Эх, дороги…

На модерации Отложенный

Протекают века и десятилетия, а «вторая беда» России остаётся всё та же: всё так же люди страдают из-за невозможности добраться до своего населённого пункта по убитой дороге.

СПИТ-УМИРАЕТ русская деревушка. В километре мчится мимо Киевское шоссе. С другой стороны тоже в километре — славный город Малоярославец, где в давние времена завяз и побит был русскими войсками грозный Наполеон. «Забытая богом деревня... В деревне Меньшовка Малоярославецкого района нет ни дороги, ни воды, и даже свет не везде. Маршрутки туда не ходят и школьный автобус тоже», — пишет в своём блоге в «Фейсбуке» местный журналист Владимир Заболотский.

Пролившийся над страной золотой дождь по странному стечению обстоятельств обошёл существенную часть российской дорожной сети. И рядом с действительно современными автострадами тонут в грязи и колдобинах множество областных и районных дорог, превращаясь из путей сообщения в забитые тромбами склеротичные артерии, не дающие развиваться, да и просто нормально существовать множеству населённых пунктов.

О проблеме можно говорить сухим языком статистики: согласно данным Росстата, число соответствующих нормативным требованиям региональных или межмуниципальных российских дорог продолжает оставаться меньше половины, и хуже всего обстоят дела в Республике Марий Эл и в Саратовской области, где доля нормальных дорог не дотягивает и до десяти процентов.

Но есть и эмоциональная составляющая проблемы. Сколько копий сломано, сколько ругательств извергнуто, сколько слёз пролито! Страсти прямо-таки бурлят. Вот, например, впечатления самарского автолюбителя Алексея Жирухина о самой ужасной, по его мнению, дороге европейской части России:

— Поехал я на автомобиле на юг нашей страны… Как только заканчивается Самарская область и начинается Саратовская, возникает стиральная доска. Даже на «крузаке» /вседорожник Land Cruiser/ ехать местами выше 30—40 км в час некомфортно, машина прыгает и опасно качается. Продавленная колея от большегрузов и ужасные заплатки… Асфальт настолько продавлен, что возникает ощущение, что это не дорога между столицами регионов, а какая-то грунтовка. Асфальт образует такие волны, что легковушки на них даже чиркают днищем, это видно по следам на дороге. Думаю, ну ладно, бывает, трасса, все дела, заехали в Пугачёв. Так тут ещё хуже. Состояние дороги — как после бомбёжки. Местами асфальт полностью отсутствовал.

Не понимаю, как люди тут живут и катаются по этим дорогам каждый день.

Согласитесь: прямо поэма! А проехал бы человек по ровному шоссе, даже не заметил бы — скукотища. Сколько рождается эмоций в суровых шофёрских сердцах. «Автовоз там застрял, вытащить не могли, — описывает свои впечатления о поездке в районе Урюпинска тридцатилетний Виктор. — Там не только дыры, но и горы из асфальта, как будто гигантские кроты пытались вылезти из-под земли».

Какое лексическое богатство в разговорах автолюбителей и профессиональных шофёров, посвящённых российским дорогам! Вот немного услышанных мной россыпей: «трэш, настоящий ад, чуть колеса не отвалились, как в «Ну, погоди» идёшь и подпрыгиваешь, влетел в такую дырень — думал, провалюсь на другой конец полушария, трындец, долбанул, вшатнул, чирканул, просто офигеваю…».

И это ещё самая малая и цензурная часть. Подумалось, что про наши дороги уже столько писано-переписано, из многолетней статистики и позорных цифр можно уже египетские пирамиды взгромоздить, а воз и ныне там же. Может, для воздействия на заснувшую совесть чиновников к каждой цифре нужно прикладывать одно из многих тысяч шофёрских эмоциональных рассказов? Вот, например, такой, что поведал ростовский инженер заядлый мотоциклист Владимир Орехов:

— Я никак не думал, даже представить не мог, что такое может быть в центре России. Саратов: ужасно плохие дороги... их просто нет... Это просто невозможно в двадцать первом веке такие дороги... федеральная трасса Саратов — Самара через Балаково... дорога смерти... по-другому не скажешь... Иной раз казалось, что вот-вот на дорогу из леса выйдут партизаны: ощущение, что дорогу не делали с войны...

Сколькими слезами, сколькими матюками политы вы, дороги России! Сколько денег потеряно на ваших ухабах и выбоинах! Сколько детей рождено на ваших обочинах, сколько людей умерло в пути, не успев добраться до больницы! Сколько шин испустили дух на ваших колдобинах, сколько машин угробилось, сколько аварий, увечий, смертей приключилось из-за вас!

Доживём ли мы до того прекрасного времени, когда из пункта А в пункт Б российский шофёр доедет не только живым-здоровым на непобитой машине, но ни разу не помянет, подобно своему прадеду-кучеру из XVIII—XIX веков, крепким словцом русскую «дорогу-матушку»?

Мария ПАНОВА.