Чем Белоруссия заплатит за превращение в «АнтиРоссию»

На модерации Отложенный

 


Президент Лукашенко предельно четко дал понять, что Союзного государства с Россией не будет. Более того, созданная во многом им самим политическая ситуация требует, чтобы Белоруссия все больше становилась «АнтиРоссией» №2. Что же будет, если Минск и вовсе останется без России?

 



Сразу оговоримся, что допускать подобного разрыва было бы просто преступно с обеих сторон. РФ и РБ – официально союзники, а русские, белорусы и украинцы – это один большой народ. Тем не менее о некоторых вещах надо говорить прямо во избежание дальнейшего недопонимания.

Экономики России, Украины и Белоруссии традиционно тесно связаны. К чему приводит разлад и разрыв, хорошо видно на примере Незалежной, которую ее безответственные «элиты» ведут к полному экономическому краху.

Остается надеяться, что Минск не станет повторять ошибок Киева и не будет рубить сук, на котором сидит. Какие же направления белорусской экономики могут пострадать в случае превращения ее в очередную «АнтиРоссию»?

Да, Москва также зависима в некоторых важных вопросах от Минска, но скажем честно, «белорусское экономическое чудо» построено только за счет России, причем, часто в ущерб ее собственным интересам. Например, в прошлом году РБ поставила в РФ продуктов питания на сумму свыше 13 миллиардов долларов.

Это молоко, масло, сливки, творог, говядина и мясо птицы. За успехи наших друзей и партнеров в сельском хозяйстве можно только порадоваться, но следует учесть, что помимо собственного трудолюбия, они, успехи, основаны на российской экономической помощи.

 

Белорусская продукция имеет беспошлинный доступ на наш внутренний рынок, кроме того, их предприятия имеют возможность пользоваться дешевой электроэнергией за счет российских нефти и газа, продаваемых по цене ниже рыночной, а в ближайшем будущем – и построенной за кредиты Москвы «БелАЭС». Молочная отрасль РБ вообще находится на прямых постоянных дотациях со стороны Минска.

Если называть вещи своими именами, Кремль десятилетиями облагодетельствует белорусских аграриев в ущерб национальным производителям, которые не имеют подобных конкурентных преимуществ. Если эта «лавочка» для Минска прикроется, наши сельхозпроизводители только спасибо скажут.

Еще одна «узкая тема» - это переупаковка в Беларуси подсанкционных европейских товаров для продажи их в России. «Белорусские креветки» давно стали популярным мемом, но смеяться над этим не хочется, поскольку это во многом обесценивает смысл контрсанкций.

Давно пора спросить, в каких морях выловлена «белорусская рыба».

Помимо переупаковки, некоторые предприимчивые белорусы зарабатывают на контрабанде. Например, на сигаретах наш федеральный бюджет в год теряет порядка 100 миллиардов рублей.

Минск принципиально не желает повышать акцизы на табак до российского уровня, потому разница идет в карман ко всем причастным к этой схеме поставок контрабандных сигарет, доля которых на рынке составляет очень внушительные 15.6%.

Вопрос поставок нефти и газа в Белоруссию – это тема для отдельного большого разговора. Если вкратце, то из-за своего особого «союзнического» статуса Минск покупает «черное золото» без пошлины, из-за чего наш федеральный бюджет недополучает большие деньги за 18 миллионов тонн в год, спонсируя белорусский.

По факту, с коммерческой точки зрения Москве выгоднее продавать нефть кому угодно, только не Минску. Есть проблема с возможностью перекрытия транзита сырья по трубопроводу «Дружба» в Европу. Но если это будет сделано, Беларусь сама лишится транзитных платежей, а Москва сможет переориентировать экспорт на свои порты, развивая собственную инфраструктуру.

С газом несколько посложнее. Кремль вместо Балтийской АЭС в Калининграде за свой счет построил БелАЭС, что само по себе приведет к снижению потребления «голубого топлива» в Белоруссии. Минск может постепенно перейти на закупки газа в Европе, где сейчас его наблюдается переизбыток, а «Газпром» в итоге понесет очередные убытки.

Еще РБ поставляет в РФ неплохие грузовики, трактора, тягачи, запчасти к ним. Но в России есть и своя техника, а также другие импортеры. Куда Минск пристроит свою продукцию в случае разрыва торговых связей, не вполне понятно.

Пожалуй, только в области военной техники есть серьезная зависимость от партнеров. Речь идет про колесные шасси МЗКТ-79221, которые используются для подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Ярс». Это важная составляющая нашей ядерной триады, и так быстро белорусские тягачи заменить не получится.

Собственное производство в Курганской области ликвидировано, компетенции утрачены. На «КАМАЗе» попытались сделать свой аналог, но он получился не очень удачным: тяжелым и ненадежным. На его доводку понадобится, по предварительным оценкам, еще 5 лет.

Тем не менее тягач в конечном итоге свой мы тоже сделать сможем. Да и в Минске должны понимать, что наш ядерный щит – это и их щит тоже. При условии, что они не пойдут по пути превращения в «АнтиРоссию».
Автор: Сергей Маржецкий