Путин: двадцать лет спустя

На модерации Отложенный

Искрящийся наш мир — парадоксален, непредсказуем и пугающе прекрасен. Тайн в нём не меньше, чем очевидностей. Поэтому он всё время сверкает и переливается, играя светом и тьмой. В этом непрерывном мерцании видна алхимия истории, её живая огненная структура.

Путин — один из самых загадочных русских государей.

Путь его к властному олимпу по-прежнему покрыт завесой тайны. Его политические методы непрозрачны, предусматривают создание ложных целей и отвлекающие маневры.

Его образ как политика немного размыт, что провоцирует появление огромнейшего числа интерпретаций и инсинуаций.

В голове у одних он — "слуга мирового империализма", другие видят в нём явного могильщика глобализма. И никто не знает точно: знаменитый ХПП ("хитрый план Путина") существует или нет?

Отношение к Путину газеты "Завтра" менялось на протяжении десятилетий. В начале было недоверие и отторжение. Наше радикальное оппозиционное издание гвоздило Путина как продолжателя дела Ельцина, как зловещего менеджера, заведующего ликвидацией России. Даже успехи Второй чеченской войны не вдохновляли. Перелом случился в 2007 году. Знаковая Мюнхенская речь и ряд других заявлений Владимира Путина создали для нас другую оптику, иную карту политической реальности.

Отлично помню свою первую заметку, написанную с симпатией к Путину. Она называлась "России — быть!". Этот текст завершался строчкой из песни Егора Летова: "Маятник качнулся в правильную сторону…".

А. Беляев-Гинтовт. Портрет Владимира Путина (2015)

***

Герой нашего времени

Я часто убеждался в том, что народные пословицы настолько универсальны, что ценны, временами, своим обратным смыслом. Так, например, не всегда следует дожидаться осени, чтобы начать пересчитывать цыплят. Рыбка из пруда может и сама выпрыгнуть тебе в руки. А сто рублей в кармане иногда предпочтительней целой оравы бестолковых и избыточно весёлых друзей. Это же касается и поговорки: "Не место красит человека…" Я абсолютно уверен, что есть места, роли, должности, которые человека не просто красят, но и переделывают.

Владимир Путин стал русским царём не по своей воле. Он не прорубался к власти, не шагал по головам, не вступал в альянсы и союзы в борьбе за высший пост. Возможно, получив власть, он даже не знал, что с ней делать.

Но шаг за шагом, день за днём приходило понимание того, что ему дана не просто важная функция во власти, а роль в истории. Это так странно и непостижимо: он вышел из своего скромного питерского офиса и попал на громадную сцену, на эти всемирные подмостки, где до него свои роли исправно исполняли Сталин, Ленин, Иван Грозный, Чингисхан и Юлий Цезарь. Сейчас уже ясно, что это был удивительный божественный эксперимент, а никакой не олигархический "проект". Перст судьбы указал на Путина.

История знает множество примеров, когда иные, оказавшиеся в той же ситуации, были неспособны соответствовать этому велению свыше. Историческая волна поднимала людей ввысь и тут же низвергала. Их пожирала породившая их стихия. Или изблёвывала. Весной 1917 года Александр Гучков, политик проницательный, смелый, честолюбивый, — почувствовал в руках своих вожжи истории. "Эх, пошла залётная!" Но вот кобылка немножечко споткнулась, и он вылетел из саней головой в сугроб. Оказался за секунду выброшенным из политического и исторического процесса. Таким несть числа.

В этом отношении Владимир Путин — тот, кто соответствовал и соответствует времени и месту. Возможно, самое главное в политике — остро чувствовать эти основные категории.

Война и мир

Путин пришел в политику и состоялся как военный лидер в гражданском костюме. 7 августа 1999 года орды Басаева ринулись из Чечни в Дагестан, стремясь спровоцировать ваххабитские мятежи на территории этой республики. Через два дня Путин был назначен и.о. председателя правительства Российской Федерации…

Логично, что выходец из КГБ СССР все двадцать лет своего правления занимается государственной безопасностью.

