Мир российской "элиты" построен на деньгах, связях и страхе

На модерации Отложенный

Мир, в котором живут власть имущие, кажется обычным людям загадочным. Как он устроен – какие там ценности, правила? Кто может туда попасть и что надо делать, чтобы там закрепиться? При помощи Анастасии Никольской, доцента кафедры психологии РГУ им. Косыгина, мы попробовали заглянуть в мир нашей элиты.

– Министры, губернаторы и другие высокие чины зачастую кажутся нам пришельцами с другой планеты. Они принимают совсем не те решения, которых от них ждут. Дают неадекватные объяснения событиям. Публично высказываются в оскорбительном для людей ключе. Может, они действительно с другой планеты?

– Миры управленческой элиты и обычных людей не находятся на разных планетах, просто у нас разные картины мира и разные способы адаптации к окружающей среде. Один из тех, кого мы интервьюировали, сказал, что им, как и нам, каждый день приходится выживать в их мире. Но если наши проблемы зачастую сводятся к тому, как дотянуть до зарплаты, купить ребенку новую вещь, погасить кредиты, то их проблемы в том, как в их мире удержаться, не быть выброшенным за борт. Расслабляться нельзя. Сложно кому-то доверять. Они не чувствуют себя в безопасности. Они понимают, что слишком много людей из их окружения будут рады любой их ошибке. В какой-то мере наш мир более безопасен.

– Зачем же они идут во власть?

– Хотят статуса и денег. Но вместе с деньгами и статусом получают страх. И постоянно живут под прессом страха. Страна при этом остается за кадром. На нее просто не остается сил. Им нужно постоянно доказывать свою значимость и подтверждать свой статус – именно это их способ адаптации к их среде.

– Им безразлично, что происходит в стране?

– Нет, они совсем не хотят, чтоб народ жил впроголодь. Просто находясь внутри построенной ими системы, не понимают, как выглядит продукт этой системы извне. Считают, что любые проблемы людей из обычного мира можно залить деньгами. Если им поступает сигнал, что где-то что-то неблагополучно, выделяют деньги.

Но на каждой нижестоящей ступени эти деньги позволяют нижестоящим чиновникам решать те же проблемы, что у них – проблемы собственного выживания в этой системе. Поэтому до нас доходит немного. Но они не хотят понимать, что в самый низ пищевой цепочки мало что попадает, и мы им кажемся неблагодарными. Деньги-то они выделили, а мы все равно недовольны.

– Что является ценностью в их мире?

– В нашем мире опорой для выживания являются деньги, а в их мире – связи. Но связи – это такая текучая материя. В них никогда нельзя быть до конца уверенным. Поэтому у них возникают кланы. Новые поколения клана буквально выращиваются, чтоб подхватить бразды правления. Их личное будущее зависит от успешности их клана.

Для них хорошо то, что несет благо их клану, то есть ближайшему окружению.

– Людям, по правде сказать, не важно, какие во власти кланы и кто с кем связан. Мы просто хотим, чтоб там хорошо работали и эффективно использовали бюджетные деньги. Почему это не получается?

– Эффективный менеджер болеет не за свой статус, а за дело, которое ему поручено. Им движет потребность в самореализации в рамках своей профессиональной деятельности. Но в нашей государственной системе и запроса такого нет – на профессионализм. Он там не нужен. Нужна лояльность. А быть одновременно и лояльным, и профессиональным невозможно. Потому что хороший профессионал – всегда независимый.

– Системе нужны только зависимые люди?

– Один из тех, у кого мы брали интервью, сейчас как раз вышел в отставку и был откровенней других. «Коррупция, – сказал он, – в мое время являлась системообразующей. Без неё ничего не работало». Он её не оправдывал, но считал, что она имела какой-то позитивный смысл, потому что заставляла систему работать.

– Судя по тому, что вы рассказываете, во власть попадают далеко не самые блестящие личности, а, довольно безыдейные, которые стараются запихать в себя побольше жирных кусков, а потом трясутся, как бы их не отняли.

– Это не так. Такое впечатление создается, потому что мы смотрим на них со стороны и не можем увидеть их ситуацию изнутри. Философ Томас Найджел написал замечательную статью «Что значит быть летучей мышью». Суть её в том, что как бы мы ни пытались понять сознание другого человека, мы никогда его не поймем, наблюдая за ним. Надо стать этим другим, чтобы понять, что он чувствует. Человек может представить, что он висит в темноте вниз головой, как летучая мышь. Но это будет только его человеческое представление.

Здесь то же самое. Мы живем в разных мирах и адаптируемся к разной окружающей среде. В силу адаптационных задача у нас интеллект развивается по-разному. Они знают то, что мы не знаем и наоборот. Элита – не негодяи. У них нет идеи устроить геноцид народу. Из их мира, где все решают деньги и связи, они пытаются нам помогать так же, как помогали бы людям из своего мира – ну вот деньгами, – не понимая, что мы-то в другом мире и у нас в нашем мире другие запросы.

И наверняка мы тоже кажемся им примитивными и ненасытными. Если вы живете в джунглях, то смотрите на жителя мегаполиса как на дегенерата, потому что он не отличит ядовитое растение от неядовитого. А житель мегаполиса смотрит на вас как на чучело в перьях, которое не знает, как включить кондиционер в машине. Верно ведь?
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/107563/36494/-