение еврейской общины в Новороссии значительно улучшилось. Особенно благоприятные условия сложились в Одессе, где еврейское купечество стало играть большую роль в развитии экономики города. Михаил Семенович поддерживал и предпринимательскую деятельность евреев, и их начинания в области культуры.
В течение многих лет М. С. Воронцов поддерживал известного на юге коммерсанта Е. Л. Фейгина. Получив от еврейского общественного деятеля И. И. Тарнополя в подарок книгу об одесских евреях, Михаил Семенович писал ему: «Я спешу поблагодарить Вас от всего моего сердца за эту чрезвычайно интересную присылку, а также благодарю я Вас тоже и за то, что Вы по этому поводу обо мне пишете. Моим долгом и моей нравственной обязанностью было сделать в пользу Ваших единоверцев все то, что от меня зависело, пользуясь при этом содействием почетных горожан одесской еврейской общины. Мне очень приятно сознавать, что то, что было сделано в пользу еврейской общины в Одессе, послужило также примером для других областей России».
Евреи Новороссии были благодарны М.С. Воронцову за его внимательное отношение к их нуждам. 8 сентября 1848 года в Алупке они поднесли ему подарок — «Гимн для приветствия князю Михаилу Семеновичу в день совершившегося юбилея пятидесятилетней службы его сиятельства».
Вот что сообщала Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (издание 1908-1913 гг.): «Воронцов, Михаил Семенович (князь, 1782-1856) - выдающийся русский государственный деятель, в течение долгих лет (с 1823 года) состоявший новороссийским генерал-губернатором. Воронцов питал к евреям искренние добрые чувства.
Находясь в сношении с представителями одесской еврейской общины, выделявшейся в то время по своему высокому культурному уровню, Воронцов оказывал поддержку всяким начинаниям, направленным к духовному развитию еврейского населения и к поднятию его экономического благосостояния.
Просветительная реформа 40-х годов, вызванная совместной работой гр. Уварова и д-ра Лилиенталя, связана и с именем Воронцова, который вместе с тем стремился к расширению гражданских прав евреев. Об этом свидетельствует его ответное послание (2 ноября 1842 г.) «одесскому еврейскому обществу», в котором, сохраняя осторожность в словах, вызывавшуюся условиями того времени, князь твердо и определенно обещал ходатайствовать перед государем о том, чтобы одновременно с просветительной реформой был улучшен также правовой быт евреев.
Правда, несмотря на свое большое влияние в высших правительственных кругах, Воронцов не мог добиться в этом отношении более или менее крупных результатов - воля Николая I, отрицательно относившегося к евреям, была несокрушима, - все же Воронцов несомненно содействовал смягчению тогдашней репрессивной системы. Губернатор предпринимал «меры для изыскания средств», и «по высокому эстетическому вкусу начертил план синагоги», «прилагал особенное попечение о больнице».
Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, он добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.
Особенное впечатление произвела его записка, посланная министру внутренних дел для доклада государю (1843 г.), в которой он в резких выражениях выступил против предположенного «разбора» евреев на «полезных» и «бесполезных», назвав эту меру крутой и несправедливой; под влиянием этой записки слово «бесполезные» было исключено из официальной переписки; возможно также, что благодаря ей правительство стало относиться к проекту «разбора» столь отрицательно, что даже настойчивость Николая I не могла привести к его
осуществлению».
Леонид Войханский
Р.С.
В начале 1845 г. граф М.С. Воронцов уехал в Санкт-Петербург за новым
назначением. На обеде у государя император сказал Воронцову: "Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев".
Какими словами можно выразить свое восхищение и признательность графу, генерал-губернатору, фельдмаршалу, государственному деятелю, человеку, совершившему этот самоотверженный поступок и заступившемуся за евреев...
В марте 1845 г. графа М.С. Воронцова в порту провожала 100-тысячная Одесса.
Он уехал на должность наместника императора на Северном Кавказе. В этом же году за кавказские подвиги М.С. Воронцов был возведен в княжеское достоинство...
Последние дни Воронцов провел в любимой им Одессе: он вернулся туда в
начале октября 1856 г., а 6 ноября его не стало. Он скончался на 75 году от рождения.
10 ноября 1856 г. улицы Одессы были переполнены народом, провожавшим
похоронную процессию по направлению к Преображенской улице. Там, в склепе при Кафедральном преображенском соборе, с великими почестями был похоронен Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов. Одесситы всех национальностей и всех вероисповеданий оплакивали смерть уважаемого и любимого сановника.
Всем памятна была и щедрая благотворительность покойного и его супруги, пожертвовавших из собственного состояния на благотворительные дела около трех миллионов рублей.
С разрешения императора Александра II, по всей империи была открыта
подписка на сооружение памятника Воронцову. Памятник был открыт на Соборной площади в ноябре 1863 г. Его авторы - мюнхенский скульптор Ф.Бруггер и одесский архитектор Ф.Боффо. Бронзовая статуя М.С. Воронцова возвышается на пьедестале, выполненном из крымского диорита...