Результаты — ошеломляют.

Путин — это "мистер безопасность".

Следует понимать, что безопасность — это то, без чего развитие невозможно.

Любые социальные эксперименты и общественные инновации возможны, если внешний контур надёжно защищён. Если не будет сильной армии и границ — внешние хищники сожрут птенчика, который смотрит своими глазёнками и только пытается превратиться в великого орла.

Защита России от военной угрозы со стороны Запада — это главное достижение Путина. За двадцать лет Путин построил новое поколение русских сверхмощных ракет — низкий ему поклон.

Армия, флот, ракеты — первый пояс безопасности. За ним идут спецслужбы, агентурные сети, аналитические центры. Затем правоохранительные органы, прокуратура, полиция и прочее.

Параллельно выстраивается геополитическая, продовольственная и финансовая безопасность, а также безопасность информационная. Последняя проблема ещё не решена. В условиях технологической революции противник обладает пока решающим превосходством в информационно-цифровой сфере.

После создания буферных зон на границах страны, после затыкания пробоин в сфере финансов и в области информации можно будет выстроить современное эффективное государство, что для холодной России важнее любых производств.

Ибо государство Российское — не только страж для защиты настоящего, но и повитуха для рождения будущего.

офисное здание на Садовой-Триумфальной первая путинская высотка в Москве. Фото Андрея Фефелова

**

До Путина страна лежала как убитый воин, окровавленная, искалеченная и расчлененная. 

Путин, как сказочный Серый волк, полил наши каверны Мёртвой водой и восстановил тело России, заживил ужасные рубцы. Мёртвая вода не приводит к дыханию, к цветению, к слезам радости. Но она восстанавливает контур, возвращает целостность.

Держит ли Путин за пазухой пузырёк с волшебной Живой водой? — вот вопрос!

При Путине зародился и пошёл по улицам городов и деревень "Бессмертный полк". В нём забрезжили зачатки сверхновой бессмертной России. Засияли проблески победной доктрины будущего: "Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века".

При Путине незаметно вышли на первый план важные праздники, формирующие облик и сознание народа. Первым и самым важным стал День Победы — отсылающий не только к великому триумфу 1945 года, но и к самому понятию Победы как принципу, реализуемому в жизни и в истории.

Вторым национальным праздником незаметно становится День космонавтики. Идея мирной экспансии, стремление ввысь, тяга к неведомому — всё, что заложено природой в русской душе — постепенно обретает контуры всемирного космического будущего.

И третий праздник, несомненно, — это день рождения Пушкина. То есть День нашей словесности, посвящённый основе основ нашего мышления — глубокому, как океан, огненному, как звезда, подвижному, как эфир — великому живому русскому языку.

На западном фронте без перемен

Так уж вышло, что мир сейчас переживает колоссальную трансформацию. И не Путин в этом виноват. Скорее всего, виноват технический прогресс. Человечество переживает (переживёт ли?) очередную болезнь роста. Изменения носят непредсказуемый и стремительный характер. Дремавшие демоны хаоса постепенно просыпаются, срывая с себя древние заклятья. В этих непростых условиях, в виду надвигающегося торнадо, каждая букашка стремится залезть в свою щель. Хочет спрятаться. А желательно ещё и закрыть люк изнутри на три замка.

Расползание "единого мира" на части, так называемая деглобализация — основной тренд современности. В этой логике действуют и Трамп, и Си Цзиньпин. Но первым осознал ситуацию Путин. Не зря именно Владимир Владимирович недавно объявил о смерти либерализма.

Именно поэтому президент России, несмотря на чудовищную демонизацию, которую до сих пор методично осуществляют в отношении него мировые СМИ, столь популярен среди простых людей Востока и Запада.

Удивительно, но спустя двадцать лет Путин актуален, как никогда. Несмотря на все достижения, главная его партия ещё не сыграна, главное дело не сделано.