Интриги Кремля: Вливание денег в «теневое правительство» или новая рокировка тандема?
На модерации
Отложенный
Зачем минфин, говоря Госдуме и силовикам «денег нет, но вы держитесь», повышает содержание Медведева и Путина
На фото: Дмитрий Медведев и первый вице-премьер РФ, министр финансов РФ Антон Силуанов (слева направо) (Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
О том, что в условиях текущего кризиса властям не остается ничего другого, кроме как в очередной раз секвестировать расходы госбюджета, говорилось уже довольно давно. И вот теперь Министерство финансов перешло от общих слов к конкретным делам — закатив для начала «пробный шар» в виде предложения сократить ассигнования на «оборонку», оно пошло еще дальше.
Так, 5 августа стало известно, что ведомство Антона Силуанова намерено сократить расходы на содержание Госдумы и Совета Федерации в 2021—2023 годах в общей сложности на 1,9 млрд рублей. Также на этот период планируется и сокращение расходов на Счетную палату, в совокупности более чем на 0,5 млрд рублей.
Но это еще не все. Финансирование деятельности Следственного комитета и прокуратуры России в 2021—2023 годах тоже будет урезано, причем более чем на 4 млрд рублей. Эту экономию Минфин объясняет инфляцией. При этом уточняется, что значительную часть средств удастся сэкономить за счет отказа от индексации зарплат сотрудников.
Что же, как говаривал в свое время российским пенсионерам один небезызвестный российский премьер-министр, занимающий ныне пост председателя Совета Безопасности РФ, денег нет, но вы держитесь там, всего вам хорошего.
Но вот что интересно. Самому автору этой крылатой фразы, по-видимому, «держаться там без денег», скорее всего, на придется — все тот же Минфин заявил об увеличении бюджетных расходов на обеспечение деятельности зампреда Совбеза РФ, а заодно и госслужащих Администрации президента РФ (АП) более чем на 1,5 млрд рублей в 2021—2023 годах. Мало того, отдельным указом Владимира Путина он вместе со своей супругой еще и был внесен в список должностных лиц, имеющих право на получение дипломатического паспорта, весьма специфичного документа, обладать которым может только очень ограниченный круг лиц.
«СП» поинтересовалась у экспертов — почему вдруг на фоне семилетнего падения уровня жизни россиян, неуклонного роста бедности в стране, скачка курса доллара с 61 рубля до 73 рублей за единицу всего за полгода Администрации президента понадобилось устраивать «пир во время чумы» и увеличивать расходы на собственное содержание аж до 14,3 млрд рублей в год, причем по сути — из карманов налогоплательщиков, многие из которых в период коронавирусного карантина либо потеряли работу, либо столкнулись с понижением заработной платы?
— С одной стороны, — подчеркнул в беседе с изданием член КПРФ, политик, общественный деятель Вячеслав Тетёкин, — сокращение любых расходов на высшее чиновничество, которое, в отличие от муниципальных госслужащих с мизерной зарплатой, мало того, что получает огромные зарплаты, так еще и в бизнесе так или иначе участвует, не всегда, на минуточку, законно, можно бы только приветствовать. Но вот увеличение расходов на содержание Администрации президента и Совбеза вызывает тревогу.
Потому что, во-первых, нарушает принцип справедливости — сокращать расходы чиновникам, так уж всем сокращать. А, во-вторых, АП — это некий технический аппарат, который призван обслуживать президента. И когда он превращается, по сути, в теневое правительство, это в корне неверно. То же самое касается и Совета Безопасности РФ, ведь формально это небольшая группа высших чиновников, которая должна периодически собираться для принятия некоторых стратегических решений. А его превращают в административного монстра, что совершенно неправильно.
И возникает большой вопрос — подождите, ребята, у нас есть судебная власть, законодательная власть и исполнительная власть, и такое усиление последней не является ли очередным доказательством того, что исполнительная власть в России полностью подмяла под себя законодательную, фактически штампуя предложения, которые исходят из правительства.