Надин, незаконнорождённая дочь Воронцова от Елены Заводовской, после смерти отца получила большую часть его наследства. Они с мужем купили парусник, наняли команду и вышли на безбрежные просторы Атлантики. После долгого и опасного путешествия они бросили якорь в Манхеттене.
Из Нью-Йорка молодая чета на шарабане отправилась в штат Иллинойс.
Купили ранчо. Вскоре у них появился первенец -- сын Майкл -- в честь деда Михаила Семёновича Воронцова.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но и там им спокойно не жилось. Однако бежать никуда не хотели. Чего же они выжидали?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А вот как понять тех,кто оставался?
В прошлом году я был в Питере и мой друг из Израиля попросил навестить могилу его родителей и посмотреть,что там да как. Так вот на этом еврейском кладбище было довольно много народа,в т.ч. и молодых людей,хотя казалось бы все уехали...)))
А вот что смешно: в Израиле сейчас более 200 тыс. русскоязычных неевреев.
И что интересно: в Израиле русофобии и погромов не будет НИКОГДА)
Чушь, жеребятина. Если и предлагалось что-то в отношении еврейского населения то:выселить ИЗ России
а не переселять на вымирание.
Из "Русской правды" П.Пестеля
19.Народ еврейский неудобен, так как составляет особое государство в государстве
(так как по причине своей религии не смешивается с другими народами, не ассимилирует).
Есть 2 выхода:
a).евреи русифицируются, отказываясь от своей религии;
b).выселить всех из России - в свое особое государство.
Комментарий удален модератором
Очередной не миф даже,а бред.
Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, киевский погром 1113 года был единичным и экстраординарным событием древнерусской истории.
Восстание, вызванное, скорее всего, экономическими причинами, было быстро и решительно подавлено властями и не оказало серьезного воздействия на дальнейшую жизнь русского еврейства.
=============
И вы можете сказать - КУДА ?
Подвезли нас к небольшому овражку, внизу памятник. Спрашиваю экскурсовода, а где настоящий "Бабий Яр"?
Она стала объяснять, что настоящий сравняли с землей, по нему проложили асфальт, теперь это дорога по которой ездят машины "Дорога в будущее". Построен телецентр и как я потом прочитала, построены дома. Был там обвал, все затопило грязью.
Получается двойной холокост, над живыми и мертвыми.
===========
Вот именно - В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В советском народе это вызвало только поддержку.
***
Такие люди, как М.С. Воронцов - соль земли, Г-сподь его послал на спасение. Таких - один на 10 тыс. или еще меньше.
***
99,9 % населения было нас-ать на уничтожение евреев. Только болгары и финны НЕ отдали своих евреев на уничтожение нацистам
В 2МВ, когда 500 тыс. солдат стажались в Красной Армии, 200 тыс. из нах пало в боях, местное население, русские, украинцы, белорусы - помогало нацистам в уничтожении родных этих солдат - 2 милллиона уничтоженных детей, женщин и стариков
***
Именно поэтому 95% евреев уехали из РФ и Украина. Правильное решение.
Только с Возрождением Израиля появилась страны, готовая сражаться с антисемитской мразью разных стран. Что она и показала за 70 лет своей истории, разбив наголову арабов и их союзника СССР в 1948, 1967, 1973 и 1982.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
===
И датчане.
но разница есть в любом случае между другими странами, где евреи преследовались. например в Голландии было уничтожено и переправлено в лагеря смерти и абсолютно и относительно гораздо больше евреев чем из соседней Бельгии, то есть выжило в Голландии примерно 19% евреев, а в Бельгии 50%.
арабские страны были в этом на стороне Гитлера, хотя и не были оккупированы Гитлером, разве не так? "Отношения между нацистской Германией (1933-1945) и руководство арабского мира охватывают презрение, пропаганду , сотрудничество и в некоторой эмуляции экземпляров. Совместные политические и военные отношения были основаны на общих военных по отношению к общим врагам, например, британского и французского империализма и колониализма , коммунизма и сионизма ."
кроме того, я обратил просто ваше внимание на то, что кроме белого и черного, были и промежуточные ситуации, то есть какие-то власти (и жители) сильно старались в этом, другие меньше. При этом голландцы лично евреев не убивали, но сдавали, для этого и премии выдавались 7,5 гульдена за человека, но литовцы например, с удовольствием евреев убивали своими руками. почему-то многие об этом не любят вспоминать, в угоду нынешней политкорректности.
Про голландцев-бельгийцев не знал "разницу" - дистанция огромного размера.
Пто Литовцев знал - упыри.
Сам Франко был марраном по происхождению и способствовал спасению 43 тыс. греческих евреев, как я читал.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Для меня Воронцов один из немногих интеллигентов - слава России.
Комментарий удален модератором