НЕ ПОЗДНО… ПИТЬ «БОРЖОМИ»?

На модерации Отложенный

Москва, 7 августа. В России по поручению президента Владимира Путина будет создана правительственная комиссия по русскому языку. Об этом на заседании правительства сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

В задачи комиссии войдёт проведение экспертизы правил русской орфографии и пунктуации, определение единых требований к созданию словарей, справочников и грамматики, содержащих нормы современного русского литературного языка, пояснил премьер.

«Наша задача – сохранить и обеспечить развитие русского языка в России и мире. Для этого необходимо сформировать целостную языковую политику», – добавил Мишустин.

Я же, со своей стороны, добавлю следующее.

Для начала напомню, что в мае Минпросвещения разработало проект создания комиссии. В документе ведомства отмечалось, что новый орган будет координировать работу федеральных органов исполнительной власти и организаций, заинтересованных в сохранении, защите, развитии и продвижении русского языка за рубежом.

В марте президент также поручил подготовить законопроект о контроле за соблюдением норм русского литературного языка чиновниками, руководителями и гражданами страны.

В свете этой, вдруг возникшей суеты вокруг нашего «великого и могучего», вспомнилось известное шутливое присловье: «поздно пить «Боржоми», когда печень отвалилась».

А, действительно, – не поздно ли?

Сейчас русский язык, эта «последняя поддержка и опора» нации, опасно зашаталась. Наша плодороднейшая лингвистическая нива, на которой трудились гиганты мировой литературы, на глазах зарастает чертополохом сквернословия и новояза.

Достаточно выйти на улицу, посетить места массового скопления граждан, и можно услышать такую «феню», что хоть святых выноси.

И никакого тебе осуждения! Ни со стороны общественности, ни со стороны официальных лиц, которые (видимо, в целях сближения с «массами») сами не прочь иногда «врезать» что-нибудь этакое на сленге типа «мочить в сортире», «не надо париться», «не надо бизнес кошмарить» и т. д.

И всё это, естественно, – на всю страну! С телеэкрана!

И коль уж, мы вспомнили это чудо техники, так может, кто-то припомнит и то, как несколько лет назад тоже на телеэкране, а точнее, на канале «Культура» шла программа, которая называлась «Без мата нет русского языка». Именно так – в утвердительной форме, без всяких вопросительных знаков в конце.

И вёл её не кто-нибудь, а Михаил Швыдкой, бывший в ту пору министром культуры, а по совместительству подрабатывавший, впрочем, как и сегодня, телешоуменом.

Так вот, в своей передаче про русский мат он, видимо, для того, чтобы помочь телеаудитории «погрузиться» в предложенную тему, с упоением цитировал Бахтина, утверждавшего когда-то, что все мы находимся «во власти телесного низа», а посему, не материться в принципе не можем. Мол, нужно лишь подбирать время и место...

Однако после таких наставлений не всем захотелось утруждать себя поисками времени и, особенно, места.

Ненормативная лексика из сугубо бытовой сферы широко шагнула в общественную: так называемый «русский шансон», а, по сути, блатные песни, ареал распространения которых ранее не выходил за пределы «мест не столь отдалённых», не смолкают в радио- и телеэфире.

Актёры, выполняя волю режиссёров-«новаторов», уже достаточно привычно обкладывают друг друга таким «трёхэтажным», что, кажется, кулисы – и те краснеют.

Тот же лексикон, да ещё густо сдобренный англицизмами, стал неотъемлемой приметой любой молодёжной компании.

Но страшнее всего то, что русский мат, ценителем которого оказался бывший министр культуры, уже раздаётся из детских песочниц…