О какой тогда законности можно говорить в отсутствии баланса ветвей власти?
— Подобные новости о сокращении расходов одних чиновников и повышении расходов других, на мой взгляд, всегда имеют некоторый, мягко говоря, «душок», — отметил экс-директор Центра исследования политической культуры России Сергей Васильцов. — Во-первых, деньги-то в стране есть, о чем говорит хотя бы активизация строительства железных дорого в отдаленных уголках России, а значит, если возникает такая уж острая необходимость, почему бы тогда просто не повысить расходы чиновников? Во-вторых, такие вещи надо делать очень осторожно и грамотно, а не в стиле «аля-улю», очень свойственному нашим ведомствам, сохранившим кадровую и ролевую связь с «либеральной диктатурой» периода президентства еще Бориса Ельцина. Создается впечатление, что таким образом просто сталкиваются лбами руководящие страной инстанции, провоцируя у кого-то ощущение некоторой ущербности, а у кого-то — сверхпревосходства.
«СП»: — Неужели Минфин делает это сознательно? Если так, то это наводит на мысли о саботаже.
— Я думаю, тут необязательно искать какие-то заговоры. Просто в Минфине осталось очень много людей из нашего прошлого, мыслящих другими категориями, чем это принято в нынешнюю политическую эпоху. Поэтому я бы ограничился тем, что в данном случае имело место некоторое недомыслие.
«СП»: — Так воспринимаете происходящее вы, профессионал в политике. А у простого обывателя, судя по комментариям интернет-пользователей под этими новостями в популярных соцсетях, складывается ощущение, что высшая власть готовится, образно выражаясь, к некоему большому исходу. Особенно если учесть, что Дмитрию Медведеву с супругой отдельным указом президента предоставлено право на получение дипломатического паспорта…
— Ну, с одной стороны, чтобы этот исход был успешным и эффективным, только повышения расходов и дипломатических паспортов маловато. А, с другой стороны, подобный сценарий при желании можно провернуть и без всего этого. Когда возникает подобная необходимость, какие-то формальные шаги имеют уже третьестепенное значение. Но соглашусь с тем, что момент с диппаспортом для зампреда Совбеза выглядит довольно странно.
С одной стороны, у нас не очень любят людей с зарубежными гражданствами, паспортами и связями. А, с другой стороны, вдруг, совершенно поперек этой тенденции, такая новость. Для себя из этого я сделал следующий вывод — видимо, у Дмитрия Медведева готовится в жизни какой-то важный служебный или жизненный шаг, который предполагает обязательное наличие подобного документа. Пока, пожалуй, стоит ограничиться простой констатацией — да, такой факт имеет место быть. А дальше, хотим мы этого или не хотим, результат этого шага мы с вами скоро увидим.
Однако скорее всего, предположил Вячеслав Тетёкин, президентский указ о предоставлении дипломатических паспортов чете Медведевых — статусное мероприятие. Которое должно показать всем, что чиновник, в 2011 году фактически давший добро на натовские бомбардировки Ливии, является очень высокопоставленным лицом, не ушедшем на обочину политического процесса, а находящимся в центре власти.
После такой оценки происходящего на ум почему-то приходят слова политолога Алексея Макаркина. «Сейчас он [президент РФ], как говорится, никому ничего не должен, поскольку есть возможность еще дважды баллотироваться на должность президента, — заявил он недавно „СП“, — Так что он может спокойно дать понять о преемнике как в 2023 году, по аналогии с 2007, так и позже. Эта информация теперь может появиться в любой, самый неожиданный, момент».
Значит ли это, что Минфин, сажая на финансовую диету Госдуму, Следственный комитет, прокуратуру и «оборонку», повышает денежное довольствие Администрации президента и Совету Безопасности только лишь потому, что в скором времени на внутриполитической арене россияне вновь увидят уже имевшую место в 2008 году «рокировку тандема»?
Андрей Захарченко
Комментарии